ПРОЕКТИРОВАНИЕ ШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ РАЗВИТИЯ: ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Современное образование вступило в стадию активной трансформации. Переход от старой модели школы к новой в условиях неопределенности и быстрой изменчивости всех явлений в настоящем мире (VUCA-мире) требует пересмотра роли образования и изменений подходов к взаимодействию участников образовательного процесса (учителя и обучающихся). Специфика такого взаимодействия – формирование у обучающихся набора культурных техник: мышления, многопозиционной коммуникации и практического действия. В статье представлены некоторые аспекты проектирования школьной образовательной среды нового типа: образовательно-технологической среды развития. В качестве результата проектной деятельности коллектива Образовательного комплекса «Наша Школа» (г. Новосибирск) по созданию такой среды представлены модели построения технологии образовательной ситуации как нормативно-технологической единицы усвоения содержания образования и роли в ней педагогов, также, как и организации и комплексной диагностики, и коррекции технологии, в том числе через построение межпозиционных пространств обеспечения учебного процесса.

Ключевые слова:
современное образование, общеобразовательная школа, образовательная технология, образовательно-технологическая среда развития, взаимодействие участников образовательного процесса
Список литературы

1. Алексеева Л.Н. Новые педагогические технологии. - М.: Центр «Школьная книга», 2008. - 256 с. - (Экспериментально-инновационная деятельность в образовании).

2. Николаев В.А. Конструирование профиля обучающего общеобразовательной школы в контексте системно-деятельностного и компетентностного подхода // Профильная школа. - 2021. - № 1. - С.10-15.

3. Николаев В.А., Мисюра Я.С. Концепция школьной социокультурной мыследеятельностной и деятельностной рефлексивно-коммуникативной образовательной среды. Методологические и информационно-методические материалы научно-практического экспериментального проекта НОУ «Наша Школа». Отв. ред. В.А. Николаев. - Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2002. - 112 с.

4. Николаев В.А. Образовательно-технологическая среда как фактор формирования профессионального самоопределения обучающихся // Сибирский учитель. - 2018. - № 2 (117). - С. 5-12.

5. Николаев В.А., Лысенко В.Г., Харина Н.В. Становление образовательно-технологической среды развития образовательных практик // Сибирский учитель. - 2020. - № 4 (129). - С. 79-87.

6. Образование для сложного общества: Доклад Global Education Futures. [Электронный ресурс]. - URL : https://rosuchebnik.ru/upload/service/obrazovanie_dlya_slojnogo_obshestva.pdf

7. Определение VUCA-мира // VUCA-мир и бизнес [Электронный ресурс]. - URL : https://blog.oy-li.ru/vuca-mir-i-biznes/

8. Смолова Л.В. Психология взаимодействия с окружающей средой (экологическая психология). - М. : ФЛИНТА, 2015. - 711 с.

9. Щедровицкий Г.П. Организация, руководство, управление / Форматирование электрон. версии: Марат Садыков, 8 февраля 2009 г. [Электронный ресурс]. - URL : https://sadykov.org/files/lib/organizaciya_schedrovickiy.pdf /

10. Ясвин В.А. Инструментальная экспертиза в процессе педагогического проектирования школьной среды : дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. - М., 2020. - 471 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?