Воронеж, Воронежская область, Россия
Воронеж, Воронежская область, Россия
Воронеж, Воронежская область, Россия
Воронеж, Воронежская область, Россия
Воронеж, Воронежская область, Россия
УДК 62 Инженерное дело. Техника в целом. Транспорт
ГРНТИ 73.01 Общие вопросы транспорта
ГРНТИ 73.47 Взаимодействие разных видов транспорта. Смешанные перевозки
Проанализированы разные интенсивности связей между составляющими в транспортных системах. Приведена схема многовариантного анализа пространственно-временной информации для интенсивностей связей по результативному взаимодействию объектов, а также схема многовариантного анализа пространственно-временной информации по значимости объектов управляющего центра в ходе взаимодействия с подчиненными компонентами Показаны особенности управления пространственно-временной информацией в транспортных системах. Рассмотрены три варианта анализа значимости объектов управляющего центра, чтобы была поддержка взаимодействия с компонентами подчиненных систем.
транспортная система, оптимизация, модель, управление, многокритериальный анализ
Введение
В ходе формализованного описания процессов управления распределенными транспортными системами с точки зрения результативного взаимодействия необходимо опираться интенсивность взаимодействия, рассматриваемого в качестве ключевой характеристики. Необходимо в таких системах осуществить формализованное описание процессов, касающихся управлений ресурсными и ресурсно-результативными взаимодействиями. Тогда важно дать характеристику уровню значимости взаимодействий среди управляющим центром и подчиненными компонентами, филиалами и др. Для каждой из подчиненных компонент необходимо опираться на разные варианты, позволяющие осуществлять оценивание широкого класса характеристик. Ориентация происходит при учете конкретных процессов управления. В этой связи необходимо ориентироваться на применение многовариантного подхода, когда проводятся процедуры анализа. Это определяется особенностями процессов управления компонентами транспортных систем [1], а также процессами, происходящими внутри таких компонентов.
Описание модели
Интенсивность взаимодействия между разными компонентами транспортных систем рассматривается в виде степени влияния центра транспортной системы на характеристики связанных с ними компонентов [2, 3]. Количественное оценивание интенсивности связей мы можем осуществлять исходя из величин коэффициентов парной корреляции среди соответствующих структурированных пространственно-временных данных:
временные ряды, относящиеся к мониторинговому оцениванию центра управления транспортными системами относительно объемных показателей результативного взаимодействия с подчиненными компонентами и филиалами
В указанном выражении
временные ряды, относящиеся к результатам мониторингового оценивания по показателям работы
В указанном выражении
временные ряды, относящиеся к мониторинговому оцениванию работы управляющего центра на базе показателей взаимодействия с подчиненными компонентами при учете геолокации по
здесь
здесь
Анализ интенсивностей связей между транспортными компонентами
Чтобы полноценным образом описать различные процессы управления в ходе взаимодействия управляющего центра и подчиненных компонентов [4, 5] проанализируем разные интенсивности связей.
1. Используются коэффициенты парной корреляции, когда анализируется интенсивность связей между управляющим центром и подчиненными компонентами по показателям (1), (2)
Здесь
Наибольшая степень влияния управляющего центра на показатели работы подчиненных компонентов может быть определена исходя из рассмотрения оценок (5). Это ведет к определению областей управления взаимодействием.
2. Если анализировать некоторую зону геолокации
Если исходим из оценок (6) тогда можно найти области управления взаимодействия для зоны
Некоторые процессы управления касаются кроме мониторинговой информации, представляемой как временные ряды (1)-(4), прогнозов и экспертных оценок для периодов
Исходим из того, что в управляющем центре стремятся к росту взаимодействий с подчиненными компонентами. Анализ демонстрирует справедливость экспоненциальной прогностической модели
Чтобы в зависимости (7) мы смогли найти параметры
Есть необходимость в росте показателей
Для нее параметры
временные ряды, связанные с оценками показателей взаимодействия управляющего центра с подчиненными компонентами, которые соотносятся с (7)
временные ряды, связанные с оценками показателей подчиненных компонентов, значения которых соотносятся с (8)
временные ряды, связанные с
На базе дополнительных данных (9) – (11), мы можем осуществлять дополнительный анализ.
