В настоящей работе проведен конституционно-правовой анализ проблематики оптимизации механизмов реализации субъектами Российской Федерации полномочий по вопросам совместного ведения с Российской Федерацией. Цель исследования — обоснование целесообразности применения потенциала межрегиональных государственных программ для решения вопросов, относящихся к сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, осуществляемых последними самостоятельно и за свой счет. В качестве задач выступают: конституционно-правовой анализ методологии регулирования вопросов по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, в отношении которых регионы осуществляют полномочия самостоятельно и за счет собственных бюджетных средств; исследование договорного механизма реализации субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения с Российской Федерацией; изучение института «горизонтального субсидирования»; исследование проблемных вопросов институционализации макрорегионов; обоснование предложений по внедрению межрегиональных государственных программ в систему инструментов стратегического планирования в Российской Федерации. В ходе исследования были использованы формально-юридический, диалектический, исторический, системно-структурный методы и метод прогнозирования. По результатам исследования выявлена проблематика конституционно-правового регулирования схемы разграничения полномочий между Российской Федерацией и регионами по вопросам совместного ведения. Сформулирован вывод о том, что применительно к механизму стратегического планирования текущая практика договорного регулирования межрегиональных связей представляется излишне сложной и громоздкой. Обосновывается тезис о том, что нецелесообразно ограничиваться потенциальными возможностями макрорегионов, а равно института «горизонтального субсидирования» в рамках разработки и (или) реализации государственных программ «регионов-партнеров». Предложено предоставить субъектам Российской Федерации права по разработке и утверждению межрегиональных государственных программ. Аргументируется позиция о необходимости уточнения роли и значения полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах и их аппаратов, в том числе главных федеральных инспекторов по субъектам Российской Федерации, в деятельности по разработке и оценке реализации межрегиональных государственных программ.
предметы совместного ведения, субъекты Российской Федерации, договорное регулирование, ассоциации экономического взаимодействия, макрорегионы, горизонтальное субсидирование, межрегиональные государственные программы, федеральные округа.
No data
1. No data