Россия
В статье рассматривается проблема формирования толерантного сознания. Цель исследования заключается в том, чтобы оценить степень выраженности у курсантов собственной толерантности в период обучения в образовательных организациях системы МВД России. В качестве методов исследования использовались теоретический и сравнительный анализ, обобщение, интерпретация и реинтерпретация научных данных, существующей практики; эмпирические методы: беседа, опрос, метод экспертных оценок. Выборку исследования составили курсанты и слушатели высших образовательных организаций МВД России (94 респондента в возрасте от 18 до 22 лет, 63 мужчины и 31 женщина). Рассмотрены проблемы формирования толерантного сознания; структура толерантности; значение толерантности в профессиональной деятельности сотрудников полиции, а также в процессе их обучения и профессионального становления. Представлены результаты исследования степени выраженности собственной толерантности у курсантов образовательных организаций МВД России. Показано, что несмотря на достаточно высокий уровень толерантности, главным проблемным моментом у курсантов является формирование и развитие их активной жизненной позиции. Адекватный уровень толерантности курсантов является показателем не только социальной зрелости личности, но и свидетельствует о становлении их профессионального самосознания. Полученные результаты и выводы актуальны для организации психологической работы в органах внутренних дел.
толерантность, толерантное сознание, профилактика экстремизма, образовательная организация, жизненная позиция, формирование толерантности
Актуальность, значимость и сущность проблемы. Последнеевремявесьмапопулярнымиширокоупотребляемымсталтерминтолерантность. И это совершенно не случайно. В условиях многонационального и поликультурного общества на первый план выступает проблема достижения взаимопонимания, доверия и терпимости для решения совместных задач по способствованию позитивного развития нашего государства. В связи с этим, одним из приоритетных направлений в образовании становится формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе[3].
Перед образовательными организациями МВД России возникает задача по формированию у сотрудника полиции личностных качеств, соответствующих запросам общества и необходимых для реализации принципов деятельности полиции. Имеются в виду такие качества, как: уважение к закону, к правам и свободам граждан; беспристрастность, толерантность, справедливость, коммуникабельность, готовность и умение сотрудничать и взаимодействовать с гражданами и структурами гражданского общества и др.[1].
Теоретические предпосылки. Вопросы формирования толерантного сознания индивида являются предметом междисциплинарных исследований ведущих школ и направлений философии, психологии, педагогики: школы культурно-исторической психологии Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, А.Г. Асмолова, Г.В. Солдатовой; философской школы М.М.Бахтина, В.С.Библера, В.И.Вернадского; социологии межэтнической толерантности Л.М. Дробыжевой, М.Б. Хомякова, В.А. Лекторского, М.П. Мчедлова.
Положения педагогики ненасилия и педагогики сотрудничества представлены в работах К.Д.Ушинского, В.А.Сухомлинского, Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталова, Е.Н. Ильина; поликультурной педагогики - в исследованиях А.Н. Джуринского, В.В. Макаева, З.А. Мальковой, Л.Л. Супруновой. Культурологический подход в рамках личностно-ориентированного образования представлен С.И. Осиповой, Е. В. Бондаревской, В. В. Давыдововой, И.А. Колесниковой, М.Н. Кузьминым, И.В. Крутовой, Н. Н. Суртаевой, Г.М. Шеламовой, Д.Б. Элькониным.
В новых социально-экономических условиях становится необходимым исследование взаимодействия всех составляющих поликультурной образовательной среды как фактора успешного формирования толерантности индивида, которая, по мнению Г.У. Солдатовой [5], может стать устойчивой чертой личности. Наличие сформированных устойчивых личностных характеристик позволяет утверждать о толерантности как интегральной характеристики психологически зрелой личности, в систему инструментальных ценностей которой и входит толерантность [3].
Невольно возникает вопрос о значении самого термина «толерантность». Известно, что психологи заимствовали этот термин у медиков. В узком смысле в медицине речь идет о неспособности организма бороться с возникшей для него проблемой (патологии иммунитета). В широком смысле толерантность связывается с недоразвитостью всей психики, и в первую очередь сознания, которое становится неспособным адекватно воспринимать бессознательные энергии, попадая при этом в зависимость от патологических бессознательных энергий, которые и начинают управлять поведением человека [2].
Понятие толерантность происходит от слова «терпение» и означает уважительное отношение к иному мнению, чужим высказываниям и взглядам. Кроме того, толерантность предполагает способность человека принимать различные формы самовыражения и проявления личной индивидуальности другого. Такого рода терпимость - это не только моральный долг каждого свободного человека, но и правовая потребность.
