сотрудник с 01.01.1998 по настоящее время
Великий Новгород, Россия
сотрудник
Великий Новгород, Россия
УДК 71 Планировка в м-бе страны. Районная пл-ка. Градостроительство. Ландшавтная и содово-парковая арх-ра
Одной из важных тем проектирования является формирование городской среды на основе современных требований комфортности с учетом исторического содержания и выявлением особой уникальности места. Использование символической интерпретации характерных элементов среды, таких как: поверхность земли, разнообразные формы рельефа, растительность, водные структуры и малые архитектурные формы при создании городских открытых территорий позволяет создать яркий выразительный образ общественного пространства. Отмечается, что применение данного принципа способствует усилению информативности исторической городской среды и созданию особой запоминаемости преобразуемого пространства. Применение символических композиций в городском пространстве повышает образные характеристики среды, выявляя её индивидуальность и закрепляя ее идентичность. Выявляются приемы передачи определенной информации с помощью знаков и символов для создания устойчивых визуальных приоритетов в общественной среде. Отмечается, что представленные в исследовании приемы преобразования общественных пространств позволяют без значительных градостроительных изменений повысить образные характеристики сред, выявить её идентичность и повысить экологическую устойчивость городского пространства. Приводятся примеры использования символической интерпретации в российском и зарубежном опыте создания новых общественных городских пространств.
символическая интерпретация, общественные пространства, городская среда, ландшафт
Введение. Сегодня одной из важных задач в проектировании является создание общественных пространств, обладающих новым уровнем качества городской среды с учетом исторического контекста и выявлением особой уникальности места. Федеральный приоритетный проект «Формирование комфортной городской среды», утвержденный Минстроем России, способствует возможности вдохнуть новую жизнь в большинство городов через преобразование открытых общественных территорий.
Пренебрежительное отношение к городской среде и духу места на протяжении длительного времени способствовало утрате своеобразия городской среды. Во многих городах имеются связанные с историей и наследием «наполненные смыслом места», но это, как правило, не выявлено в городской среде. Однако, для человека важно идентифицировать себя с окружением, которое обладает определенным смыслом и содержанием. Отражение духа места является ключевой темой в работах К. Норберг-Шульца [1], а также нашло отражение в исследованиях К. Линча, В. Нефедова, Ю. Янковской и др. В Квебекской декларации по сохранению идентичности места отмечается, что дух места выявляется как «материальные и нематериальные, физические и духовные элементы», способствующие приданию территории индивидуальности [2].
В преобразовании общественных пространств могут использоваться разные принципы, одним из которых является применение символической интерпретации характерных элементов городской среды: поверхности земли, разнообразных форм рельефа, растительности, водных структурах и малых архитектурных формах. Термин «символика» во многих исследованиях – это выражение идей, понятий или чувств, с помощью условных знаков и символов, а интерпретация является раскрытием смысла предмета или объекта. Следовательно, символическая интерпретация элементов городской среды — это создание архитектурно-пространственного контекста на основе «семиотической знаковой модели в виде линий, фигур, символов» для передачи духа места [3]. Значит возможно формирование городского пространства на основе символического интерпретирования истории места, используя данные элементы среды, как для преодоления безликости территории, так и для повышения ее идентичности. Преимущество использования знаков в городском пространстве заключается в возможности не коррелировать их со структурой оригинала существовавшего объекта [4]. Символизм городской среды – «это своего рода универсальный код, с помощью которого информация внешнего мира переводится, транслируется в искусственно создаваемую среду и снова декодируется при ее восприятии» [5]. Символизм архитектурного пространства рассматривается в исследованиях Д. Лихачева, К. Линча, А. Иконникова и др.
В качестве объекта исследования выступают элементы городской среды. Основная цель работы заключается в выявлении приемов преобразования пространства на основе символической интерпретации городской среды. Задачами исследования являются раскрытие идентичности пространства с помощью характерных элементов городской среды и выявление современного архитектурно-градостроительного опыта преобразования общественных пространств имеющих историческую значимость.
Материалы и методы. Методика исследования основывается на изучении исторических, архитектурных, градостроительных и символических особенностей преобразования общественных пространств городской среды имеющих историческую значимость. В исследовании применялись следующие методы: изучение отечественной и зарубежной практики преобразования общественных пространств; проведение натурных исследований городской среды; выявление информационно-символического значения характерных элементов городской среды.
