Россия
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что деятельность сотрудников органов МВД России связана с наличием влияния на их работу разного рода неблагоприятных факторов, например, таких как негативное влияние преступных деяний, сложности оперативно-розыскной, процессуальной, административной деятельности, попадание под влияние коррупционеров и прочее. Особенностью работы органов МВД России является то, что она охватывает все виды и направления государственной безопасности страны. В связи с этим работа руководителей МВД России подвержена стрессу, эмоциональному давлению. В результате могут появляться ситуации, когда служащие перестают качественно выполнять свои профессиональные должностные обязанности, то есть речь идёт об их профессиональном выгорании. Данному негативному явлению подвержены все категории работников МВД России, но именно по отношению к руководителям рассматриваемая тема взывает особый интерес. Проблема исследования заключается, во-первых, в непроработанности понятийного аппарата, а именно в отсутствии единого определения терминам профессиональный стресс, профессиональное выгорание и эмоциональное выгорание руководителя территориального органа МВД России. Во-вторых, недостаточно внимания уделяется психопрофилактическим мероприятиям, в связи, с чем возникает необходимость разработки рекомендаций по профилактике эмоционального выгорания руководителей органов МВД России. Целью исследование является разработка рекомендаций по профилактике эмоционального выгорания и стрессоустойчивости в служебной деятельности руководителей территориальных органов МВД России. Анализ литературы, синтез, обобщение и систематизация материалов, метод эмпирико-теоретического общенаучного описания. Во-первых, в ракурсе профессионально-служебной деятельности руководителя территориального органа МВД России уточнены определения следующих терминов: профессиональный стресс, профессиональное выгорание, эмоциональное выгорание руководителя территориального органа МВД России. Во-вторых, разработаны рекомендации по профилактике эмоционального выгорания руководителей территориальных органов МВД России.
эмоциональное выгорание, профессиональный стресс, эмоциональный стресс, руководитель, состояние, психодиагностика, психопрофилактика
Введение
Безусловно, деятельность руководящего звена, находящегося на службе органов МВД России, причем, любых территориальных подразделений, так или иначе, связана с наличием стрессовых ситуаций. Зачастую руководителям территориальных органов МВД России приходится улаживать конфликты интересов, которые случаются между самими сотрудниками МВД России (в том числе при межведомственном взаимодействии), между последними и гражданами, между сотрудниками МВД России и средствами массовых информаций, другими представителями общественности. И это только малая часть работы, связанная с необходимостью наличия стрессоустойчивости у руководителей территориальных органов МВД России для выполнения ими своих профессиональных задач. Главная же особенность их работы заключается в поддержании правопорядка, в обеспечении законности исполнения гражданами своих прав, уполномоченными органами власти своих обязанностей. При этом иногда складываются ситуации, когда руководители территориальных органов МВД России бывают ограничены в своих ресурсах (временных, трудовых, материальных, финансовых и др.), в связи с чем возникают обстоятельства высокой психической напряжённости.
Возникновение стрессовых ситуаций и отрицательных эмоций на регулярной основе могут привести к еще более негативному явлению, а именно к хроническому стрессу. Хронический стресс, в свою очередь, может привести к обострению и увеличению рисков, связанных с возникновением конкретных заболеваний руководителей органов МВД России. В данном случае речь может идти о таких заболеваниях стрессовой этиологии, как, например, появление бессонницы, сердечнососудистых болезней, невротического состояния и других, неблагоприятных для здоровья сотрудника явлений. При этом руководители территориальных органов МВД России, имеющие болезни стрессовой этиологии, будут работать уже менее эффективно, свои функциональные задачи и обязанности они уже не смогут выполнять в полном объеме, а уровень их удовлетворенности собственными результатами труда может снизиться. В целом, это в самом прямом виде приводит к снижению эффективности функционирования территориальных органов МВД России, и самым неблагоприятным образом может отразиться на жизнедеятельности российских граждан, их безопасности и безопасности страны в целом, поскольку труд руководителей МВД России связан с поддержанием правопорядка в социуме.
Перечисленные выше обстоятельства, подчеркивающие актуальность изучения профессионального стресса и особенностей эмоционального выгорания, присущих в настоящее время и в связи с профессиональной деятельностью, руководителям территориальных органов МВД России, стали основной причиной выбора обозначенной данной темы исследования.