3. Расчет интенсивности связей между управляющим центром и подчиненными компонентами с учетом показателей (9), (10) базируется на коэффициентах парной корреляции
Здесь выборку
Основываясь на анализе оценок (12), мы можем найти область управления взаимодействием между управляющим центром и подчиненными компонентами по периодам
4. Осуществление анализа интенсивности связей между управляющим центром и подчиненными компонентами на базе показателей (10), исходя из того, какие коэффициенты парной корреляции
Здесь выборку
Оценки (13) дают возможности для того, чтобы сравнивать по интенсивности взаимодействия. При этом анализируются
На рис. 1 приведена иллюстрация схемы многовариантного анализа пространственно-временной информации, связанной с интенсивностью взаимодействий.
Учет значимость объектов управляющего центра транспортной системы
Можно опираться на другую качественную оценку. Она полезна, когда формализуется управление взаимодействием, при этом учитывается значимость объектов управляющего центра [7, 8]. Значимость показывает планируемые объемы взаимодействий объектов управляющего центра, а также объемы взаимодействий объектов подчиненных компонентов с управляющим центром. Мы предлагаем как оценки значимости величин, демонстрирующих место
Тогда исходную информация рассматриваем в виде пространственно-временных данных показателей работы объектов
временные ряды, связанные с показателями состояния объектов при учете того, какая у них географическая локация
Рис.1. Схема многовариантного анализа пространственно-временной информации
для интенсивностей связей по результативному взаимодействию объектов
На базе временных рядов (1) по
Структурированные данные (14) – (16) дают возможности для того, чтобы осуществить три варианта анализа значимости объектов управляющего центра, чтобы взаимодействовать с компонентами подчиненных систем.
1. Анализ значимости объектов управляющего центра на базе обозначения рангов по дискретным шкалам
Прежде всего объекты управляющего центра подвергаются упорядочению. Они географическим образом размещены в
Затем необходимо изменять показатели (14) в
2. Анализ значимости объектов в управляющем центре, исходя из того, какие количественные оценки по непрерывным шкалам
Дискретные количественные оценки
Когда зависимость
Затем необходимо опираться на управленческие решения, связанные с поддержкой эффективных режимов взаимодействия объектов управляющего центра с учетом того, какая у него значимость и объектов подчиненных компонентов [10].
3. Осуществление анализа значимости объектов управляющего центра [11, 12] при учете того, как они территориальным образом будут принадлежать к
Тогда требуется вести коррекцию по оценкам значимости в рамках непрерывной шкалы. Они вытекают из (17), (18) при учете характеристик регионов [13]. Величина значимости в результате коррекции
Здесь
На рис. 2. приведена схема многовариантного анализа пространственно-временной информации по значимости объектов управляющего центра в ходе взаимодействия с подчиненными компонентами.
Рис. 2. Схема многовариантного анализа пространственно-временной информации по значимости объектов управляющего центра в ходе взаимодействия с подчиненными компонентами
Результаты
На базе рассмотренного подхода осуществлено имитационное моделирование управления транспортным предприятием. Выделены центр управления и двенадцать объектов управления. Мы применяли показатели значимости объектов, чтобы вести оценки по тому, насколько действующая структура соответствует возможностям успешного экономического развития и финансовой устойчивости. Кроме интересов транспортной компании в модели управления мы учитывали интересы ключевых сил внутри рынка: конкурентов, местных властей, акционеров, населения как конечного потребителя продукции компании.
В рамках комплексной оценки осуществлялся анализ и контроль финансовой устойчивости транспортной организации. Анализ внешних связей транспортного предприятия направлен на выполнение таких функций, как планирование и прогнозирование финансовых решений, финансовый анализ, контроль исполнения производственных планов и задач. Анализ внутренних связей, помимо вышеперечисленных задач, обеспечивает реализацию функций регулирования финансовой деятельности и способствует достижению целевых финансовых показателей. На рис. 3 показаны продажи услуг транспортной компании без использования механизмов анализа пространственно-временной информации (кривая 1) и с применением таких механизмов (кривая 2).