Основная часть. Одним из самых распространенных компонентов преобразования архитектурно-пространственной среды является поверхность земли, которая обладает определенным ресурсом, способным значительно расширить палитру средств организации выразительности среды. Например, применение варианта интегрирования в поверхность мощения информации о существовавших на данном участке исторических объектов. Информация может быть представлена в двух вариантах: в создании контура абриса существовавшего объекта или в представлении конкретной информации.
Прием передачи исторической информации с помощью знаков на поверхности покрытия имеет более широкое распространение в общественных городских пространствах, так как голова человека обычно наклонена вниз во время движения для лучшей ориентации в пространстве [6].
Создание символов и знаков места на поверхности мощения отвечает целям осмысленного акцентирования фрагментов среды для формирования устойчивых визуальных приоритетов [7]. Площадь Frères-Charon в Монреале (Канада), демонстрирует пример организации современного городского ландшафта на основе исторического своеобразия территории, выявленной через знаковые элементы пространства [8]. В основе формирования городского общественного пространства в Сантандер (Испания) лежит символическая интерпретация рыболовецких сетей, которая нашла свое отражение в пластической трактовке поверхности земли и характере мощения, что позволило создать яркий выразительный образ среды (рис. 1) [9]. На основе фактурного и графического решения поверхности земли с использованием различных материалов общественные пространства получили определенный эстетический смысл.
Рис. 1. Символическая интерпретация рыболовецких сетей в пластической трактовке поверхности земли и характере мощения. Сантандер (Испания) [9]
Любая контрастная линия, расположенная на поверхности, является определенным визуальным акцентом, притягивающим к себе внимание. Так, в Олд-Маркет-сквер одном из старейших городских пространств Ноттингема (Великобритания) [10] линия показывает направление древней улицы, а на площади Испании на острове Санта-Круз-де-Тенерифе (Испания) спроектированной Herzog & de Meuron, линейный контур, нанесенный на поверхность белой чаши водного модуля, указывает границы крепостных стен [11]. Примером из российской проектной практики преобразования поверхности мощения с целью повышения идентичности места можно привести Нижний Новгород. Возникшая в результате реконструкции на пешеходной улице Большая Покровская линия, концентрирует внимание на обозначении контура исторических укреплений Малого острога, пересекавшего улицу как раз в этом месте (рис. 2).
Сквер Водников в Великом Новгороде формирует современными средствами городского дизайна конфигурацию древней улицы, находящейся на глубине нескольких метров под землей, выявляя уникальную историю места и его ландшафтное своеобразие. Созданное новое пространство стало активной точкой притяжения, как для туристов, так и жителей города.
Рис. 2. Контур исторических укреплений на пешеходной улице Большая Покровская. Нижний Новгород
Повышению идентичности пространства способствует и применение в структуре покрытия характерного элемента, связанного с городской историей участка, передающей «дух места». В городе Целе (Словения) на мощении «надписями из патинированного металла» зафиксированы сохранившиеся направления римских улиц [12].
Выбор современных средств формирования поверхности земли позволяет зафиксировать в общественном пространстве определенную конкретную информацию. Таким образом, применение приема передачи исторической информации с помощью знаков на поверхности покрытия способствует созданию идентичности места без градостроительных изменений и появлений в пространстве объемных форм.
Прием создания символов пространства в виде современной скульптуры или знаковых объектов позволяет значительно разнообразить палитру элементов, формирующих общественные городские территории. Курбатов Ю.И. отмечает, что язык архитектурной формы часто содержит два кода, имеющих некие смысловые значения: «зашифровывающий» (новизна) и дешифрующий» (преемственность) [13]. Так, в парке High Line в Нью-Йорке, сформированном на месте заброшенной надземной железной дороги, для сохранения исторической значимости места по архитектурно-дизайнерской концепции символическая интерпретация «постиндустриального ландшафта» проявилась как в частичном сохранении рельсов на территории, так и в создании новых малых архитектурных форм [14]. В городе Белфаст, который являлся в прошлом важным кораблестроительным центром Великобритании, шестнадцатиметровые обшитые листовой медью мачты с парусами стали запоминающимися символами пространства, непосредственно взаимодействующими с окружением и усиливающими его идентичность [15]. В Ла Пинеде (Испания) создано общественное пространство, в основу которого положена символическая интерпретация образа сосны, которая частично погибает, находясь в отдельных местах вдоль побережья. Ее образ нашел отражение в планировочном решении территории: конфигурациях дорожек, клумб, контуров водных объектов, а также в навесах, расположенных среди сосен у побережья [16]. Восприятие данных композиционных объектов в городской среде формирует у человека устойчивые образы, связанные с конкретными общественными пространствами.