В научной психологической литературе мы можем встретить такие трактовки этого понятия, как:
- навыки мириться с расхождением наших убеждений и поступков с другими людьми;
- психологическая устойчивость в сложных порой экстремальных ситуациях;
- понимание и уважение разных культур нашего многонационального общества и всего того, что происходит в нем, индивидуально-психологических особенностей других людей.
Толерантность подразумевает уважение человеческого достоинства и прав других, сострадание, прощение, сотрудничество, принятие другого таким, какой он есть, милосердие.
Необходимо понимать, что в отличие от безразличия, толерантность предполагает, с одной стороны, проявление интереса к жизни другого человека, а с другой – проявление терпимости по отношению к его взглядам, мнению, поступкам, поведению, т.е. осознания права другого на жизнь в соответствии с собственным мировоззрением.
Толерантность имеет многоуровневую структуру, включающую следующие компоненты:
- личностный (понимание самореализации своей и каждого, широкое мировосприятие);
- социальный (создание своего круга единомышленников, процесс интериоризации, когда внутренние убеждения находят свое отражение в поведение человека в обществе);
- морально-нравственный (соблюдение определенных обществом социальных норм, саморегуляция, понимание других).
Толерантность может быть выражена разными уровнями: низким, когда человек испытывает раздражение от всего мира; среднего, когда проявляет терпение к достоинствам и недостаткам некоторых людей, стремится к общению с ними; высокого, когда речь идет о полном принятии тех, с кем человек общается, испытывая удовольствие от общения и наслаждение от жизни.
Важно, чтобы толерантность создавала комфортные условия жизни. Когда человек не понимает происходящее вокруг, когда его все раздражает, вряд ли можно говорить об удовлетворении жизнью. И наоборот, когда человек слепо принимает все, то может также лишить себя комфорта, создавая опасные условия, сея страх. И только при высокой, но корректной толерантности, при избирательном отношении к своему окружению, человек живет счастливо, в ладу и комфорте с собой и социальным окружением.
Как и у любого явления, у толерантности есть свои достоинства и недостатки.
К достоинствам толерантности можно отнести следующее:
- толерантность ведет к гуманности и пониманию других людей;
- помогает выстроить эффективную коммуникацию;
- способствует проявлению эмпатийного отношения к другим;
- может приводить к личностному росту через передачу опыта и знаний, путем взаимодействия людей с разными точками зрения.
К недостаткам толерантности следует отнести:
- толерантность может способствовать дистанцированию от людей с непохожими взглядами;
- ведет к разрушению традиционного религиозного уклада, когда терпение, которое является главной библейской добродетелью, подменяется терпимостью к греху;
- может приводить к проявлению агрессии, когда вместо решения реальных социальных проблем людей, только декларируется уважение к правам представителей других наций, культур, рас, вероисповеданий и т.д.;
- может восприниматься как равнодушие, безразличие, нежелание отстаивать свое мнение и бороться за него;
- очень сложно провести точную грань, когда толерантность перерастает в рабское терпение, нанося ущерб личности человека.
Развивать толерантность – значит стараться понять, разобраться, найти общие точки зрения с другим человеком, проявлять интерес к неизвестному. И только в процессе такого анализа человек решает принимать или не принимать, понимает он это или не понимает. Удачный пример толерантности – стремление понять и проявлять интерес к традициям и обычаям других культур в сравнении со своей культурой.
Надо быть толерантным, но нельзя быть терпимым. Принимая права других людей, культуру различных наций и народностей, особые потребности людей с ограниченными физическими возможностями, мы не должны проявлять малейшую терпимость к злу, любому асоциальному поведению. Необходимо занимать активную жизненную позицию. Все перечисленное играет огромную роль в деятельности сотрудников полиции и тем более в процессе их обучения и профессионального становления.
Методика исследования
Нами был подготовлен и проведен опрос, целью которого стала оценка степени выраженности у курсантов собственной толерантности. Выборка составила 94 человека, из них: 34 – 2 курса, 31- 3 курса и 29 – 4 курса. Предлагалось оценить в баллах от 1 до 10, в какой степени у них наличествуют основные признаки толерантности человека. В число признаков вошли:
1.Адекватность в знании всей совокупности своих достоинств и недостатков; признание такой совокупности и у других людей; отсутствие категоричного неприятия недостатков индивидуальности другого человека.
2. Адекватная степень критичности к себе.
3.Отсутствиезначительного разрыва между «Я-идеальным» и «Я-реальным»; отсутствие стремления использовать только себя в качестве эталона при оценке других людей.
4.Отсутствие стремления перевоспитать партнеров по общению, «подгоняя»его под себя, делая его «удобным» для общения.
5. Способность к сочувствию и сопереживанию.
6. Наличие психологического чувства собственной защищенности.
7. Способность брать ответственность на себя и за всё происходящее с собой.
