с 01.01.2004 по настоящее время
Москва, Россия
ВАК 12.00.10 Международное право; Европейское право
ВАК 12.00.12 Криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность
ВАК 12.00.14 Административное право; административный процесс
УДК 34 Право. Юридические науки
ГРНТИ 10.07 Теория государства и права
ББК 60 Общественные науки в целом
Данная статья посвящена анализу особенностей правовых культур восточных стран. Авторы приходят к выводу о том, что понимание правовых традиций невозможно без учета мировоззренческих традиций данных обществ. Так, например, качественное отличие права, как важнейшего социального регулятора, базирующегося на традиционной религиозной основе, от юридического права, идущего от политической власти, направленного на удержание общественно-социального порядка, показывает особенность восточных правовых культур, которая заключается в том, что обычное государственное право является вторичным условным правовым явлением, по отношению к безусловным традиционным и религиозным нормам. Таким образом, объясняется неразработанность и отсутствие в традиционной правовой культуре урегулирования таких базовых правовых понятий для современной западной правовой культуры, как права и обязанности человека, идея правового государства и др.
правовая культура, исламская правовая культура, индийская культура, правовая жизнь, правовая система, Китай, Коран, Сунна, Шариат, идея, норма, отношение, система
Научные понятия условное и безусловное, отражающие связь правовых, нравственных и религиозных явлений в восточных правовых культурах помогают при изучении права, анализе специфики юридических норм, сравнении правовых систем. Правовая культура воплощает в себе результаты правовой жизни общества, является правовой ментальностью народа, выражается в праве и правопорядке. Место права в системе ценностей, а не уровень знания действующего законодательства отличает западную правовую культуру от восточной.
С точки зрения современных западных ценностей, правовая культура, основанная на обычном и религиозном праве, считается не совсем развитой в юридическом плане.
Важные элементы правовой культуры (права, правосознание, правопорядок, законность и др.), раскрывающие ее содержание, составляющие основу западной традиции, не являются основными для характеристики восточных правовых культур.
Для мусульманской, индусской, иудейской правовых систем характерно доминирование религиозного сознания, оказывающего существенное влияние на формирование правового сознания общества. Фундаментом построения правовой системы выступают религиозные предписания и ценности. В отличие от нерелигиозных систем, где эту роль выполняют правовые принципы.
Правовые ценности являются основным компонентом правовой культуры. Они концентрируют в себе положительный опыт правовой жизни людей. Важнейшая составляющая правовой культуры – духовная, которая существует по принципу компенсации, при ее недостатке она может дополняться или заменяться другими: моральными, религиозными, политическими элементами.
Говоря об особенностях восточной правовой культуры, необходимо отметить, что ее своеобразие проявляется в приверженности традициям. Представляют данную правовую культуру ряд древнейших цивилизационных центров, включающих Китай и Индию, а также исламская культура, получившая распространение не только в странах, живущих по шариату. Китай сумел долгое время сохранять приверженность традиции. Индия, находясь под британским влиянием, многое уже в XIX в. переняла от европейского права, при этом продолжая оставаться традиционной цивилизацией. Исламская правовая культура, сохраняя приверженность религиозной правовой системе, активно изменялась под влиянием современных требований, особенно в тех областях правовой жизни, которые не затрагивали основ религиозных предписаний (это свидетельствует о ее гибкости) и умении адаптироваться к новым условиям.
Для правовой культуры Китая характерна в первую очередь традиционность, ритуализированность и моральность. Традиционность, являясь важнейшим компонентом правовой культуры, выступает проявлением безусловного. Традиционность составляет основу самоидентификации народа, наполняет ощущением надежности и правильности, оправданности всего, что происходит и происходило в истории и современности. Все элементы духовности китайской культуры, включая правовую, базируются и сочетаются друг с другом только на фундаменте ритуализированности. Этот отличительный признак придает системе усложненную характеристику. Ритуал позволяет находить решения в аналогичных, конкретных ситуациях, замещая рациональные решения готовыми образцами. Это установка, придающая свойства самодостаточности порядку, поступку, символу.
