Актуальность развития теоретических положений классификации услуг розничных торговых сетей предопределена современной трансформацией торговой отрасли, где услуги, предоставляемые сетями, формируются на основе построения коммуникаций со всеми участниками потребительского рынка. Основной целью статьи является обобщение подхода к классификации услуги и реализация ценностно-ориентированного и процессного подхода к содержанию и выделению классификационных признаков услуг розничных торговых сетей. В статье представлены современные зарубежные и отечественные подходы к классификации услуг розничной торговли. Выделены определенные особенности и обозначена целесообразность учета сетевых форм организации торговых услуг при формировании классификационных признаков. В представленной статье услуга розничной торговой сети рассматривается как результат, действие и процесс. С другой стороны, услуга розничной торговой сети рассматривается через призму ценности для поставщиков, конечных потребителей и для собственников в сети. Реализация ценностного подхода позволяет учитывать потребительские предпочтения, а также интересы собственников сети в развитии торговых объектов, обеспечение качества торгового обслуживания, развитие инфраструктуры территории, обращать внимание на запросы и предложения сельхозтоваропроизводителей, переработчиков, провайдеров услуг. В предложенном формате классификации услуг розничной торговой сети подразделяются участники, которые создают услуги по формату товародвижения. Применение процессного и ценностного подхода позволили выделить составляющие услуги и предложить собственную классификацию. Данная классификация позволит в перспективе разработать соответствующую методику оценки эффективности услуг розничной торговой сети, а также разрабатывать управленческие решения на уровне предприятия, выстраивать более эффективные коммуникации со всеми участниками потребительского рынка.
классификация, услуги, розничная торговая сеть, развитие предпринимательских структур, процессный подход, ценностно-ориентированный подход
1. Агеева Т.Ю. Классификация форматов услуг в товаропотоках торговых сетей // В сборнике: Логистика евразийский мост : Материалы XV Международной научно-практической конференции. 2020. С. 7-9.
2. Быкова О.Н., Репникова В.М. Борьба с недобросовестной конкуренцией как стимулирующий фактор развития промышленности и предпринимательства // Нормирование и оплата труда в промышленности. 2019. № 7. С. 66-72.
3. Гарнова В.Ю., Щепеткова Д.С. Роль кросс-культурного анализа при выборе международной маркетинговой стратегии адаптации или стандартизации // Научные исследования и разработки. Экономика фирмы. 2013. Т. 2. № 3-4. C. 54-58. DOI:https://doi.org/10.12737/2497
4. Гарнова В.Ю. Проблемы инвестиционной привлекательности промышленности в регионах России // Научные исследования и разработки. Экономика фирмы. 2013. Т. 2. № 1. C. 4-6. DOI:https://doi.org/10.12737/298
5. Гарнова В.Ю. Управление конкурентоспособностью промышленных предприятий в условиях глобализации экономики // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2011. № 2. С. 181-183.
6. Гутникова О.Н., Павлуненко Л.Е. Классификация услуг, оказываемых предприятиями торговой сферы // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Экономика и управление. 2020. Т. 6. № 4. С. 38-47.
7. Карх Д.А. Теоретические основы развития сущности услуг // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2010. № 7 (183). С. 89-91.
8. Репникова В.М., Джамалудинова М.Ю. Роль малого бизнеса в организации технологического прорыва экономики России // Туризм и гостеприимство через призму инноваций : Сборник статей научно-практической конференции / Под науч. ред. Е.М. Крюковой. 2017. С. 179-182.
9. Репникова В.М. Роль малого бизнеса в организации технологического прорыва // Модернизация России: приоритеты, проблемы, решения : Материалы XVIII Международной научной конференции. 2019. С. 117-125.
10. Brodie R, H. Löbler, J. Fehrer, Evolution of servicedominant logic: Towards a paradigm and metatheory of the market and value cocreation? Industrial Marketing Management 79 (2019), 3-12. DOI: https://doi.org/10.1016/j.indmarman.2019.03.003
11. Garnova V., Garnov A., Khudyakov S. Russia and the EU: about the features of pragmatism // Научные исследования и разработки. Экономика фирмы. 2016. Т. 5. № 2. С. 50-55.
12. Akhmetova, J. Valeeva, A.l Sabirzyanova. The Calculation Methodology of the Synergistic Effect of Digitalization of Retail Services 18 March 2021. DOI https://doi.org/10.2991/aebmr.k.210318.011
13. Menet G., M. Szarucki. Impact of Value Co-Creation on International Customer Satisfaction in the Airsoft Industry: Does Country of Origin Matter? // Journal of Risk and Financial Management 13(10). (2020). 223. DOI: https://doi.org/10.3390/jrfm13100223
14. F. Artusi, E. Bellini. The interplay between product and retail service meaning International Journal of Retail & Distribution Management ahead-of-print (ahead-of-print). October 2020. DOI:https://doi.org/10.1108/IJRDM-12-2019-0395
15. Mal'shina N. A., Garnov A. P. Modern principles analysis of resource flows in crisis conditions: culture and creative industry // San Francisco, Academus Publ., 2020, pt. 1, 101 p. DOI:https://doi.org/10.31519/978-1-4946-0018-1
16. Samylina Yu.N., Matveev P.A., Malysheva E.N., Fedorova T.N., Repnikova V.M. Formation of integrated system development models in the information and telecommunications cluster // International Journal of Innovative Technology and Exploring Engineering. 2019. Т. 8. № 12. С. 4057-4061.
17. Kartika Sekar Ayuningtias Trisha Gilang Saraswati. Retail Service Quality and Customer Loyalty Jurnal Sekretaris & Administrasi Bisnis (JSAB) 3(1):58 February 2019. DOI:https://doi.org/10.31104/jsab.v3i1.84
18. Rese A. How augmented reality apps are accepted by consumers: A comparative analysis using scales and opinions, Technological Forecasting and Social Change 124 (2017) 306-319.DOI:https://doi.org/10.1016/j.techfore.2016.10.010
19. Garnov A.P., Bykova O.N., Repnikova V.M. Methods of conditioning sustainable growth programs of power generating companies // E3S Web of Conferences (см. в книгах). 2020. С. 05073.
20. S. Wolpert, A. Roth. Development of a classification framework for technology-based retail services: a retailers’ perspective // The International Review of Retail Distribution and Consumer Research. 30(2016) June 2020 DOI:https://doi.org/10.1080/09593969.2020.1768575
21. Y.K. Cho, C.L. Sutton. Reputable Internet Retailers’ Service Quality and Social Media Use // International Journal of Electronic Commerce Studies. 12(1):43 January 2021. DOI:https://doi.org/10.7903/ijecs.1877