Использование данного приема способствует выявлению ключевых точек пространства и вносит элементы идентичности без существенного изменения пространства.
Многие оборонительные укрепления старых городов имели по периметру рвы, заполненные водой. В ходе исторического развития с карты ряда городов исчезли небольшие реки и ручьи, память о которых сохранилась в названиях улиц и бульваров. В мировой практике не так много примеров восстановления водных структур, таких как общественное пространство Чхонгечхон в Сеуле. С 60-х годов прошлого века река оказалась скрыта под скоростной многополосной автомагистралью. После реконструкции территории была восстановлена река, вдоль которой сформировалось новое общественное пространство [17]. Однако, например, в Великом Новгороде с течением времени упал уровень воды в реке Волхов, следствием чего явилось исчезновение воды по периметру Кремля и Окольного города. Сегодня уже невозможно вернуться к историческому городскому ландшафту. Однако, можно использовать «образ интерпретации», важными функциями которого являются учет и продуманное использование историко-генетического и образно-ассоциативного потенциалов городского пространства [18].
Прием интерпретации водных пространств в городской среде может быть представлен в виде плоских или объемных элементов. В первом варианте водное пространство может быть представлено на поверхности с твердым покрытием характерным рисунком мощения или в виде криволинейного контура линий, а также созданием цветочных вариантов композиций с волнообразным рисунком в сине-фиолетовой гамме. В другом варианте вода может формироваться элементами малой пластики или силуэтами растительности криволинейного абриса. Использование в городском пространстве волнообразных кривых способствует зрительной концентрации внимания людей на средовых объектах. Применение символических композиций повышает образные характеристики среды, выявляя её индивидуальность и закрепляя определенные ассоциации.
Ярким примером, демонстрирующим в себе разнообразие средств символической интерпретации водной тематики, представленной в многообразных элементах среды, является сад Атлантики на крыше вокзала Монпарнас в Париже (рис. 3). Состояние движения характерного для водных структур эстетически интерпретируется в рисунке декоративного мощения, абрисах растительных элементов, контурах газона и малых архитектурных формах [19]. Выбор проектного решения, основанного на символической интерпретации, способствует появлению в городском пространстве дополнительной мотивации, способствующей повышению посещаемости территории.
Рис. 3. Формирование образа водного пространства с помощью рисунка мощения и контура деревянного подиума. Сад Атлантики, Париж. Источник: https://www.gardener.ru/gap/garden_guide/page330.php
Следовательно, использование приема интерпретации водных пространств в преобразовании городской среды способствует возникновению «контекстуальной ассоциативности», повторяющей не элементы прошлого, а их образное воплощение в архитектурно-историческом пространстве [20].
Элементы растительности, обладающие разнообразными возможностями в интерпретации форм, являются важными компонентами городской среды. Они являются важным фактором в формировании комфортного городского пространства. Использование пластического моделирования растительного материала способно придать уникальность любому общественному пространству. Обращение к идентичности места через символическую интерпретацию может быть представлено приемом использования разнообразной колористики и формы растительности. Так, на знаковых символах растительного материала строится образ парка Ситроен в Париже, созданного на территории бывших цехов по производству красителей завода «Ситроен», в котором отразилась вся палитра красок. Серии Садов, созданные на небольшой территории с продуманным чередованием открытых и закрытых пространств, а также разнообразной колористикой, формируют особую образность парка [21]. В результате преобразования компонентов природы, на основе смысловых акцентов и символических знаков городская среда наполняется современным содержанием. Таким образом, использование данного приема способствует появлению новых акцентов и доминант при этом, повышая экологическую устойчивость городского пространства. Умение воспринимать общественные пространства через символические образы способствует расширению эмоционально-чувственного содержания внутреннего мира человека.
Выводы. Сегодня активно встает вопрос о необходимости восстановления, реставрации, реабилитации исторических городских пространств и включению их в жизнь города в качестве комфортной среды, естественной и удобной для проживания, отдыха, созерцания. Следовательно, при формировании городской среды необходимо обращать внимание на:
- связь историко-культурного наследия и современного средового подхода к созданию общественных пространств;
- семиотические знаковые модели с интерпретацией архитектурных объектов в виде геометрических элементов, которые способствуют созданию определенного духа места;
- применение приемов передачи исторической информации с помощью знаков на поверхности покрытия, создания символов пространства в виде современной скульптуры или знаковых объектов, интерпретации водных пространств и использования разнообразной колористики и формы растительности.