Моральность, являясь безусловной содержательной характеристикой, предполагает обращение к индивидуальному началу, отказ от общности, однообразности последствий конкретных действий, концентрации внимания на ситуациях выбора, перенос акцентов на мотивационную сторону деятельности. Принимаемые жизненные решения перемещаются в сферу идеального должного. Особенностью права в Китае является несформированность в отдельную сферу социальной и духовной жизни. Правовая культура санкционирует право этическими соображениями. Поэтому, преступления рассматриваются как этико-политические отклонения. Сложившаяся традиция восприятия права исключительно в категориях морали, способствовала тому, что писанные нормы позитивного права воспринимались как инструменты, применявшиеся только в случаях, когда другие моральные нормы не могли привести к правильному решению. Можно отметить, что для правовой культуры Китая понимание норм позитивного права говорило о его условности по отношении к главным доминантам духовной культуры. Моралистичность китайского правосознания особенно ярко проявляется при определении тяжести наказания за совершенное правонарушение. Она зависит не от поступка, а от личности виновного. Наказание зависит от того, какое положение занимает человек в социальной структуре общества. Права наказываемого - незначительны. Важной характеристикой китайской правовой культуры является идея «фа», т.е. писанного права, юридического закона, которая выражает содержание понятийного строя правосознания. Данное право выступало вторичным, условным, по отношению к моральности.
Понимание китайскими легистами правового закона отличается от европейской правовой традиции. Другие условные характеристики права идея «дэ» и «бао». Идея «дэ» обозначает правовое воздействие, которое связано не со страхом наказания, а со склонностью человека к законопослушанию, что отвечает за формирование правосознания, и воплощает регулятивно-организующую роль права. Идея «бао» характеризует мотив поведения людей - оплату, воздаяние, возмещение. Если обычай или моральный стереотип оказываются недостаточными, тогда вступают в дело репрессивные меры.
Являясь воплощением правовой культуры общества, право развивается под влиянием правовой ментальности и правовой жизни.
Для традиционных обществ, к которым относится большинство восточных цивилизаций, можно отметить отсутствие динамики правовой жизни. Поэтому для индийского общества характерно преобладание религиозности в духовной жизни и правовой культуре. Религиозность, составляя основу императивности права, выступает принципом предъявления права и выражением безусловного в правовой культуре. Индуизм и Буддизм, являясь традиционными религиозными направлениями в Индии, отличаются космичностью, мистицизмом и синтетичностью, и определяли суть правовой культуры общества. Основными идеями правовой культуры, выражающими массовое правосознание, являются идеи «рита», «дхарма» и «данда», которые содержат множество смыслов, воспринимаются интуитивно, при этом не могут быть рационально объяснены[1].
В индийской культуре выделяют отсутствие различия между моральными нормами и правовыми предписаниями, между универсальными общеобязательными правилами и единичными случаями их применения. Для правовой практики характерна синкретичность ее элементов. С ритуалом, моралью, религиозными текстами сливаются юридическая обязанности и ответственность. Базовые идеи индийской культуры пронизывают все сферы общественной жизни, включая правовую сферу. При таком подходе, эмпирический опыт правовой практики становится условностью. Правосознание ориентируется на последствия, а не на сами действия и практику. Карма определяет, какие будут последствия человеческой деятельности. Поэтому, и правовые деяния воспринимаются более возвышенно, чем просто достижение непосредственного практического результата. Особый порядок, установленный на небесах и земле, выражает идея «рита». Идея «дхармы» понимается как добродетель, заслуга, право и правосудие. Идея «данда» имеет двойное содержание, первый слой связан с реальной жизнью, повседневной и земным наказанием за действия людей, другой слой объясняет через кармические последствия для человека проблему наказания.
В индийской культуре право является областью «долга ради долга», право базируется на безусловной религиозности, сохраняет древние истоки и находится под влиянием обыденного сознания, подтверждая условность нормативной и юридической практики, не влияющей на правовое сознание и правовую культуру.
При рассмотрении исламской правовой культуры важно отметить религиозность и рационализм, как важнейшие составляющие духовности. Распространенным явлением считается обоснование правовых норм вероучением. Исламская юриспруденция строится на религиозной базе Шариата, который представляет систематизированный свод мусульманских законов, который является безусловным началом, источником правовых предписаний, имеющий божественное происхождение.
«Источниками Шариата и мусульманского права являются Коран, Сунна (изречения и деяния Мухаммеда), кияс (аналогия), иджма (согласованное мнение крупных правоведов и богословов), фетвы (юридические заключения высших духовных лиц), адаты (традиции, обычаи арабов и народов, исповедующих Ислам)»[2]. Коран и Сунна, согласно традиции - главные источники Шариата. Иные источники и деятельность исламских правоведов не должны вступать с ними в противоречие.
В отличие от христианского права, в исламском мире с VII в. и до XIX кроме Шариата и Фикха не было других законодательных систем, главное место принадлежало Корану, а не светскому нормативно-правовому акту. Шариат представляет систему не только правовых, но и нормативных предписаний в целом. Правовые нормы являясь частью Шариата, но последним не исчерпываются. В Шариате содержатся правовые установления, которые переплетаются с религиозными, моральными и нравственными установками, при этом система продолжает сохранять целостность и согласованность элементов.
