Показано место организационных компетенций в формировании интеллектуального капитала предприятия. Уточнено понятие организационных компетенций как способности организации создавать более высокую по сравнению с конкурентами потребительскую ценность в результате использования комбинации накопленных нематериальных ресурсов при реализации ключевых бизнес-процессов, предложена методика их оценки. Определены подходы к устранению разрывов компетенций. Разработаны рекомендации по ликвидации разрывов на уровне индивидуальных компетенций на основе выбора методов обучения персонала. Обоснована инструментально-методическая база управления интеллектуальным капиталом на основе преодоления компетентностных разрывов.
интеллектуальный капитал (нематериальные ресурсы), организационные компетенции, методика оценки, разрыв компетенций, инструменты управления.
Роль нематериальных ресурсов, или интеллектуального капитала, в обеспечении конкурентоспособности современных компаний обусловливает большое число исследований в области формирования эффективной системы и инструментов управления интеллектуальным капиталом. Проводя анализ эволюции подходов к управлению знаниями как к междисциплинарной области исследований, авторы [2] справедливо отмечают необходимость синтеза информационно-технологических и организационно-поведенческих аспектов, при этом в центре внимания должны находиться «люди и отношения между ними, выстраиваемые с помощью процессов и специальных структур» [2, с. 60]. На наш взгляд, реализации такого подхода может способствовать концепция ключевых компетенций, дополненная соответствующим информационно-аналитическим инструментарием.
Данная концепция является развитием ключевых положений ресурсной школы стратегического планирования [7]. Одним из первых компетенции предприятия стал рассматривать И. Ансофф, построивший «профиль компетенций» предприятия, коррелированный с его «конкурентным профилем» с целью выявления источников получения синергетического эффекта [8]. Дальнейшее развитие этот подход получил в работах Г. Хамела и К. Прахалада, в соответствии с которыми компетенция представляет собой совокупность умений и технологий, которая позволяет компании обеспечивать своим потребителям существенную выгоду.
1. Андриссен Д., Тиссен Р. Невесомое богатство. Определите стоимость вашей компании в экономике нематериальных активов. - М.: Олимп-Бизнес, 2004. - 304 с.
2. Гапоненко А., Орлова Т. Управление нематериальными активами: концептуальный подход // Проблемы теории и практики управления. 2013. № 8. С. 56-65.
3. Гилева Т.А. Технология идентификации и оценки компетенций как инструмент стратегического управления нематериальными ресурсами предприятия // Научнотехнические ведомости Санкт-Петербургского политехнического университета. 2008. № 2. С. 166-171.
4. Гилева Т.А. Технология разработки программы стратегического развития персонала // Менеджмент в России и за рубежом. 2008. № 5. С. 108-116.
5. Джемала М. Корпоративная «дорожная карта» - инновационный метод управления знаниями в корпорации // Российский журнал менеджмента. 2008. Том 6. № 4. С. 149-168.
6. Исмагилова Л.А., Гилева Т.А., Ситникова Л.В. Управление развитием производственно-экономических систем: интегративный и интеллектуальный аспекты. - М.: Изд-во Экономика, 2010. - 527 с.
7. Катькало В.С. Эволюция теории стратегического управления. - СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента»; Издат. дом С.-Петерб. гос. ун-та. 2008. - 548 с.
8. Кемпбелл Э., Саммерс Лачс К. Стратегический синергизм. - СПб.: Питер, 2004. - 416 с.
9. Курс МВА по стратегическому менеджменту / Л. Фаэй, Р. Рэнделл. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. - 597 с.
10. Стратегическая гибкость / Г. Хэмел, К. Прахалад, Г. Томас, Д. О´ Нил. - СПб.: Питер, 2005. - 384 с.
11. Стратегический разрыв: Технологии воплощения корпоративной стратегии в жизнь / М. Ковени, Д. Гэнстер, Б. Хартлен, Д. Кинг. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. - 232 с.
12. IFAC. The Measurement and Management of Intellectual Capital. 1998.
13. Prahalad C.K., Hamel G. 1990. The core competence of the corporation. Harvard Business Review, 68 (3), 79-91.
14. Sanchez R. (ed.). 2001. Knowledge management and Organizational Competence. Oxford University Press: Oxford.
15. Cайт консалтинговой компании «Бизнес-инжиниринговые технологии» www.betec.ru