ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ПАНДЕМИИ COVID-19 НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В КОНТЕКСТЕ ЦЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье показано, что эпидемиологическая ситуация существенно замедлила экономический рост не только в России, но и во всех странах мира, что обуславливает новые вызовы и угрозы в достижении Целей устойчивого развития. При этом повышается значимость государственной поддержки, направленной на восстановление занятости и доходов населения, рост и долгосрочные структурные изменения в экономике, имеющей программно-целевой характер и реализуемой в рамках государственных программ и проектов как на федеральном, так и региональном уровнях. В нашей стране в рамках государственной поддержки предпринимаются беспрецедентные и решительные действия, способствующие восстановлению эффективной занятости и платежеспособного спроса, улучшению делового климата и экономическому росту в контексте целей устойчивого развития. Вместе с тем, в условиях глобальной интеграции, когда экономики всех стран мира становятся все более зависимыми друг от друга, укрепление международного сотрудничества и развитие многосторонних партнерских отношений между странами следует рассматривать как один из важных факторов смягчения последствий пандемии COVID-19 и устойчивого роста национальной экономики в долгосрочной перспективе.

Ключевые слова:
Пандемия COVID-19, цели устойчивого развития, экономический рост, динамика ВВП, государственная поддержка
Текст

Введение. Российская экономика, как и экономики всех стран мира, подверглась новым вызовам и угрозам в достижении Целей устойчивого развития, связанным с  распространением  пандемии COVID-19. По оценкам Международного валютного фонда в 2019 году, до начала пандемии,  в глобальной экономике наблюдался рост ВВП около 3 %, рост ВВП по паритету покупательной способности около 4,6 % [5]. 

В условиях глубокого кризиса, обусловленного пандемией, глобальный экономический рост резко замедлился, возникла угроза в достижении Целей устойчивого развития [18].

 По предварительным данным общие потери в связи с влиянием пандемии COVID – 19 на экономику России составляют 18 трлн. руб.

По некоторым прогнозам, мировая экономика сможет вернуться к докризисному уровню не ранее 2022 года, как отмечают исследователи Института проблем рынка РАН – В.А. Цветков,  чл.-корр. РАН, д.э.н., профессор,  и д.э.н., профессор М.Н. Дудин [18].

Важно обратить внимание, что с введением карантинного режима для бизнеса характерны высокие трансакционные издержки и повышенные риски, что и обуславливает необходимость государственной поддержки [10].

Отмеченное актуализирует исследование вопросов, связанных с оценкой влияния  сложной эпидемиологической ситуации на экономический рост и в целом на достижение Целей устойчивого развития национальных экономик.

 

Методы и результаты исследования. Исследование проблем социально-экономического развития национальной экономики и оценка влияния пандемии COVID-19 на экономический рост в контексте Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года основано на  ранее опубликованных в литературе результатах, полученных  отечественными и зарубежными исследователями в данной предметной области, и  официальной статистике.

В новых кризисных условиях, связанных с распространением  пандемии COVID-19, исследование ее влияния на устойчивое социально-экономическое развитие  страны приобретает особое значение и особую актуальность как на глобальном, так и на национальном уровне [1, 4, 7].

 Следует подчеркнуть, что эпидемиологическая ситуация существенно влияет на будущее экономики не только Российской Федерации, но и экономики всех стран мира (рис. 1).

 

Рис. 1. Годовое изменение реального ВВП, в %

Источник: составлено авторами по данным [17].

 

По данным МВФ в 2020 году прогнозируется спад глобальной экономики на уровне 4,4 процента. При этом сокращение экономики России оценивается в 4,1%. Однако, уже в 2021 году прогнозируется рост мировой экономики на 5,2%, экономики России – на 2,8% [5].

По мнению авторов, которое совпадает с мнением других исследователей, такие оптимистичные прогнозы являются нереальными [7,14].

Следует отметить, что движение России по траектории устойчивого развития базируется на основополагающих принципах, направленных на достижение баланса в решении социально-экономических задач, проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей, и сформулированных еще в 1996 году [3].

Следовательно, необходимость перехода России на путь устойчивого развития находится в центре внимания государственной политики значительно ранее принятой соответствующей Резолюции Генеральной Ассамблеи [9].

В  Добровольном национальном обзоре хода осуществления Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, который был впервые опубликован в июне 2020 г. на официальном сайте ООН, отмечается, что совместными усилиями государства, бизнеса и общественности в нашей стране достигнуты определенные успехи по каждой из отдельных 17 взаимосвязанных целей устойчивого развития, особенно в контексте следующих:  «ликвидация нищеты», «качественное образование», «достойная работа и экономический рост»  

Так, например в 2018 г. по сравнению с 2016 г.  наблюдается ускорение темпов прироста ВВП с 0,2 % до 2,5 %, реальной среднемесячной начисленной заработной платы работников с 0,8 % до 2,9 % соответственно.

