сотрудник
Кемерово, Россия
сотрудник
Кемерово, Россия
УДК 37 Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
Рассматриваются возможности использования средств психолого-педагогического сопровождения развития социально-психологической адаптированности детей из замещающих семей в условиях профессиональной образовательной организации. Определены содержательные характеристики социально-психологической адаптированности обучающихся из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Выявлено, что содержательные характеристики социально-психологической адаптированности несовершеннолетних студентов, находящихся под опекой менее одного года, проявляются во взаимосвязи адаптированности с поведенческой регуляцией, коммуникативным потенциалом, наличием целей и интереса к жизни, удовлетворением самореализацией, представлением о себе и пониманием смысла жизни, минимизацией дезадаптационных нарушений, астенических и психотических реакций, активностью студента и его силой. Содержательные характеристики социально-психологической адаптированности несовершеннолетних студентов из замещающих семей проявляются в обратной взаимосвязи дезадаптированности с процессом жизни, локусом контроля – Я, поведенческой регуляцией, коммуникативным потенциалом, моральной нормативностью и дезадаптационными нарушениями. Представлены данные, согласно которым содержательные характеристики социально-психологической адаптированности несовершеннолетних студентов из детских домов проявляются во взаимосвязи адаптированности с локусом контроля – жизнь, поведенческой регуляцией и минимизированными астеническими реакциями. Разработан и апробирован комплекс средств психолого-педагогического сопровождения, обеспечивающий формирование содержательных характеристик социально-психологической адаптированности обучающихся рассматриваемой категории. В результате применения средств психолого-педагогического сопровождения выявлена положительная динамика уровня адаптации, эмоционального комфорта, осмысленности жизни, интернальности и личностного адаптационного потенциала, а также снижение уровня дезадаптированности.
студенты техникума, обучающиеся, дети-сироты, дети без попечения родителей, адаптация к условиям обучения, индивидуально-психологические особенности, средства психолого-педагогического сопровождения
1. Цилюгина И. Б. Трудности процесса адаптации студентов-первокурсников учреждений среднего профессионального образования и способы их разрешения // Среднее профессиональное образование. 2015. № 1. С. 42-45.
2. Федорова Е. Е. Проблемы адаптации студентов к профессиональной деятельности в вузе // Педагогика. 2007. № 5. С. 71-75.
3. Еременко Л. Е. Особенности организации практического обучения в колледже // Инновационные педагогические технологии: мат-лы Междунар. науч. конф. (Казань, 20-23 октября 2014 г.) Казань, 2014. С. 267-269.
4. Гурьев М. Е. Социально-психологическая характеристика адаптации и адаптационных возможностей личности в социальной среде // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. 2015. № 22. С. 83-90.
5. Аксенова Г. И., Аксенова П. Ю. Проблема адаптации личности в отечественной психологии // Прикладная юридическая психология. 2012. № 4. С. 28-36.
6. Налчаджян А. А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии. М.: Эксмо, 2010. 368 с.
7. Луцко Е. А. К вопросу об определении критериев и факторов эффективности адаптации // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 12. 2008. № 1. С. 205-209.
8. Ромм М. В. Адаптация личности в социуме. Новосибирск: Наука. Сиб. изд. фирма, 2002. 272 с.
9. Адаптация личности в современном мире / отв. ред. М. В. Григорьева. Саратов: Наука, 2011. Вып. 3. 110 с.
10. Морозова И. С., Белогай К. Н., Отт Т. О. Психологические аспекты воспитания детей в замещающих семьях // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2014. № 1. С. 135-138.
11. Морозова И. С., Белогай К. Н., Отт Т. О. Особенности детско-родительских отношений в приемных семьях // Вестник Кемеровского государственного университета. 2014. № 3-3. С. 146-151.
12. Миневич О. К. Социально-психологические условия адаптации детей в приемных семьях: автореф. дис. … канд. психол. наук. Тамбов, 2009. 24 с.
13. Базарова Е. Б. Замещающая семья как институт социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Вестник Бурятского государственного университета. 2011. № 5. С. 236-243.
14. Горохова И. В., Саломатина О. В. Социально-психологические проблемы замещающей семьи // Человеческий капитал. 2014. № 10. С. 119-120.
15. Исакова Т. А. К проблеме психолого-педагогического сопровождения профессиональных замещающих семей // Психологическое сопровождение образовательного процесса. 2015. Т. 2. № 5-2. С. 269-275.
16. Гребенникова Е. В., Фирсова О. В. Социально-психологическая адаптация детей-сирот в приемных семьях // Вестник Томского гос. пед. ун-та. 2009. № 4. С. 51-55.
17. Цирихова Е. В. Психолого-педагогическое сопровождение профессионально-личностного развития студентов в период обучения в колледже // Психологические науки: теория и практика: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 20-23 февраля 2012 г.) М., 2012. С. 97-100.
18. Шкатова Н. А. Психолого-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях колледжа // Беспризорник. 2006. № 6. С. 9-10.
19. Федосенко Е. В. Психологическое сопровождение подростков: система работы, диагностика, тренинги. СПб.: Речь, 2008. 191 с.
20. Постовалова Г. И. Психологические и социально-психологические особенности адаптации студентов. М.: Азимут-Центр, 2007. 229 с.
21. Бирюкова М. В. Адаптация студентов к обучению в среднем профессиональном учебном заведении: трудности, проблемы, пути решения // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 88. С. 158-162.
22. Данилова З. Г. Педагогическое сопровождение адаптации детей-сирот и учащихся колледжа с ОВЗ к осуществлению выбора в профессиональном обучении. М.: Изд-во Русимпо, 2015. 132 с.
23. Величко Е. В., Минюрова С. А. Комплекс мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению «Я»-адаптивности как основы формирования социально-психологической компетентности студентов колледжа // Педагогическое образование в России. 2014. № 8. С. 197-201.
24. Демидова Т. П. Психологическое сопровождение профессионально-личностного становления обучающихся в средних профессиональных учебных заведениях. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2006. 110 с.
25. Суртаева О. С. К вопросу об организации психолого-педагогического сопровождения социальной адаптации студентов-сирот в условиях педагогического колледжа // Наука и современность. 2010. № 5-1. С. 405-410.
26. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / под ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева; 2-е изд., доп. и перераб. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та; Питер, 2000. 559 с.
27. Немов Р. С. Психология. Кн. 3: Психодиагностика: введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики; 4-е изд. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 640 с.
28. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО); 2-е изд. М.: Смысл, 2000. 18 с.
29. Реан А. А. Практическая психодиагностика личности. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. 221 с.