Воронеж, Воронежская область, Россия
В работе рассмотрен инструментарий анализа прибыли предприятия, включающий в себя обоснованные индикаторы анализа и оценки, дополненные показателями отраслевой направленности предприятия ,которые отражают и характеризуют особенности деятельности торговых предприятий в конкурентной среде. Оценка деятельности предприятия с точки зрения полученного финансового результата (прибыли) не должно ограничиваться анализом и оценкой денежных потоков, затрат, инвестиций в НИОКР, прибыли и рентабельности, а должна включать в себя так же отраслевых показателей в целях оперативной оценки прибыли предприятия, необходимо проводить анализ и оценку ключевых показателей результативности деятельности предприятия, таких, как репутация фирмы, деловая активность предприятия, широта рынка сбыта производимой продукции, рыночная позиция. Для обобщённой оценки данного подхода необходим инструментарий в виде интегрального критерия анализа и оценки прибыли.
прибыль, анализ, инструментарий, показатели, область наблюдения
ВВЕДЕНИЕ
При оценки прибыли предприятия анализ можно осуществлять как по текущей деятельности (по статическим данным отчётности), так и в динамике с прогнозом на будущее.
Следовательно, при выборе инструментария анализа прибыли предприятия с целью дальнейшего управления процессом формирования, распределения и роста данного показателя путём расчётов только относительных финансовых индикаторов. Исследование финансового результата деятельности предприятия – прибыли предприятия необходимо проводить по всем ключевым показателям деятельности хозяйствующего субъекта, т.е. оценивать в совокупности финансовые и другие результативные показатели предприятия
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Обосновать инструментарий анализа и оценки прибыли торгового предприятия..
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В работе использовались экономические методы исследования – сбор фактов, анализ и синтез информации.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В основу предлагаемого инструментария должен быть положен принцип разумности в выборе относительных и качественных показателей анализа прибыли предприятия. Предлагаемый инструментарий станет основой для принятия управленческих решений, направленных на формирование модели роста прибыли хозяйствующего субъекта .
Документальной основой разрабатываемого инструментария анализа прибыли предприятия являются данные финансовой отчётности в рамках исследуемых периодов времени.
При выполнении анализа прибыли предприятия используется принцип сравнения полученных в ходе анализа показателей, рассчитываемых с целью анализа и оценки прибыли.
Для выбора индикаторов анализа прибыли хозяйствующего субъекта важно выбрать значимые (весомые) ключевые показатели, характеризующие прибыль предприятия с учётом отраслевой принадлежностью и дать им правильную интерпретацию в ходе оценки и формирования модели роста прибыли предприятия на будущее [5].
В связи с тем, что индикаторы, которые характеризуют прибыль хозяйствующего субъекта для её анализа и оценки, делятся на относительные и качественные, предложено сформировать две группы критических значений показателей для анализа прибыли предприятия: группа относительных финансовых критических индикаторов и группа качественных критических индикаторов результативности деятельности хозяйствующего субъекта (рисунок 1).
Данные системы формируются на основе объёмных и структурных показателей, отражающих и характеризующих особенности деятельности торговых предприятий в конкурентной среде. Для предприятий торговли сформируем группу наиболее значимых индикаторов для анализа прибыли по областям деятельности предприятия [1]. Для предприятий торговой отрасли выделим шесть областей наблюдения деятельности предприятия:
1. Bezrukova, T. L. New vectors of growth and development of modern russia's economy / T. L. Bezrukova, A. S. Sviridov, A. S. Natsubidze // Economic and Legal Foundations of Modern Russian Society: A New Institutional Theory / Popkova, Elena G. (Ed.). - Information age publishing-iap, po box 79049, Charlotte, NC 28271-7047 USA, 2018. - pp. 111-126. -
2. Лупей, Н.А. Финансы торговых организаций: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям "Коммерция (торговое дело)" и "Маркетинг" / Лупей Н.А., - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 143 с/
3. Stepanova, YU.N. Methodology of Monitoring External and Internal Problems of the Innovation Process Development [Текст] / Yu. N. Stepanova, A. D. Platonov, Yu. V. Busarina, A. A. Shtondin // Education Excellence and Innovation Management through Vision 2020 : Proceedings of the 33rd International Business Information Management Association Conference (IBIMA), 10-11 April 2019, Granada, Spain / Editor Khalid S. Soliman. - Granada, Spain, 2019. - pp. 2244-2252.-
4. Суслова Ю.Ю. Прибыль предприятия [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Ю. Ю. Суслова, Н. Н. Терещенко. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2014. - 120 с
5. Хорев, А.И. Факторы кризисного развития малого предпринимательства / А.И. Хорев, С.С. Морковина, Ю.М. Соколинская, Вестник Воронежского университета инженерных технологий, 2015.- № 1(63),С.223-228.