1. Понятие профессионального стресса и эмоционального выгорания
Обращаясь к взглядам видных деятелей и ученых по рассматриваемой теме исследования, а именно к научно обоснованной позиции доктора психологических наук В.Р. Бильдановой, можно увидеть, что профессор под стрессом понимает неспецифическую реакцию организма отдельно взятого человека, отдельно взятой личности на воздействие физического или психологического характера. При этом, ученый также отмечает, что такого рода воздействие обязательно приводит к нарушению у личности гомеостаз, а так же к нарушению нервной системы [3, с. 5].
Интересен в данном случае также и взгляд зарубежных исследователей на понятие стресса. В данном аспекте представляются важными научно сформированные позиции американских психологов Р.С. Лазаруса и Р. Лонье [21, с. 278]. В соответствии с их научно обоснованной точкой зрения, стресс подставляет собой трансактный процесс, включающий в себя четыре взаимно вытекающих друг из друга этапа. На первом этапе происходит обоснованное осознание стрессора и его оценка. В рамках второго этапа уже проявляются стрессовые эмоции. На третьем этапе происходит наличие так называемых адаптивных реакций или копинга. На завершающемся четвертом этапе уже можно оценить результат копинга и провести оценку ситуации по-новому, то есть с учетом адаптации и появившихся изменений к стрессоустойчивости.
С конца 60-х годов понятие «стресс» стало широко использоваться в иностранных исследованиях, целью которых являлось изучить особенности профессиональной деятельности различного рода специальностей (например, исследования Р. Карасек [20, с. 25], Л. Леви [22, с. 12] и др.). В результате в прикладной науке появился термин «профессиональный стресс» («рабочий стресс», «трудовой стресс», «производственный стресс» и т. п.).
Отметим, что «профессиональный стресс» в Международной классификации болезней определяется отдельным разделом «расстройства адаптации» (МКБ-10: Z 73: «стресс, связанный с трудностями управления своей профессиональной жизнью») [12].
В настоящее время нет однозначно сформулированного определения понятию профессионального стресса, как не существует и конкретных теоретических направлений и определений базовых понятий в этой области.
Доктор психологических наук, профессор Н.Е. Водопьянова под профессиональным стрессом понимает сильное неблагоприятное, отрицательно влияющее на профессиональную деятельность того или иного человека воздействие [6, с. 13].
Доктор педагогических наук Е. В. Кузнецова говорит о том, что когда речь идёт о профессиональном стрессе, то в данном ракурсе следует иметь в виду весьма обширный и многообразный негативный, своего рода отрицательный феномен, которому свойственно выражаться в наличии у личности психических и физических реакций на появляющиеся вокруг данной личности в процессе реализации ею своих профессионально ориентированных, трудовых обязанностей, напряженных ситуаций [11, с. 26].
С точки зрения Т.В. Хуторянской, профессиональный стресс следует определять только в качестве определенным образом сложившегося состояния отдельно взятого сотрудника (работника), которое возникло у него под влиянием внешних факторов в процессе выполнения данным сотрудником комплекса своих обязанностей трудовой деятельности [18, с. 403].
По мнению Н.В. Самоукиной, профессиональный стресс представляет собой напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанное с выполняемой профессиональной деятельностью [16].
Несколько иную трактовку вышеназванного определения вносит в своих трудах Ю.В. Щербатых, рассматривающий профессиональный стресс в качестве многообразного феномена, выражающегося в психических и физических проявлениях на напряжённые ситуации в трудовой деятельности человека [19].
Рассматривая профессиональный стресс, нельзя не затронуть проблему профессионального и эмоционального выгорания. Отметим, что данные термины стоит различать.
Если обратиться к взглядам С. А. Наличаевой, то можно констатировать факт того, что профессиональное выгорание как негативное явление, прежде всего, является синдромом, для которого характерно наличие негативных эмоциональных переживаний, связанных с реализацией своих трудовых обязанностей. Данным переживаниям свойственно постепенно накапливаться, что в конечном итоге, так или иначе, приводит к трудовой перегрузке, профессиональному истощению. В результате трудовая активность снижается, производительность труда становится меньше, что собственно как раз и характерно для профессионального выгорания [13, с. 22].
По мнению А.Н. Аверина, профессиональное выгорание характеризуется состоянием специалистов, связанным с утратой интереса к профессиональной деятельности, снижением активности, а также сопровождением профессиональной деформацией [1].
