Москва, Россия
В статье рассмотрено изучение межпредметных естественно-научных понятий на основе их моделирования. Показано проявление интегративных тенденций в образовании, обосновано содержание понятия «межпредметность». Определены методологические основания для выявления межпредметных естественно-научных понятий — энергии и вещества. Общенаучное понятие «модель» представлено как метод познания, «моделирование» как общеучебное — знаково-символическое универсальное учебное действие. Применительно к естественно-научному образованию выделено понятие «системные познавательные модели». Обосновано, что биологические закономерности, имеющие физико-химическую основу, обладают эвристическим потенциалом для моделирования межпредметных естественно-научных понятий в рамках системных познавательных моделей. Представлены некоторые модели физико-химико-биологических процессов превращения вещества и энергии на разных уровнях организации. Подходы к моделированию межпредметных естественно- научных понятий рассмотрены с позиций формирования метапредметных результатов обучения.
интеграция, межпредметное естественнонаучное понятие, системная познавательная модель, моделирование, метапредметные результаты обучения
Стратегические направления модернизации общего образования в значительной степени обусловлены глобальными проблемами цивилизации, парадигмальными сдвигами в науке, социальной действительностью. В современном проблемном мире обнаруживается «кричащая» диспропорция между ростом отдельных знаний, аналитической культурой мышления и способностью человека, а тем более — школьника, собрать их в единую картину мира. Это послужило причиной развития интергативных процессов в науке и образовании. В общем образовании интергативные процессы проявились множественно. Во ФГОС ООО были выделены предметные области, в рамках которых предъявляются общие подходы к содержанию и результатам образования. Так, изучение предметной области «Естественные науки» (включает предметы физика, химия, биология, естествознание, экология), призвано способствовать формированию целостных представлений о современной научной картине мира, пониманию взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, влияния естественных наук на окружающую среду, сферы деятельности человека.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт: [Электронный ресурс]. URL: http://www.standart.edu.ru/
2. Позднеева С.П. Междисциплинарность как тотальный феномен познания XXI века: становление междисциплинарного словаря науки // Известия Саратовского университета. 2009. Т. 9. С. 114-123.
3. Казиев В.М. Введение в системный анализ и моделирование. М., 2001.
4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретических и экспериментальных психологических исследований. М.: Педагогика, 1986.