Рис. 3. Зависимость числа услуг без применения и с применением
анализа пространственно-временной информации
Заключение
Для эффективного управления в транспортных системах необходимо осуществлять анализ пространственно-временной информации в ходе оценок интенсивности связей между объектами. Также требуется формировать управление взаимодействием объектов управляющего центра и подчиненных компонентов. Для решения указанных задач важно опираться на оценки парной корреляции по соответствующим показателям, которые рассчитываются при помощи ретроспективных данных прогностических и экспертных оценок.
1. Angelelli, E. Minimizing the total traveltime with limited unfairness in traffic networks / E. Angelelli, V. Morandi, and M. G. Speranza // Comput. Oper. Res. - vol. 123. - Nov. 2020. - no. 105016
2. The development of optimization model and algorithm for support of resources management in organizational system / A. B. Chernyshov, O. N. Choporov, A. P. Preobrazhenskiy, O. Ja. Kravets // International Journal on Information Technologies and Security. - 2020. - Т. 12. - № 2. - С. 25-36.
3. Simulation of agricultural enterprises based on the optimization of the components with the transformation - game model / I. Ya. Lvovich, Ya. E. Lvovich, A. P. Preobrazhenskiy [etc.] // В сборнике: IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. conference proceedings. Krasnoyarsk Science and Technology City Hall of the Russian Union of Scientific and Engineering Associations. - 2020. - С. 32060.
4. Patriksson, M. The Traffic Assignment Problem: Models and Methods. / M. Patriksson. - New York, NY, USA: Dover, 2015.
5. 5. Optimizing traffic signal settings in smart cities / Z. Li, M. Shahidehpour, S. Bahramirad, and A. Khodaei // IEEE Trans. Smart Grid. - 2017. - vol. 8. - no. 5. - pp. 2382-2393.
6. Schulz, A. S. Efficiency and fairness ofsystem-optimal routing with user constraints / A. S. Schulz and N. E. Stier-Moses // Networks - 2006. - vol. 48. - no. 4. - pp. 223-234.
7. Черников, С. Ю. Использование системного анализа при управлении организациями / С. Ю.Черников, Р. В. Корольков // Моделирование, оптимизация и информационные технологии. - 2014. - № 2 (5). - С. 16.
8. Чопоров, О. Н. Методы анализа значимости показателей при классификационном и прогностическом моделировании / О. Н. Чопоров, А. Н. Чупеев, С. Ю. Брегеда // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2008. - Т. 4. - № 9. - С. 92-94.
9. Преображенский, Ю. П. Разработка методов формализации задач на основе семантической модели предметной области / Ю. П. Преображенский // Вестник Воронежского института высоких технологий. - 2008. - № 3. - С. 075-077.
10. Chow, J. Informed Urban Transport Systems: Classic and Emerging Mobility Methods to ward Smart Cities / J. Chow and W. Recker. - Amsterdam,The Netherlands: Elsevier, 2018.
11. Нерсесян, Е. А. Актуальные аспекты управления инновационным развитием предприятия / Е. А. Нерсесян, О.К. Прохорова, Р.О. Воронцов // Вестник Воронежского института высоких технологий. - 2020. -№ 3 (34). - С. 59-64.
12. Коростелева, Н. А. Особенности формирования автоматизированных систем контроля / Н. А. Коростелева, К. О. Комаристая, В. Н. Кострова // Вестник Воронежского института высоких технологий. - 2019. - № 3 (30). - С. 32-34.
13. Nikifirov, O. Survey method improvement of urban passenger transport works / O. Nikifirov, K. Safronov, S. Mochalin, Y. Koleber // Transport Problems. - 2020. - V. 15. - № 3. - pp. 127-138.