Фикх (буквально–понимание) – исламское правоведение, представляет собой ту часть права, которая создана людьми, методология выведения права из Священного Писания и Священного Предания, и установление их юридической силы. Фикх - область исламского знания о правилах внешнего поведения. Другое значение Фикха – глубокое знание, проникающее в суть изучаемого предмета. Условные правила «шариатские указатели» выводимые с помощью «корней фикха», позволяют найти правило или оценить поступок человека, являются источниками исламского права. Однако они лишь частично совпадают с юридическими источниками права. Рациональные указатели, конструкции, выводимые источники права, помогают при решении «исключенных интересов». Если реальные общие интересы не противоречат точно установленным дозволениям и запретам, то для введения новой нормы есть основания. Рациональные указатели выводятся по конкретным проблемам частного права и касаются вопросов торговли, договора купли-продажи, ростовщичества и др. Таким образом, Фикх регулирует торговые отношения с помощью выбранных «рациональных указателей». Со временем условия и обстоятельства могут изменяться, что дает возможность корректировать выводы доктрины.
Развитие Фикха происходит под влиянием практики. Разрабатываются концепции, подпадающие под отдельные юридические критерии, которые помогают усвоению правовых идей. Например, существующие критерии западной правовой культуры при оценке прав и обязанностей, находят претворение в таком понятии как «презумпция дозволения». «Презумпция дозволения» касается вопросов взаимоотношений людей, которые не запрещены Кораном и Сунной в однозначной форме. Один из выводов Фикха, объясняет, что исходной оценкой действий слов и вещей является разрешение, между людьми отношения разрешают творческий выбор поведения в рамках общих требований. Светская жизнь закрепляет широкие рамки индивидуальной свободы, преобладание субъективных прав над юридическими обязанностями. Концепция Фикха обосновывает строгое следование императивным предписаниям Корана и Сунны. При определенных условиях человек может быть освобожден от исполнения обязанностей.
В исламской религиозной доктрине права диктуются как публичные интересы. При рассмотрении исламского права в соответствии с принятой европейской традицией, можно выделить деление на публичное и частное. Публичное(абсолютное) Шариат выступает механизмом детерминации человеческой деятельности и отношений. Выводы Фикха можно отнести к частному праву, отметив при этом его условность. К области частного права относится сфера интересов человека, тесно связанная в Фикхе с концепцией справедливости. Справедливость, направленная на обеспечение интересов человека, являясь этической и правовой категории, выступает детерминантой Шариата. Совещательность, равенство, справедливость – основы положения власти и правосудия. Умеренность, постепенность, отсутствие крайностей, исключение вреда – указания Фикха, определяющие правила взаимоотношения людей.
Религиозные постулаты Корана и Сунны переводятся в область практических норм усилиями правовой мысли. Фикх разрабатывает универсальные конструкции, не противоречащие выводам доктрины, при этом отвечающие правовым критериям.
Правовая система - явление, интеллектуально вычлененное из «правовой действительности, содержит все правовые тексты (Коран и Сунны), субъекты, интерпретирующие правовые тексты, средства правовой легитимации, правовые нормы, правовые отношения. В исламской правовой культуре можно выделить специфику каждого из элементов правовой системы»[3].
Неразрывное единство права, религии и религиозной морали, проявляется как в процессе правотворчества и правотолкования, так и самом содержании правового регулирования, его целях и задачах. Все постулаты Шариата – это божественные откровения, священные и неизменные. Они не требуют дополнительных разъяснений. Мирских взаимоотношений, требующих ответов в нормах Шариата немного. Это вопросы брака, семейных отношений, наследования. Они полностью освещены в Коране и Сунне, и являются руководством у народов, живущих по Шариату. Исламское право, являясь особой правовой системой, в отличие от романо-германской системы, распространяется только на мусульман, т.е. имеет ограничительное действие по кругу лиц в качестве общего правила, в этом проявляется условное в праве.
По мирским вопросам, по частноправовым можно отметить приоритет общих не детализированных положений, носящих условный характер. «Исламские правоведы объясняют, что данная сфера взаимодействия людей не может полностью быть отражены в священных текстах, так как она неисчерпаема. Регулирующие эти отношения правила должны отражать местные условия, традиции, обычаи и не могут быть едиными для всех»[4].
Принцип связи условного и безусловного в исламской правовой культуре заключается в том, что Шариат рассматривается в качестве системы, совместимой с любыми условиями, способной найти необходимые приемы и способы для формулировок правил и оценок.
Элементом исламской правовой традиции, определяющим ее условный характер, являются субъекты, интерпретирующие правовые тексты, муджтахиды.
Муджтахиды, т.е. знатоки шариата, осуществляющие иджтихад (букв.- усердие, прилежание, устойчивость), которые приводят в соответствие нормы Шариата местным культурным, историческим, национальным традициям.
