Россия
В данной статье рассматривается вопрос о значимости системы экономической безопасности в стране, а также важности правового регулирования обеспечения экономической безопасности, мер государственного управления в этой сфере.
экономическая безопасность, обеспечение экономической безопасности, правовое регулирование
На современном этапе развития общества особо остро стоит проблема обеспечения экономической безопасности страны и управления в связи с этим экономикой и финансами. Указанная проблема вызвана, в числе прочих моментов, глобализацией и необходимостью развития международных экономических отношений.
В настоящее время невозможно представить достойное существование государства, его политической, социальной, военной и иных сфер без эффективного функционирования экономики, взаимосвязанного государственного управления ими, ведь все компоненты тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга. Устойчивая экономика способна оказать влияние на стабилизацию общества, повышение качества жизни, преодоление деструктивных конфликтов. Именно поэтому обеспечение экономической безопасности выступает одним из приоритетных направлений в политике государства и управленческих – административных – мероприятий с его стороны.
Понятие «экономическая безопасность» не имеет единого общепризнанного среди учёных-юристов определения. Термин «экономическая безопасность» является собирательным, включает в себя устойчивость экономики и её независимость, а также её способность к систематическому совершенствованию и обновлению. Авторы обращают внимание на меры государственного управления в сфере экономической безопасности.
Достаточно много работ в научной литературе посвящено экономической безопасности, поэтому существует множество подходов к трактовке этого термина. Но, несмотря на это, все учёные считают, что экономическая безопасность неразрывно связана с национальной безопасностью. Это обусловлено тем, что экономическая безопасность является частью системы национальной безопасности [1, с. 145]. Так, обеспечение экономической безопасности можно рассматривать как гарантию независимости страны, а также как необходимое условие стабильности общества. В силу этого так важны меры государственного управления в сфере экономической деятельности в разнообразных ее формах и направлениях.
Проблему экономической безопасности одним из первых исследовал Л.И. Абалкин, именно его определение используется чаще всего в учебной литературе. Он определил экономическую безопасность, как совокупность факторов и условий, которые способствуют обеспечению независимости национальной экономики, ее устойчивости, стабильности, а также способности к постоянному обновлению и совершенствованию.
В российском законодательстве также долгое время отсутствовало понятие экономической безопасности, упоминалось оно исключительно в научной литературе. На данный момент принят Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». В этом документе даётся законодательное определение понятия экономической безопасности как состояния защищенности национальной экономики от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации [3, с. 3]. Обозначенный указ наметил свойства и тенденции государственного управления в сфере экономики уже в современных условиях.
Традиционно экономическую безопасность рассматривают как наиболее важную качественную характеристику экономической системы в целом, так как именно эта характеристика оказывает влияние на способность экономической системы поддерживать достойные условия жизни населения, стабильное обеспечение ресурсами развития народного хозяйства, а также реализацию национально-государственных интересов [2, с. 4]. К объектам экономической безопасности можно отнести государство, экономическую систему, общество и общественные институты, а также личность. Субъектами являются функциональные и отраслевые министерства и ведомства, таможенные и налоговые службы, страховые компании, банки, фонды.
К важнейшим характеристикам экономической безопасности можно отнести:
1. Экономическая безопасность подразумевает самостоятельное проведение экономической политики, т.е. независимость экономики страны.
2. Обеспечение экономической безопасности возможно исключительно в устойчивых и стабильно функционирующих экономических системах.
3. Постоянное развитие, обновление и совершенствование экономической системы является необходимым условием для поддержания экономической безопасности [5, с. 11].
Обеспечение экономической безопасности представляет собой реализацию комплекса экономических, политических, социальных, военных, правовых и иных мероприятий, которые направлены на защиту национальных интересов страны в сфере экономики, а также противодействие угрозам экономической безопасности. В приведенном определении прослеживаются теоретико-правовые и практические свойства государственного управления в сфере экономики – применительно к различным звеньям финансов.
Основной целью системы обеспечения экономической безопасности является обеспечение такого состояния хозяйственного комплекса государства, которое отличается благосостоянием общества, даёт возможность удовлетворить весь комплекс экономических потребностей населения, гарантирует экономическую независимость и прогрессивное развитие, стабильное положение в мировом хозяйстве, а также надежную защищенность от внутренних и внешних угроз [4, с. 276].