В свою очередь под эмоциональным выгоранием применительно к трудовой деятельности стоит понимать резкое снижение интереса к работе, резкое снижение самооценки, возрастание критичности к окружающим, усталость от общения, исчезновение эмоциональных характеристик в общении, эмоциональное истощение, а также совокупность негативных психологических переживаний и дезадаптивное поведение определённо взятого отдельного работника [10, с. 6].
Понятие эмоционального выгорания в трудах зарубежных исследователей зачастую синонимизируется с термином эмоциональное сгорание, с чем собственно, стоит согласиться, поскольку и в том и в другом случае речь идет о наличии у занятой трудовой деятельностью личности особых психических проблем, возникших как раз в связи с занятием этой трудовой деятельностью [24, с. 20].
Зарубежными исследователями сделан достаточно весомый вклад в изучение и борьбу с таким негативным явлением как эмоциональное выгорание работника. Так, например, в 1982 году американским исследователем К. Маслач была предложена методика диагностики синдрома эмоционального выгорания [23, с. 107].
2. Особенности профессионального стресса и эмоционального выгорания руководителей территориального органа МВД России
Все вышеперечисленные характеристики таких неблагоприятных явлений как профессиональный стресс и эмоциональное выгорание проявляются в разной степени в зависимости от отрасли профессии и занимаемой должности.
В данном случае предлагается рассмотреть внутриорганизационную сферу МВД России. Сотрудники МВД России призваны выполнять функции по обеспечению общественного порядка, по соблюдению российскими и иностранными гражданами установленных национальным российским законодательством нормативных правовых актов, по поддержанию правопорядка в социуме, а так же по расследованию совершаемых правонарушений и других аспектов, связанных с правоохранительной деятельностью.
Несомненно, все перечисленные выше направления работы территориальных органов МВД России во многом зависят от качества работы их руководителей. При этом большой объем служебных обязанностей, высокий уровень правонарушений и достаточно широкий перечень функций, возложенный на органы МВД России, приводят к высокой служебной нервно-психической нагрузке её руководителей. Конечно, многие руководители стрессоустойчивы, высокопрофессиональны, но существуют ситуации, при которых профессиональный стресс и эмоциональное выгорание могут одержать вверх. Это, в свою очередь, самым неблагоприятным образом приводит к снижению эффективности профессиональной деятельности руководителей территориальных органов МВД России. Для борьбы с такими обозначенными негативными явлениями, как стресс и выгорание личности руководителя в повседневных и особенно стрессовых ситуациях, необходимо на регулярной основе проводить диагностику, то есть оценку оценки уровня их профессионального стресса, а также осуществлять профилактическую деятельность по формированию адаптивных типов копинг-поведения (это действия, выполняемые человеком, направленные на преодоление стресса) [9].
Появление в служебном коллективе органов МВД России негативных нравственных явлений (профессиональный стресс, выгорание) приводит к профессионально-нравственным деформациям руководителей органов МВД России, образованию у них на мировоззренческом уровне аморальных нравственных ценностных установок, приводящих к проявлениям профессионально-нравственной деградации личности и коллектива.
Профессиональный стресс и эмоциональное выгорание не могут появиться сами по себе. Данные негативные явления проявляются только под влиянием определенных факторов.
Если обратится к взглядам В.В. Бойко, то можно увидеть, что профессор выделяет следующие наиболее значимые факторы, которые так или иначе способствуют развитию синдрома эмоционального выгорания. В этом случае мы говорим о склонности личности к эмоциональной холодности, к значительно выраженному переживанию носящих негативный характер обстоятельств при реализации трудовых функций в профессиональной деятельности, а также о наличии слабой мотивации личности к эмоциональной отдаче при реализации ею своей непосредственной трудовой функции [4].
Г.С. Никифоров выделил факторы, исходя из особенностей организационной структуры управления в органе МВД России [14]:
- незначительное участие в процессе принятия решений (низкая степень вовлеченности руководителя);
- ограничение свободы поведения (строгие нормы поведения, обязательность согласовывать собственные решения, не принятие мер по поощрению инициативы и т.п.);
- недостаток чувства принадлежности к органу МВД России (низкий уровень лояльности).