8. Принятие многообразия мира, а также позиций, мнений других людей.
9. Присутствие у себя чувства, что порядок во всём не является доминирующей ценностью и отходит на второй план.
10. Ориентация на самостоятельность и собственную позицию во всём.
11.Способность к самоиронии, к самокритике; обладание чувством юмора в целом.
12.Отсутствие категоричности и консерватизма в оценках других людей.
13.Умение скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с неприемлемым поведением партнера по общению.
14.Умение прощать другому ошибки или неприятности.
15.Умение принимать физические или психические недостатки (дискомфорт) партнера по общению.
Обсуждение результатов
Результаты исследования отражены на рис.1.Они показывают, что в целом уровень выраженности у курсантов собственной толерантности по их субъективной оценке выше среднего.
Рис.1. Диаграмма оценки выраженности у курсантов собственной толерантности.
Если рассматривать основные признаки толерантности, то картина следующая:
- адекватность критичности к себе, в знании своих достоинств и недостатков, категоричность в восприятии недостатков других людей достаточно высокая на 2 и 4 курсах (7,7; 7,5) и некоторый спад мы видим у третьекурсников (6,1), что вполне объяснимо некоторой эйфорией: к этому времени курсанты достаточно хорошо адаптировались к условиям обучения и службы и впереди еще два года «беззаботной» жизни. На четвертом курсе, когда они больше сориентированы на будущую практическую деятельность, этот показатель несколько повышается;
- резкой переоценки ценностей не происходит, но разрыв между их идеалами и реальной жизнью велик, с тенденцией у курсантов 4 курса его увеличения (6,2; 5,6; 7,5), также повышается у них способность к сочувствию и сопереживанию (эмпатия) (7,4; 7,5; 7,9), что вполне объяснимо накоплением определенных знаний и социального опыта;
- средняя по полученным данным активная жизненная позиция подтверждается отсутствием стремления изменять окружение (6,4; 4,7; 5,8), принятием многообразия мира, а также позиций, мнений других (7,4; 6,9; 6,2) и отсутствием категоричности, консерватизма в оценке других (6,7; 7,0; 6,8);
- интересны результаты, показывающие стремление на самостоятельность и собственную позицию во всем (7,5; 7,7; 7,3). Но тут возникает вопрос, касающийся прежде всего направленности личности и, в частности, интересов, идеалов, ценностных ориентаций, мировоззрения, которые напрямую касаются развитию активной жизненной позиции курсантов;
- о достаточно высокой толерантности свидетельствуют и показатели по таким признакам, как: способность к самоиронии, к самокритике (7,6; 8,8; 8,5); умение скрывать или сглаживать неприятные чувства при взаимодействии с другими людьми (7,3; 7,2; 7,4) а также умение принимать физические или психические недостатки других (7,7; 7,6; 8,0).
Выводы
Таким образом, толерантность курсантов высших образовательных организаций МВД России характеризуется позитивным восприятием окружающих людей, системой конструктивных установок на межличностное и межкультурное общение и взаимодействие, наличием уверенности в себе, коммуникабельностью, уважением к интересам, обычаям, традициям и культуре других народов.
Полученные эмпирические данные свидетельствуют о том, что, несмотря на достаточно высокий уровень толерантности курсантов, необходимо формировать и развивать их активную жизненную позицию, поскольку толерантность основана на ценностном отношении к людям как представителям другой культуры, проявляется в активной жизненной и профессиональной позиции человека. Адекватный уровень толерантности курсантов является показателем их социальной зрелости и профессионального самосознания, предполагает расширение ценностей личности за счет конструктивного самовыражения и проявления индивидуальности, взаимодействия с другими людьми. Человек, обладающий толерантностью, выступает против социальной несправедливости, проявляет лояльность к чужим взглядам и убеждениям, избегает жестокого навязывания своего мнения окружающим. Полученные результаты могут быть использованы в системе психологической работы в органах внутренних дел, а также способствовать гармоничному самовоспитанию сотрудника полиции.
1. Амельчаков И.Ф., Чесовская М.Г., Долин В.А. Толерантность как личностное качество сотрудника органов внутренних дел (теоретико-методологические основания) // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2016. № 1 (64). С. 44-47.
2. Африн И. Критика психологической толерантности - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2015. - 152 с.
3. Богданова А.И. Формирование толерантности студентов в поликультурной образовательной среде вуза: Дисс.на соискание …к.пед.н. - Красноярск, 2015. - 221 с.
4. Нурлигаянова О.Б., Поваренков Ю.П. Педагогическая толерантность как профессионально важное качество педагога. - Архангельск: Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, 2014 - 159 c .
5. Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А., Шарова О. Д. Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для подростков. М.: Генезис, 2001. - 112 с.