Россия
Россия
В данной статье описан опыт применения элементов технологии информационного моделирования при проектировании, где процесс формирования информационной модели контролировали представители службы Заказчика в организованной среде общих данных на интернет-сервере проектной организации. Также, в данной работе представлено описание применения элементов технологии информационного моделирования при проверке Заказчика и указаны сроки выполнения работы, которые по окончанию опыта дали значительное повышение производительности. Содержание статьи несет в себе описание эффективного метода взаимодействия всех участников на стадиях проектирования, строительства и эксплуатации и продолжает находить применение в действующих проектах, при этом, не сокращая сроки производительности. Исследования в статье, при варианте совместной работы с использованием элементов технологии информационного моделирования, приводят к определенному опыту работы, из которого можно сделать вывод, что от внедрения технологии информационного моделирования в дорожную отрасль ожидается не только повышение качества проекта, но и становится более эффективным взаимодействие всех участников на стадии проектирования, строительства и эксплуатации. Содержимое статьи дает представление о том, что фактически, информационная модель проекта является аналогом бумажного проекта. Также в статье обсуждается вопрос о сокращении сроков производства проектных работ и работ по внесению изменений в проектную документации. Данная статья будет полезна для специалистов-проектировщиков на стадии разработки, а также рабочей стадии.
автомобильная дорога, среда общих данных, проектная информационная модель, технология информационного моделирования
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время, как мировая, так и отечественная строительная отрасль находится в процессе фундаментальной трансформации. Начало этому процессу положил рывок в развитии ЭВМ, происходящий с начала XXI века.
С учетом возможности сопровождения объекта капитального строительства на протяжении всего жизненного цикла, технология информационного моделирования была определена одной из наиболее перспективных. Ввиду чего уже с февраля 2014 г. (заседание Консультативного совета по рациональному и безопасному недропользованию в ТЭК при председателе Комитета Государственной Думы Российской Федерации по энергетике, тема заседания — «Разработка национального плана мероприятий по внедрению инновационных технологий информационного моделирования на всех этапах жизненного цикла объектов капитального строительства» от 05.02.2014г.) в Российской Федерации на государственном уровне стала решаться задача применения и стандартизации технологии информационного моделирования. К настоящему моменту сформирован и находится на утверждении перечень нормативной документации для стандартизации работы по технологии информационного моделирования (далее ИМ).
Руководствуясь разработанными документами по технологии ИМ, а также накопленным опытом проектирования в среде САПР, специалисты ООО «Дороги Приволжья» совместно со специалистами НПФ «Топоматик» производили работу над пилотными объектами. Одним из таких объектов стал объект «Капитальный ремонт автомобильной дороги М-5 «Урал» Москва – Рязань – Пенза – Самара – Уфа – Челябинск, подъезд к г. Екатеринбург на участке км 79+899 - км 121+509, Челябинская область» (далее объект) (Заказчик ФКУ Упрдор «Южный Урал»).
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель пилотного проекта состояла в том, чтобы апробировать удаленное взаимодействие между проектным институтом и Заказчиком, реализуемое путем размещения информационной модели объекта в прототипе среды общих данных и организации двустороннего доступа. В случае получения положительных результатов следовало бы ожидать сокращение времени, необходимого на согласование проектной документации, за счет повышения оперативности в принятии решений.
Для решения поставленной задачи специалисты ООО «Дороги Приволжья» совместно со специалистами НПФ «Топоматик» на техническом совещании в ФКУ Упрдор «Южный Урал» (протокол заседания Технического совета №9 от 27.03.2019) предложили вариант совместной работы с использованием элементов технологии ИМ.
По результатам проведения заседания Технического совещания под председательством Главного инженера ФКУ Упрдор «Южный Урал» принято следующее:
- одобрить работу по объекту по технологии ИМ;
- среду общих данных разместить на интернет-сервере ООО «Дороги Приволжья» для обеспечения безопасности данных;
- предоставить представителям ФКУ Упрдор «Южный Урал» регламентированный доступ к разработанным информационным моделям, размещенным на сервере ООО «Дороги Приволжья»;
- сопровождение работы по технологии ИМ передать специалистам НПФ «Топоматик».
В целях организации взаимодействия специалистам технического отдела ФКУ Упрдор «Южный Урал» был открыт доступ к среде общих данных, размещенной на интернет-сервере ООО «Дороги Приволжья». Для просмотра информационной модели использовался свободно распространяемый программный продукт «Инспектор проектов Топоматик Robur».
Следует отметить, что после включения в работу по технологии ИМ уполномоченных к проверке представителей Заказчика, проверка разработанной проектной документации по объекту протяженностью 41,6 км выполнена в кратчайшие сроки, а именно:
- проверка и согласование продольного профиля за 3 рабочих дня;
- проверка и согласование системы водоотвода с проезжей части и от земляного полотна за 4 рабочих дня;
- проверка, корректировка и согласование схемы организации движения на период эксплуатации за 5 рабочих дней, и так далее.
Даже на основании опыта работы с вышеуказанным «пилотным» объектом можно сделать вывод, что от внедрения технологии информационного моделирования в дорожную отрасль следует ожидать не только повышение качества проектов, но и, в первую очередь, более эффективного взаимодействия всех участников на стадиях проектирования, строительства и эксплуатации.