Помимо этого, выделяются и факторы, которые связаны с содержанием работы руководителя территориального органа МВД России [8, с. 34]:
- количественная перегруженность (в том числе информационного характера), связанная с продолжительностью рабочего времени, а также с масштабом работы;
- качественная перегрузка, вызванная сложностью осуществляемой деятельности (затруднения в выборе приоритетов, неопределённость и т. п.);
- необходимость принимать управленческие решения в непростых ситуациях (дефицит времени, ограниченная информация, неопределённость последствий и т. п.);
- ответственность за сотрудников, за осуществляемую деятельность, материальная ответственность (при этом следует подчеркнуть, что для руководителя стрессогенным представляется не только высокий, но и сверх меры низкий уровень ответственности).
Факторы, связанные с взаимоотношениями на службе включают в себя следующие [14]:
- взаимодействие с высшим (федеральным) руководством (давление, несоответствующая норме оценка, критика и т. д.);
- отношения с сотрудниками, находящимися в подчинении (конфликтные ситуации);
- взаимоотношения с коллегами (конкуренция или соперничество).
Говоря о должности руководителя, важно учитывать также и факторы, связанные с отличительной чертой управленческой карьеры [14]:
- слабый темп карьерного роста (разница между собственной профессиональной активностью и скоростью работы подчиненных);
- нереальность перемещения вверх по управленческой лестнице (например, «организационное плато» или отсутствие в организационной, иерархии свободных позиций более высокого уровня, соответствующих способностям и притязаниям руководителя органа МВД России);
- фрустрация в связи с достижением уровня (потолка) личной карьеры;
- нарушения сна и изменение его характера: трудности с наступлением сна (бессонница) или, наоборот, с пробуждением (сонливость);
- различные проблемы эротического характера (в том числе половое бессилие или снижение полового влечения).
Особенностью работы руководителей органов МВД России представляется также и то, что они подвержены влиянию специфических стрессоров. Специфические стрессоры - это стрессоры, характерные не столько самой деятельности, сколько способу, с помощью которого осуществляется управленческая (профессиональная) деятельность руководителей территориальных органов МВД России. К специфическим стрессорам, воздействующим на руководителей органов МВД России, можно отнести следующие [15]:
- нечёткие ролевые (служебные) обязанности;
- необходимость принимать слишком много ответственных решений;
- ролевой конфликт, возникающий в условиях, когда различные аспекты деятельности руководителя оказываются несовместимыми;
- нереалистично высокие притязания, стремление к совершенству;
- особенности взаимодействия с вышестоящим руководством, игнорирование ими мнения руководителя;
- особенности взаимодействия с коллегами по горизонтали. Будучи первым лицом в ведомстве, руководитель зачастую выступает транслятором решений вышестоящих инстанций. В этих условиях он ограничен в возможности обсудить профессиональные проблемы с коллегами-руководителями, получить не только одобрение, поддержку, но и замечания, оценку, то есть то, что называется обратной связью, успокоить себя сознанием того, что коллеги переживают те же трудности, что и он;
- особенности взаимодействия с персоналом. «Трудные» подчинённые могут вызвать стресс, когда стычки с ними либо абсолютно неожиданны, либо несправедливы и неправомочны;
- перспектива ухода, в том числе преждевременного, на пенсию.
3. Рекомендации по профилактике эмоционального выгорания в служебной деятельности руководителей территориальных органов
МВД России
Весь комплекс рекомендаций по профилактике эмоционального выгорания и стрессоустойчивости в служебной деятельности руководителей территориальных органов МВД России можно разделить на следующие ключевые мероприятия.
Рекомендация 1. Внедрение программ психопрофилактики. Когда речь идет о психопрофилактике, то следует иметь в виду разработку и внедрение практических мер по предупреждению психических расстройств, их хронизации, реабилитации психически не здоровых людей. Психопрофилактика должна быть направлена на предупреждение профессиональной и личностной деформации.
С точки зрения Т.В. Белых, психопрофилактика направлена на предупреждение психических заболеваний, реабилитацию психически больных, а также на сохранение, улучшение и укрепление психического здоровья. В последнем аспекте часто употребляется понятие «психогигиена» [2, с. 12].
С целью предотвращения таких негативных явлений, как появление профессионального стресса и эмоционального выгорания у руководителей территориальных органов МВД России особенно важно проводить их психопрофилактику и диагностику. Так, например, кандидатами психологических наук И.Ю. Кобозевым и М.В. Пряхиной разработана и апробирована достаточно эффективная комплексная программа, суть и содержание которой связано с наличием в ней конкретных рекомендаций по психологической профилактике профессионального стресса руководителей МВД России. Мероприятия программы представлены тремя этапами, исходя из действующей в настоящее время на международном уровне трехэтапной модели профилактики, предложенной Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), и предполагающей выделение так называемой и логически обоснованной первичной, вторичной и третичной профилактики.