Формирование разнообразных символов и знаков в городском пространстве является особенно актуальным в связи с ослаблением ориентации жителей в современных городах, имеющих одинаковое пространственное, колористическое и архитектурное окружение. При увеличении пристального внимания к общественным пространствам становится актуальным поиск новых подходов к формированию территорий. Представленные в исследовании приемы преобразования общественных пространств на основе символической интерпретации характерных элементов городской среды без значительных градостроительных изменений повышают образные характеристики среды и выявляют её идентичность.
1. Кияненко К. О феномене, структуре и духе места у К. Норберг-Шульца // Архитектурный вестник. 2008. № 3. С. 98-100.
2. Есаулов Г.В. Об идентичности в архитектуре и градостроительстве // Academia. Архитектура и строительство. 2018. № 4. С. 12-18. DOI:https://doi.org/10.22337/2077-9038-2018-4-12-18
3. Нефёдов В.А. Городской ландшафтный дизайн. СПб.: «Любавич», 2012. 320 c.
4. Чертов Л.Ф. Знаковость: опыт теоретического синтеза идей о знаковом способе информационной связи. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1993. 388 с.
5. Фёдоров В.В. Символизм архитектурных пространств: дис. доктора культурологии. Москва, 2000. 308 с.
6. Гейл Я. Города для людей / Пер. с англ. А.Токтонов. Москва: Концерн «Крост»: Альпина Паблишер, 2012. 276 с.
7. Гаврилова М.Ю., Гаврилов А.М. Приемы формирования поверхности земли в городском пространстве с использованием формы круга // Перспективы науки. 2020. № 12 (135). С. 128-130.
8. Ritter A. Aydinlatma tasarimi tema - Tasarlanmis Kent Parklan: Frères-Charon Meydanı Montreal/Kanada // Lighting. Professional design Turkiye. 2010. № 5 (35). Pp. 36-43.
9. San Martín de la Mar Square / Zigzag Arquitectura URL: https://www.archdaily.com/780583/san-martin-de-la-mar-square-zigzag-arquitectura (дата обращения: 15.01.2020).
10. Фролова Н. Контуры прошлого в городском ландшафте // Speech: площадь. 2009. № 3. С. 120-129.
11. Татунашвили Н. Площадь Испании (Plaza de España). Herzog & de Meuron // Проект International. 2010. № 24. С. 70-77.
12. Фролова Н. LUZ Реконструкция общественного пространства в историческом центре Целе, Словения // Проект Россия. Улицы. 2016. № 79. С. 162-165.
13. Курбатов Ю.И. Язык архитектуры как выразитель гуманитарной культуры общества и его родословной [Электронный ресурс] // Academia. Архитектура и строительство. 2016. № 1. С. 55-56. URL: http://aac.raasn.ru/issue/view/10/Academia.%20Architecture%20and%20Construction.%20%20No1%2C%202016 (дата обращения 25.01.2021).
14. Броновицкая А. Элизабет Диллер. Агро-текстура // Проект International. 2012. № 31. С. 94-105.
15. Фролова Н. AECOM План реконструкции улиц центрального Белфаста, Великобритания // Проект Россия. Улицы. 2016. № 79. С. 154-157.
16. "Pinar de Perruquet" Park / Arteks Arquitectura [Электронный ресурс]. URL: // http://archdaily.com/9654/pinar-del-perruquet-park-arteks-arquitectura (дата обращения 08.10.2020).
17. Антропова В. Дорога в сад: дизайн современных парков в индустриальных районах [Электронный ресурс]. URL: // http://www.berlogos.ru/article/doroga-v-sad-dizajn-sovremennyh-parkov-v-industrialnyh-rajonah/ (дата обращения 22.09.2020).
18. Янковская Ю.С. Семиотика в архитектуре - диалог во взаимодействии: Место семиотических исследований в современной теории архитектуры. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2003. 125 с.
19. Нефёдов В.А. Ландшафтный дизайн и устойчивость среды. СПб: 2002. 295 с.
20. Курбатов Ю.И. Ассоциативность как инструмент преемственности в визуальном языке архитектуры [Электронный ресурс] // Academia. Архитектура и строительство. №3. 2016 С. 32-34. URL: http://aac.raasn.ru/issue/view/12/Academia.%20Architecture%20and%20Construction.%20%20No3%2C%202013 (дата обращения 20.06.2020).
21. Домрачёва Л. Новый язык современного ландшафтного дизайна // Вестник «ЗОДЧИЙ. 21 век». 2002. № 2. С. 38-45.