Вместе с тем, несмотря на то, что по итогам 2019 г. ВВП страны, являющийся ключевым показателем, продемонстрировал положительный рост, темпы его почти в два раза  ниже, чем в 2018 году. Индекс физического объема ВВП в 2019 г. в % к предыдущему году составил 101,3% [16].

Важно, что задачи, направленные на достижение целей  устойчивого развития интегрированы в соответствующие национальные проекты. Реализуемые в настоящее время в России 12 национальных проектов и Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры прямо или косвенно охватывают большинство задач целей устойчивого развития.

Так, в рамках национальной цели «Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство» установлены ключевые целевые показатели развития страны на период до 2030 года, в том числе, необходимо обеспечить темп роста валового внутреннего продукта страны выше среднемирового при сохранении макроэкономической стабильности и темп  устойчивого роста доходов населения не ниже инфляции, увеличить численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, до 25 миллионов человек [13].

Вместе с тем, в современных условиях в России, как и в других странах, успешная реализация повестки дня на период до 2030 года также серьезно сдерживается  пандемией COVID-19, ее негативными воздействиями в целом на социально-экономическое развитие.

При этом повышается значимость государственной поддержки,  направленной  на восстановление занятости и доходов населения, рост и долгосрочные структурные изменения в экономике, имеющей программно-целевой характер и реализуемой в рамках государственных программ и проектов как на федеральном, так  и региональном уровнях.

В связи с этим Правительством Российской Федерации 17 марта 2020 г. был одобрен план первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики России в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением COVID-19, включающий комплекс мер поддержки населения и бизнеса (рис. 2) [8].

 

 

Рис. 2. Перечень первоочередных мероприятий по обеспечению  устойчивого развития экономики России в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением COVID-19

Источник: составлено авторами по данным [8].

 

Первоочередные мероприятия и меры поддержки направлены на предотвращение распространения инфекции, оказание помощи и снижение негативных экономических, финансовых и социальных последствий как для населения, так и для бизнеса.

Вместе с тем, как отмечает Н.В. Акиндинова, в  целом под влиянием внешних и внутренних факторов в апреле 2020 г. производство в базовых отраслях экономики, по предварительной оценке, сократилось на 11% год к году, а  внутренний частный спрос, характеризуемый  средневзвешенным индексом оборота розничной торговли, платных услуг населению и строительства, снизился как минимум на 22% год к году [7].

На рис. 3 продемонстрирована динамика индекса физического объема произведенного ВВП страны за III кварталы за период 2015-2020 гг., %.

Если за I квартал 2020 г. объем ВВП России составил в текущих ценах 25317,7 млрд руб., а  индекс его физического объема относительно I квартала 2019 г. - 101,6 %, то  объем ВВП России за II квартал 2020 г. составил в текущих ценах лишь 23288,2 млрд руб. и индекс его физического объема относительно II квартала 2019 г. составил всего 92,0%.

 

Рис. 3. Динамика индекса физического объема произведенного ВВП страны за III кварталы за период 2015-2020 гг., %

 Источник: составлено авторами по данным [16].

 

В целом объем ВВП России за I полугодие 2020 г. составил в текущих ценах 48605,9 млрд рублей. Индекс его физического объема относительно I полугодия 2019 г. составил 96,6% [16].

Таким образом, основные экономические потери, обусловленные COVID-19, наблюдаются во  II кв. 2020 г., когда действовали более строгие ограничения экономической активности.

В соответствии с консенсус-прогнозом, опубликованным  Институтом «Центр развития» НИУ ВШЭ,  с 2022 г. российская экономика выйдет на траекторию долгосрочного роста 2-2,3% в год. Аналогичный темп роста российской экономики также рассматривают представители экспертного сообщества как наиболее адекватную оценку потенциального роста ВВП России [12].

С целью восстановления экономики и устойчивого ее развития Правительство России 23 сентября 2020 г. одобрило «Общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике», на финансовое обеспечение которого  направлено 5 трлн. рублей.

Безусловно, одним из важных факторов достижения конкурентных преимуществ и развития малого и среднего бизнеса в долгосрочной перспективе является государственное регулирование [10].