Рекомендация 2. Использование мер культурно-просветительской профилактики в качестве вида морально-психологического обеспечения деятельности руководителей территориальных органов внутренних дел МВД России.
Профессионально-нравственная профилактика предполагает развитие представлений об основах нравственности служебной деятельности в правоохранительных органах, обеспечение знаний профессионально-этических требований к служебному и бытовому поведению, требований к социальным взаимодействиям в служебном коллективе.
Правовое воспитание, укрепляющее правовое сознание, обеспечивающее знание действующего законодательства, способствует формированию углубленных и непоколебимых правовых взглядов и представлений, убеждений и чувств, привитию правовой культуры, навыков и привычек активного правового хода действий, обеспечивающего правильную трактовку и реализацию правоохранительной политики государства.
Рекомендация 3. Повышение психологической компетентности сотрудников органов внутренних дел в качестве меры профилактики их профессионального выгорания. Под психологической компетентностью, в данном случае, следует понимать структурированную систему знаний относительно природы психических процессов и состояний, поведенческих проявлениях и характерологических особенностях. Обязательным для включения в данную категорию являются навыки распознания особых состояний как у себя, так и у других, а также навыки управления психическими процессами и состояниями [5, с. 25].
Соответственно, можно определить следующие вопросы в формировании психологической компетентности руководителей территориальных органов МВД России:
- понимание механизмов протекания психических процессов и состояний;
- психология стресса и совладающего поведения;
- поведенческие, эмоциональные и физиологические признаки сложных эмоциональных состояний;
- управление эмоциями в стрессовых ситуациях;
- способы оказания психологической помощи в сложных ситуациях;
- методы саморегуляции и самоуправления;
- критерии психического здоровья и признаки патологических проявлений;
- техники сохранения психологического здоровья и самовосстановления.
Наиболее эффективной формой обучения здесь может выступать проведение тренингов, а тематика тренинговых занятий может определяться текущими задачами и психологическими компонентами служебной деятельности руководителей территориальных органов МВД России.
Рекомендация 4. Профилактика профессионально-нравственного выгорания личности руководителя территориального органа МВД России.
Работа по профилактике профессионально-нравственного выгорания личности руководителя того или иного органа МВД России должна сопровождаться следующими мероприятиями [7, с. 52]:
- реализация комплекса конкретных действий, которые должны быть направлены на создание благоприятного морально-психологического климата между сотрудниками различных ведомств и подразделений, в том числе и внутри самого ведомства;
- реализация комплекса конкретных действий по формированию у руководителя территориального органа МВД России определённых установок на осознанное им соблюдение профессионально этических принципов и норм;
- реализация комплекса конкретных действий по развитию морально-психологической устойчивости у руководителя территориального органа МВД России;
- осуществление на регулярной основе информирования руководителей территориальных органов МВД России о признаках и последствиях профессионального стресса и эмоционального выгорания.
Рекомендация 5. Использование дистантной психотерапии как средства профилактики и коррекции профессионального выгорания и девиантного поведения руководителей территориальных органов МВД России.
Дистантная психотерапия является преимущественным методом при работе консультантов «телефона доверия». К ним можно отнести анонимность, доступность, чувство психологической безопасности. Все эти преимущества отличают дистантную помощь от очного психологического консультирования.
Основная задача телефонных консультантов – снять аффективное напряжение, побуждённое травмирующими событиями, дать возможность отреагировать агрессию, проговорить возможные каналы получения специализированной помощи.
При дистантной психотерапии используются техники выслушивания и отвлечения: задается множество вопросов, размеренно уводящих беседу от психотравмирующих воспоминаний. После того, как эмоциональная напряжённость снята, вероятно возобновление по обсуждению психотравмирующего события. Подобные воспоминания глубоко затрагивают психику человека, так как сильно отличаются от всего предыдущего опыта, имеют отрицательное биологическое возбуждение. Стремление к саморегуляции и попытка смягчить дискомфорт приводят к тому, что человек коренным образом старается устроить свою жизнь хотя бы чуть-чуть лучше. Это противоречие и вызывает психологическое напряжение [17, с. 262].