Очень важным элементом в системе обеспечения экономической безопасности является механизм правового регулирования, государственного управления экономикой. Чтобы должным образом обеспечить экономическую безопасность, недостаточно исследовать только механизмы экономического характера и использовать их всегда для решения проблем. Экономическая безопасность обязательно должна быть обеспечена надёжной правовой базой.
Нормативно-правовое обеспечение экономической безопасности представляет собой совокупность нормативно-правовых актов, законодательно закрепляющих отношения личности, общества и государства, которые складываются в экономической сфере.
Правовую базу обеспечения безопасности составляют: Конституция РФ, общепризнанные нормы и принципы международного права, международные договоры, ратифицированные РФ, ФКЗ и ФЗ, среди которых особое место принадлежит Федеральному закону «О безопасности» от 28.12.2010 N 390-ФЗ, а также иные нормативно-правовые акты РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления, принимаемые в пределах их компетенции по вопросам безопасности.
Сейчас основным объектом обеспечения безопасности можно считать государство. Государство – это лишь часть большой системы, оно представляет собой инструмент для достижения интересов проживающих в нём людей, т.е. управленческий аппарат. Обеспечение осуществляется посредством органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Каждое государство имеет собственные экономические интересы, которые становятся юридически оформленными в результате нормотворческой деятельности.
Безусловно, также необходимо совершенствование правового регулирования и управления в части обеспечения экономической безопасности и на региональном уровне. А именно, нужно признать тот факт, что каждый регион обязательно должен иметь свою сферу самостоятельного регулирования в этой системе. Все регионы должны быть наделены правом на осуществление соответствующей регулирующей деятельности. Нужно определить и чётко разграничить действия, ответственность и ресурсы, сопровождающие процесс обеспечения экономической безопасности.
Законодательно закреплено, что обеспечение безопасности страны гарантируется принятием и проведением единой государственной политики. Также существует строгая система экономических, политических и административных мер, направленных на соблюдение интересов личности и государства. Правовое регулирование экономики создаёт благоприятные условия для наиболее полной реализации интересов государства и общества.
На современном этапе одной из главных проблем в области правового регулирования экономической безопасности можно отметить отсутствие необходимого системного подхода при разработке и реализации федеральных программ. Это связано с тем, что разработка программ проводится децентрализованно, что препятствует созданию согласованного, комплексного и эффективного механизма правового регулирования. Также разработанные программы не обладают необходимой гибкостью и адаптивностью, в связи с чем отсутствует возможность их практической реализации в условиях неопределённой и нестабильной внутренней и внешней обстановки.
В настоящее время в правовом регулировании экономических отношений и государственного управления в сфере экономики можно наблюдать отказ от прямых запретов в пользу более либеральных способов. Именно благодаря государственно-правовому регулированию в экономической сфере решается большое количество задач.
Формирование нормативно-правовой базы в области обеспечения экономической безопасности активно продолжается, а существующие нормативно-правовые акты дополняются, преобразуются и совершенствуются, чтобы обеспечить эффективное развитие экономики страны.
Таким образом, анализируя информацию, приведённую в данной статье, можно отметить, что эффективное обеспечение экономической безопасности – ключевая характеристика, которая определяет безопасность в целом, отражает способность государства реализовывать национально-государственные интересы, а также обеспечивать благоприятные условия для жизни населения. Всё это невозможно осуществить без правильного правового регулирования и создания прочной нормативно-правовой базы, которая играет роль фундамента для обеспечения экономической безопасности. Отмеченное повышает актуальность тематики государственного управления в сфере экономики и усиления его теоретико-правовых основ.
1. Дедов Д. Экономическая безопасность - часть национальной безопасности государства // Информационная безопасность. - 2005. - № 6. − С. 143−149.
2. Концепция национальной безопасности РФ // Российская газета. − 1997.
3. Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» − СПС Гарант, Дата обращения - 18.02.2021.
4. Экономическая и национальная безопасность / Под ред. Е. Олейникова. - Москва, 2004. − 768 с.
5. Экономическая безопасность: учебник для вузов/ под общ. ред. Л. П. Гончаренко, Ф. В. Акулинина. Москва: Юрайт, 2014. − 478 с.