Особенностью исламской правовой культуры является то, что в областях, где Коран и Сунна ограничиваются общими предписаниями, детализирует правила, выводы и положения Фикха, проявляется активное исламское право: «лмчный статус», брачно-семейные отношения, наследование, а также сфера уголовного права. Проблема наказания, как санкции в исламской праве, определяется с двух сторон. Безусловность, неотвратимость санкции религиозной нормы проявляется в том, что она реализуется судом Божьим, поэтому она обязательно настигнет человека, совершившего правонарушение и нарушившего нормы. Условное в санкции правовой нормы заключается в ограниченных рамках земного существования человека, в случае обнаружения правонарушения обществом или государственными органами. Выделяют близкое сходство или тождество гипотезы и диспозиции правовой и религиозной нормы, различие которых выражается в санкции.
Однако необходимо отметить, что сравнение западной и исламской правовой культуры показывает не всегда их противопоставление. Например, в области регулирования отношений «личного статуса» они, как правило, не противоречат, однако в сфере уголовного права происходят столкновение правовых норм, несовпадение традиций правосознания. Исламская концепция преступления не совпадает с базовыми принципами западного уголовного права, так как за тяжкие преступления ответственность наступает в соответствие в «корнями Фикха», источниками которых может быть только Коран и Сунна, абсолютно императивные предписания.
Изучение правовой культуры для понимания основ права, направлено на решение не только познавательных и мировоззренческих задач, но и отвечает на современные вопросы в области права. Поэтому можно отметить, что за пределами «личного статуса» и уголовного права исламское право сочетается с европейскими образцами, главное, чтобы это не выходило за рамки «исключенных интересов», как одного из «указателей Фикха». Влияние с XIX в. европейских правовых традиций на правовую культуру ряда исламских стран, привело к рецепции отдельных правовых положений, которые стали частью правовой культуры, от которой невозможно отказаться.
Правовая культура исламских государств сохраняет приверженность не только к правовым традициям, но и к местным обычаям, которые не всегда совпадают с нормами Шариата и Фикха. В этой особенности ряда исламских стран прослеживается условность в правовой культуре.
Проведенный категориальный анализ условного и безусловного позволяет понять, почему в исламской правовой культуре, несмотря на традиционность и религиозность, происходит процесс обновления и рецепции отдельных положений западного права, при этом не происходит столкновения с основами права.
Общий анализ правовых культур восточных стран показывает, что понимание правовых традиций невозможно без учета мировоззренческих традиций данных обществ. Качественное отличие права, как важнейшего социального регулятора, базирующегося на традиционной религиозной основе от юридического права, идущего от политической власти, направленного на удержание общественно-социального порядка показывает особенность восточных правовых культур, которая заключается в том, что обычное государственное право является вторичным условным правовым явлением, по отношению к безусловным традиционным и религиозным нормам. Таким образом, очевидной становится неразработанность и отсутствие урегулирования таких базовых правовых понятий для современной западной правовой культуры, как права и обязанности человека, идея правового государства и др.
1. Зыкова С.В., Кулакова Ю.Ю. Элементы религиозности в характеристике юридической ответственности и правомерного поведения // Вестник экономической безопасности. 2020. № 1. С. 26-29.
2. Керимов Г.М. Шариат: Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности. - СПб.: «Издательство «ДИЛЯ», 2016. -512 с.
3. Коран: Перевод смыслов / Пер. с араб. Э.Р. Кулиева. - М.: Эксмо: Умма, 2020 - 479 с.
4. Кулакова Ю.Ю. Свобода совести и вероисповедания. Проблема религиозной безопасности в современной России // Закон и право. 2014. № 11. С. 32-36.
5. Малахов В.П. Природа, содержание и логика правосознания: дис. … докт. юрид. наук: 12.00.01 / Малахов Валерий Петрович. - Москва, 2003. -502 с.
6. Основы теории и истории исламского права: учеб.пос./под.общ.ред. И.Ю. Козлихина, И.А. Васильева.-СПб.: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 2018. - 110 с.
7. Сюкияйнен, Л.Р. Основы теории исламского права: учебное пособие / СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2019. - 162 с.
8. Типы правосознания: типичное правопонимание. Гарашко А.Ю., Дубинина Е.Н., Кулакова Ю.Ю., Малахов В.П., Медушевская Н.Ф., Сигалов К.Е., Чикалов О.В., Чувальникова А.С. Статья в открытом архиве. № 5. 19.02.2020.
9. Гарашко А.Ю. Понятие и эволюция представлений об источниках происхождения права // В сборнике: Юридическая теория и практика в истории и современной России. сборник научных статей. редактор: Сигалов К. Е., Москва, 2010. С. 15-28.