Рекомендация 6. Оптимизация функционального состояния и психическая саморегуляция руководителей территориальных органов МВД России.
Обеспечение эффективности выполнения профессиональных задач, безопасности труда и сохранения профессионального здоровья требует создания условий для поддержания работоспособности на необходимом уровне. В резко возросшем темпе жизни современных руководителей МВД России, большой объем информации и разнообразные виды деятельности, в которых присутствуют современная техника – все это так или иначе отражается на функциональном состоянии руководителей. Сохранение (повышение) работоспособности за счет предотвращения нарушений функционального состояния или формирования благоприятных состояний является важным фактором их профессиональной деятельности.
Понятие функционального состояния устанавливается для характеристики эффективностной области деятельности или поведения человека. Данная сторона рассмотрения проблемы, допускает в первую очередь решение вопроса о способностях руководителя, находящегося в этом или другом состоянии, выполнять определённый род деятельности.
Под функциональным состоянием понимается комплекс реальных характеристик тех функций и качеств человека, обуславливающих прямо или косвенно выполнение деятельности или наличие уровня активности функциональных систем организма, которые характеризуют степень ее адекватности предстоящей деятельности человека.
Другое направление связано с поиском способов профилактики и коррекции нарушения деятельности высших психических функций и состояния готовности путем воздействия отдельными двигательными актами и позами, адресованными к различным функциональным системам - дыхательные упражнения и приёмы точечного массажа для активизации блока тонуса коры больших полушарий головного мозга, движения перекрестно параллельного характера обеими конечностями для восстановления межполушарного взаимодействия, и определённые позы, оптимизирующие психоэмоциональное состояние.
Выводы
Таким образом, исследование понятия стресса и эмоционального выгорания у отечественных и зарубежных психологов позволяет сделать вывод о наличии достаточно большого количества взглядов на понимание сути данных терминов. Нужно отметить, что важно разделять понятия профессионального и эмоционального выгорания. Ознакомившись с различными точками зрения на данные термины, сформулируем им авторские определения:
- профессиональный стресс руководителя территориального органа МВД России – это неспецифическая реакция организма сотрудника органа МВД России, занимающего руководящую должность, на физическое или моральное (психическое) воздействие отрицательных (негативных), эмоциональных, психологических и экстремальных факторов внутренней и внешней среды, связанных с выполнением им профессиональной деятельности;
- профессиональное выгорание руководителя территориального органа МВД России – это совокупность стойких симптомов сотрудника МВД России, занимающего руководящую должность, проявляющихся в наличии у него негативных эмоциональных переживаний относительно профессиональной деятельности, в наличии профессиональной деформации, гипертрофии профессионально важных качеств, в отсутствии желания работать или качественно её выполнять, в конечном итоге отрицательно влияющих на профессионально-нравственную эффективность его служебной деятельности;
- эмоциональное выгорание руководителя территориального органа МВД России – это совокупность симптомов сотрудника МВД России, занимающего руководящую должность, которые проявляются в эмоциональном истощении, в значительном снижении самооценки, росте критичности к находящимся вокруг, появлении утомляемости от общения, потери эмоциональных характеристик в общении, появлении негативных психологических переживаний, а также в наличии дезадаптивного поведения.
Ключевой особенностью профессионального стресса и эмоционального выгорания руководителей территориального органа МВД России есть то, что работа органов МВД России охватывает все виды и направления государственной безопасности страны. В связи с этим работа сотрудников МВД России подвержена стрессу, эмоциональному давлению со стороны внешних и внутриорганизационных факторов.
Сформулированы следующие рекомендации по профилактике эмоционального выгорания в служебной деятельности руководителей территориальных органов МВД России:
- внедрение программ психопрофилактики, например, кандидатами психологических наук И.Ю. Кобозевым и М.В. Пряхиной разработана и апробирована программа психологической профилактики профессионального стресса руководителей МВД России, опирающаяся на трехэтапную модель профилактики, предложенную ВОЗ, и акцентированно выделяющая первичную, вторичную и третичную профилактики;
- использование мер культурно-просветительской профилактики как вида морально-психологического обеспечения деятельности руководителей;
- повышение психологической компетентности сотрудников органов внутренних дел в качестве меры профилактики их профессионального выгорания;
- профилактика профессионально-нравственного выгорания личности руководителя;
- использование дистантной психотерапии как средства профилакти и коррекции профессионального выгорания и девиантного поведения руководителей;
- оптимизация функционального состояния и психическая саморегуляция руководителей территориальных органов МВД России.