В условиях глобализации, ускорения технологических изменений, неопределенности внешней среды и ограниченности ресурсов роль предпринимательства в  устойчивом развитии национальной экономики, повышения качества жизни, обеспечения занятости населения и улучшения социально-психологического климата в обществе  существенно возрастает [11].

Поэтому  в период действия жестких ограничений предусмотрен пакет мер, направленных на  максимальное снижение текущих издержек,  предоставление отсрочки по налогам и социальным взносам, аренде имущества, выплате кредитов, введение моратория на проверки, продление лицензий и разрешительных документов, предоставление льготных кредитов субъектам малого и среднего бизнеса, особенно в  наиболее пострадавших отраслях экономики, чтобы высвободить средства на выплату заработной платы, максимально сохранить занятость.

 

Заключение. Таким образом, реализуемые в рамках данного проекта мероприятия будут способствовать восстановлению эффективной занятости и платежеспособного спроса, поддержку малого и среднего предпринимательства, запуск нового инвестиционного цикла и улучшению делового климата, а также  ускорению технологического развития экономики, увеличение экспорта и поддержку импортозамещения и восстановлению и устойчивому развитию российской экономики в целом в контексте  Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года [6].

Вместе с тем,  в условиях глобальной интеграции, когда экономики всех стран мира становятся все более зависимыми друг от друга,  укрепление международного сотрудничества и развитие многосторонних партнерских отношений между странами следует рассматривать как один из важных факторов смягчения последствий пандемии COVID-19 и устойчивого роста национальной экономики в долгосрочной перспективе.

Список литературы

1. Арская, Е.В., Усатова, Л.В., Кожевников, В.П., Калуцкая, Н.А. Мировой экономический кризис: проблемы и перспективы//Финансы. Экономика. Стратегия. - 2017. - №3. - С. 13-18.

2. Добровольный национальный обзор хода осуществления Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. - М. - 2020. - 356 с. https://sustainabledevelopment.un.org.

3. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, утв. Указом Президента РФ от 01 апреля 1996 г. №440.

4. Мау В.А. Экономика и политика 2019-2020 гг.: глобальные вызовы и национальные ответы// Вопросы экономики. 2020. № 3. С. 5-27.

5. Международный Валютный Фонд [Электронный ресурс]. URL: https://www.imf.org/external/russian/index.htm.

6. Общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике (одобрен на заседании Правительства РФ 23 сентября 2020 г. (протокол № 36, раздел VII) № П13-60855 от 2 октября 2020 г.).

7. Перспективы восстановления экономического роста в России: По материалам круглого стола в рамках ХXI Апрельской международной научной конференции НИУ ВШЭ// Вопросы экономики. 2020. № 7. С. 5-50.

8. План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, утв. Правительством РФ 17 марта 2020 г. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/.

9. Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 25 сентября 2015 года: https://www.un.org/ru/.

10. Сероштан, М.В. Государственное регулирование и поддержка предпринимательской деятельности: механизмы и инструменты: Монография / М.В. Сероштан, Л.В. Усатова, В.Л. Курбатов. - Белгород: Изд-во БГТУ им. В.Г. Шухова, 2019. - 194 с.

11. Сероштан, М.В., Дарвиш Ф. Анализ современного состояния российского малого и среднего бизнеса// Финансы. Экономика. Стратегия. - 2019. - Т. 16, №3. С. 5-11.

12. Смирнов С. Консенсус-прогноз. Опрос профессиональных прогнозистов: умеренный пессимизм // Комментарии о государстве и бизнесе. 2020. № 326. М.: Институт «Центр развития» НИУ ВШЭ.- 4с.:http://dcenter.hse.ru/.

13. Указ Президента РФ от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года."http://publication.pravo.gov.ru.

14. Цветков, В.А., Дудин, М.Н. Сценарии развития глобальной экономики и основных центров экономического притяжения после окончания пандемии COVID-19 (OECD, BRICS, ASEAN, Лига арабских государств) // Проблемы рыночной экономики. - 2020. - № 2. - С. 6-22.

15. Цели устойчивого развития в Российской Федерации. 2019: Крат.стат.сб./ Росстат - М., 2019 - 39 с.

16. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: https://www.gks.ru/ (дата обращения 20.10.2020).

17. International Monetary Fund, World Economic Outlook Database, October 2020: https://www.imf.org/ru/Publications/WEO/Issues/2020/09/30/world-economic-outlook-october-2020#foreword.

18. Sustainable Development Outlook 2020/Achieving SDGs in the wake of COVID-19: Scenarios for policymakers. - P. 57. https://sdgs.un.org/sites/default/files/2020-07/SDO2020_Book.pdf/.


Войти или Создать
* Забыли пароль?