Статья представляет собой альтернативную модель актуализации учебных программ в Колледже по туризму в соответствии с требованиями рынка труда. Основной целью модели является достижение профессиональным образованием уровня необходимой адекватности социально-экономическим потребностям общества, государственным образовательным требованиям и европейским стандартам. В статье характеризуется ряд мер и процедур с целью повышения качества обучения, а также квалификации будущих туристических кадров в сфере обслуживания и услуг. Для этой цели предлагается перманентная разработка и внедрение образовательных концепций по следующим направлениям: актуализация учебных программ с применением практических казусов по разным учебным дисциплинам; постановка задач, которые предполагают творчество при принятии решения в нестандартных ситуациях; формирование у студентов умений работать в команде; повышение качества теоретической подготовки студентов; широкая интеграция в образовательный процесс информационно-коммуникативных технологий; более высокое качество преподавания, предполагающее использование интерактивных методов, которые обеспечивают познавательную активность студентов в процессе обучения; активное использование материально-технической базы в целях повышения эффективности обучения; использование библиотечного фонда, компьютеров и интернет-связей в целях повышения активности студентов на семинарских занятиях. В соответствии с разработанной моделью актуализация учебных программ осуществляется ежегодно и связана с необходимостью достижения совместимости между требованиями рынка труда в лице работодателей и уровнем квалификации заканчивающих образовательные институции студентов. Существенной компонентой модели является получение профессиональной квалификации студентами путем использования практического опыта, получения специфических профессиональных знаний, овладения практическими умениями и навыками.
рынок труда, квалификация, учебные программы, реализация, карьерный рост
Как в любом образовательном институте, обучение в Колледже по туризму основывается на альтернативной образовательной модели, адекватной социально-экономическим потребностям нашего общества, согласно государственным образовательным требованиям и европейским стандартам. Актуализация учебных программ в соответствии с потребностями рынка труда предполагает оптимизацию качества обучения и подготовки будущих кадров сферы туризма, более успешную социальную и трудовую реализацию и карьерный рост.
Основной целью образовательной модели является обеспечение туристического бизнеса конкурентоспособными специалистами, которые будут осуществлять квалифицированные виды профессиональной деятельности в сфере обслуживания и услуг.
Динамично изменяющийся современный бизнес требует высококвалифицированных специалистов, отвечающих современным потребностям рынка труда. В сфере туристического обслуживания и услуг это требует быстрого гибкого обновления и переструктурирования учебных планов и программ, по которым осуществляется обучение будущих туристических кадров. Подготовить высококвалифицированных специалистов - это значит удовлетворить требования работодателей и самих учащихся, а также их ожидания от будущей профессиональной реализации. В этой связи необходимо создать прочные партнерские отношения между учебными структурами.
1. Недкова, А. Образовательные стратегии профессиональной подготовки будущих менеджеров и специалистов в сфере туризма. С, і-Период учебы, октябрь-декабрь 2010 г., 22 кн. http://www.diuu.bg/ispisanie/ broi22/22kt/22kt5.htm (дата обращения: 02.10.2014).
2. Недкова, А. Основные проблемы в процессе подготовки конкурентоспособных туристических кадров. і-Период учебы. Октябрь-декабрь 2012 г., 30 кн. http://www.diuu.bg/ispisanie/broi30/22kt/22kt5.htm (дата обращения: 02.10.2014).
3. Проект № BG051PO001-3.1.07-0016 «Актуализация учебных программ согласно требованиям рынка труда в Колледже по экономике и администрации», 2013, cea.bg/web/ptoekti-i-programi Aktualizirane (дата обращения: 02.10.2014).