1. Аверин А.Н. Управление персоналом [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01002788279 (дата обращения: 09.11.2020).
2. Белых Т.В. Основы психокоррекции, психопрофилактики и реабилитации: учебное пособие. - Саратов: СНИГУ им. Н. Г. Чернышевского. - 70 с.
3. Бильданова В.Р. Психология стресса и методы его профилактики: учебно-методическое пособие / В.Р. Бильданова, В.Р. Бильданова, Г.К. Бисерова, Г.Р. Шагивалеева. - Елабуга: ЕИ КФУ, 2015. - 142 с.
4. Бойко В. В. Психоэнергетика [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://bookap.info/okolopsy/boyko_psihoenergetika/ (дата обращения: 09.11.2020).
5. Бондаренко А.С. Повышение психологической компетентности сотрудников органов внутренних дел как профилактика профессионального выгорания / А.С. Бондаренко, Е.Ю. Молчанова // Морально-психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел: состояние, проблемы и пути совершенствования, 2016. - С. 22-25.
6. Водопьянова Н. Е. Стресс-менеджмент: учебник для вузов, 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2020. - 283 с.
7. Ерошенков Н. В. Профилактика профессионально-нравственного выгорания личности сотрудника ОВД // Морально-психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности сотрудников ОВД: состояние, проблемы и пути совершенствования, 2016. - С. 49-52.
8. Кобозев И. Ю. Профессиональный стресс руководителей органов внутренних дел и его психопрофилактика: дисс. на соиск. уч. степ. канд. псих. наук - Спб.: СПУ МВД России, 2011. - 247 с.
9. Кобозев И. Ю., Пряхина М. В. Психопрофилактика профессионального стресса руководителей ОВД [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=16972989 (дата обращения: 09.11.2020).
10. Котова Е.В. Профилактика синдрома эмоционального выгорания: учебное пособие. - Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2013. - 76 с.
11. Кузнецова Е. В. Психология стресса и эмоционального выгорания: учебное пособие / Е. В. Кузнецова, В. Г. Петровская, С. А. Рязанцева. - Куйбышев: ГКУ, 2012. - 96 с.
12. МКБ (10-й пересмотр). Класс Y. Психические расстройства и расстройства поведения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mkb-10.com/index.php?pid=4001 (дата обращения: 09.11.2020).
13. Наличаева С.А. Психология стресса: учебно-методическое пособие. - Севастополь: Издательство, 2018. - 97 с.
14. Никифоров Г.С. Психология здоровья [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://klex.ru/9aw (дата обращения: 09.11.2020).
15. Платонов Ю.П. Путь к лидерству [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01002956274 (дата обращения: 09.11.2020).
16. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.studmed.ru/view/samoukina-nv-psihologiya-professionalnoy -deyatelnosti_e69e1dfc2ef.html (дата обращения: 09.11.2020).
17. Фролова П.И. Психолого-педагогические знания как основа профессионального развития современного специалиста // Ориентированные фундаментальные и прикладные исследования - основа модернизации и инновационного развития архитектурно-строительного и дорожно-транспортного комплексов России, 2012. - С. 262-264.
18. Хуторянская Т. В. Профессиональный стресс и общие закономерности его проявления // Образование в современном мире, 2019. - С. 403-407.
19. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mir-knig.com/read_230413-1 (дата обращения: 09.11.2020).
20. Karasek R. Healthy work, stress, productivity, and the reconstruction of the working life / R. Karasek, T. Theorell. - New York: Mc Graw-Hill, 1990. - 120 p.
21. Lazarus R.S. Stress - related transaction between person and environment / R.S. Lazarus, R. Launier // Plenum, 1978. - P. 278-327.
22. Levi L. Prevention of stress-related disorders on a population scale / L. Levi // Mental Health, 1981. - № 9. - Р. 9-26.
23. Maslach C. The measurement of experienced burnout / C. Maslach, S. E. Jackson // Beh, 1981. - № 2. - Р. 99-113.
24. Freudenberger H. Burn-out bei Frauen / Н. Freudenberger, G. North // Frankfurt, 1992. - Р. 20-24.