Рисунок 1 - Схема взаимодействия в среде ИМ по объекту
По результатам работы по технологии ИМ совместно с представителями службы Заказчика разработан следующий алгоритм взаимодействия (рисунок 1):
- на интернет-сервере ООО «Дороги Приволжья» информационная модель по объекту обновляется на сервере с частотой 1 раз в день для обеспечения актуальности данных, предоставляемых службе Заказчика;
- уполномоченные лица службы Заказчика по проверке информационной модели (плана, продольного и поперечного профиля, объема работ) оставляют свои замечания через систему динамических аннотаций (рис. 2), которая позволяет исполнителю проектной документации моментально увидеть элемент информационной модели, к которому возникли вопросы. Также после внесения изменений исполнитель имеет возможность оставить пояснения по принятым проектным решениям. Данная возможность позволяет перманентно, в on-line режиме, контролировать ход процесса проектирования и на ранней стадии вносить корректировки со стороны службы Заказчика в принимаемые проектные решения;
- специалистами НПФ «Топоматик» для обеспечения сохранности данных и исключения разглашения, передачи или предоставления каким-либо иным способом доступа третьим организациям и лицам сведений по объекту предусмотрена возможность шифрования каждой информационной модели, для этого необходимо при ее размещении на интернет-сервере задать пароль для последующего открытия.
Размещенная на интернет-сервере информационная модель является набором структурированных (графические модели, спецификации, базы данных) и неструктурированных (текстовая и графическая документация, аудио- и видеозаписи) информационных контейнеров. Фактически информационная модель проекта является аналогом бумажного проекта, но имеет следующие преимущества:
- составные документы проекта организованы в виде иерархической структуры и связаны между собой системой гиперссылок, что позволяет оперативно находить требуемую информацию;
- использование информационных моделей позволяет Заказчику, руководствуясь теми же инструментами, что и проектировщик, получить наиболее полную информацию об инспектируемом объекте, выполнить различные измерения и проанализировать проектные решения;
- трехмерная модель объекта с параметрическими объектами, имеющими свой индивидуальный набор параметров (местоположение, наименование, марка, модель, вес, масса, протяженность, объем и т.д.) формируется автоматически при проектировании в программном комплексе и динамически изменяется при ее корректировке.
Рисунок 2 - Отображение работы системы динамических аннотаций
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализируя предоставленные ФКУ Упрдор «Южный Урал» данные по процессу проектирования «пилотного» объекта с использованием технологии ИМ «Капитальный ремонт автомобильной дороги М-5 «Урал» Москва- Рязань - Пенза - Самара-Уфа-Челябинск, подъезд к г. Екатеринбург на участке км 79+899 - км 121+509, Челябинская область» и объекта «Капитальный ремонт автомобильной дороги Р-254 «Иртыш» Челябинск – Курган – Омск – Новосибирск на участке км 248+000 – км 259+000, Курганская область» с использованием стандартной технологии проектирования, при использовании технологии ИМ стоит отметить сокращение сроков производства проектных работ в 5,48 раза, а работ по внесению изменений в проектную документацию – в 4 раза.
Помимо сокращения сроков производства проектных работ успешно апробированная технология ИМ позволяет добиться также сокращения трудозатрат и, соответственно, сроков проверки разработанной проектной документации службой Заказчика.
В дальнейшем, по мере накопления организационного опыта взаимодействия и совершенствования программного обеспечения, предлагаемый вариант организации среды общих данных будет масштабирован для гораздо более широкого круга задач, включая задачи строительства и эксплуатации.
1. BS 1192:2007 + A2:2016 Collaborative production of architectural, engineering and construction information - Code of practice. (BS 1192:2007 + A2:2016 Совместный выпуск архитектурной, инженерной и конструкторской информации. Свод правил.). Великобритания, BSI.
2. PAS 1192-2:2013 Specification for information management for the capital/delivery phase of construction projects using building information modeling. (PAS 1192-2:2013 Спецификация для управления информацией на стадии капитального строительства с использованием информационного моделирования). Великобритания, BSI.
3. BIM Project Execution Planning Guide (Руководство по разработке Плана выполнения BIM проекта). США, Университет штата Пенсильвания совместно с buildingSMART alliance.
4. National BIM Standard - United States™ V3 (Национальный BIM- стандарт США. Версия 3). США, buildingSMART alliance (bSa).
5. ГОСТ 15971-90. Системы обработки информации. Термины и определения.
6. ГОСТ 20886-85. Организация данных в системах обработки данных. Термины и определения.
7. ГОСТ Р 52155-2003. Географические информационные системы федеральные, региональные, муниципальные. Общие технические требования
8. ГОСТ Р 52438-2005. Географические информационные системы. Термины и определения.
9. ГОСТ Р 52572-2006. Географические информационные системы. Координатная основа. Общие требования.
10. ГОСТ Р ИСО/МЭК 15408-1-2012. Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Критерии оценки безопасности информационных технологий.
11. Регенерация асфальтобетонного покрытия. Мануковский А.Ю., Курдюков Д.П. Актуальные направления научных исследований XXl века: теория и практика. 2016. Т. 4. №5-2 (25-2). С. 63-68