В данной статье рассматриваются дидактические условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках «Литературного чтения» в начальных классах и основы типологизации задач по формированию этих УУД. Наряду со знаниями, ценностными отношениями отношениями и позитивным опытом коммуникации. Структурным компонентом коммуникативной компетентности являются УУД. Коммуникативные УУД являются планируемым результатом освоения ООП на первой ступени обучения. Одним из средств их формирования являются типовые задачи. В основу типологизации задач по формированию УУД могут быть положены разные основания. В статье рассматриваются задачи, в основу типологизации которых заложена цель взаимодействия субъектов коммуникации. В соответствии с этим основанием выделяются следующие группы задач: на информационный запрос; на информационный обмен; на эмоциональное самовыражение; на презентацию (знаний, действий, результатов); на убеждение; на мотивированный отказ. Особенностям формирования коммуникативных УУД посвящена предлагаемая статья.
коммуникативная компетентность, коммуникативные универсальные учебные действия, начальная школа, цели коммуникации.
Изменения, происходящие в Российской Федерации, основные направления модернизации системы образования, требования ФГОС НОО, ставят перед учителем задачу получения новых результатов образования.
Наиболее важными результатами современной системы образования являются метапредметные, которые предполагают формирование универсальных учебных действий (УУД). «Литературное чтение» — один из основных предметов в начальной школе, успешность изучения которого влияет и на формирование УУД. «Литературное чтение» сегодня рассматривается как предмет, обеспечивающий получение предметных, личностных и метапредметных результатов.
Задачи по выработке навыка осознанного чтения, ознакомления учащихся с основами теории литературы, способами создания художественного образа являются предметными и решаются непосредственно в урочной деятельности.
Однако формирование универсальных учебных действий в курсе «Литературного чтения» происходит не только в урочной, но и во внеурочной деятельности.
Формирование коммуникативной компетентности младших школьников
Курс «Литературное чтение» имеет особую значимость для формирования коммуникативных универсальных учебных действий и на их основе коммуникативной компетентности. Под коммуникативной компетентностью мы понимаем свойство личности, проявляющиеся в способности к взаимодействию с другими людьми речевым и неречевым способами, устно и письменно, на родном и иностранном языках. Другими словами, это способность понимать и быть понятым.
Речевое общение является основным условием развития мышления и речи ребенка, а младший школьный возраст — наиболее благоприятный период для его развития. Однако, в настоящее время развитию коммуникативных умений уделяется недостаточно внимания. Результаты наших наблюдений свидетельствуют о том, что во время урока ребенку предоставляется возможность общаться и говорить по теме урока не более трех-четырех минут, остальное время он должен молчать. Это не позволяет сформировать у него коммуникативные умения. А ведь коммуникативная компетентность должна быть сформирована именно на ступени начального образования.
1. Воронцов А.Б. Учебная деятельность: введение в систему Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова / А.Б. Воронцов, Е.В. Чудинова. - М.: Издатель Рассказов А.И., 2004. - 289 с.
2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: учебное пособие для студ. высш. уч. зав. / В.В. Давыдов. - М.: Академия, 2004. - 288 с.
3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. / Под ред. А.Г. Асмолова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 152 с.
4. Леонтьев А.А. Алексей Николаевич Леонтьев. Деятельность, сознание, личность / А.А. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, Е.Е. Соколова. - М.: Смысл, 2005. - 431 с.
5. Уроки литературного чтения в современной начальной школе: 1 класс: книга для учителя/ Н.Ф. Виноградова, И.С. Хомякова, В.И. Петрова, И.В. Сафонова / Под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2010. - 208 с.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с.
7. Целуйко В.М. Психологические основы педагогического общения: [пособие для студентов и педагогов] / В.М. Целуйко. - М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007 - 295 с.
8. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении / Г.А. Цукерман. - Томск: Пеленг, 2005. - 268 с.