Россия
ВАК 08.00.12 Бухгалтерский учет, статистика
УДК 33 Экономика. Экономические науки
ГРНТИ 06.01 Общие вопросы экономических наук
ГРНТИ 06.52 Экономическое развитие и рост. Прогнозир-ние и планирование экономики. Экономич. циклы и кризисы
Для экономических субъектов деловое партнерство основано не на индивидуальной конкуренции или улучшении отдельных бизнес-процессов, а на совершенствовании цепей поставок. При принятии управленческих решений возникает вопрос о показателях эффективности бизнес-процессов как на уровне экономического субъекта, так и на макроуровне. При оценке эффективности цепей поставок необходимо оценивать затраты, возникающих в ходе финансово-хозяйственной деятельности. Большую долю в затратах поставок имеет логистическая составляющая. Полноценный учет логистических затрат позволяет получать достоверную информацию для анализа и разработки мероприятий по их снижению, что повышает эффективность всей экономической деятельности хозяйствующего субъекта. В статье предложена классификация логистических затрат по степени создания добавленной стоимости и зависимости от объема производства, в том числе с выделением трансакционных затрат, которые составляют значительную долю в общей структуре логистических затрат. Классификация логистических затрат должна трансформироваться в зависимости от организационно-правовой формы организации и сферы деятельности. Система учета логистических затрат экономических субъектов должна выделять их при реализации всех логистических функций; изучать информацию о наиболее существенных логистических затратах и о характере их возникновения; изучать взаимозависимости логистических затрат на протяжении всей логистической цепочки. Разработанная система позволяет вести раздельный учет логистических затрат на отдельном счете, что дает возможность осуществлять их контроль. В современных условиях организации сталкиваются с необходимостью интеграции различных видов учета, в том числе бухгалтерского, управленческого и статистического. Алгоритм реализации этой задачи включает четыре этапа: разработка методологии интеграции бухгалтерского, управленческого и статистического учета; формирование управленческой учетной политики; разработка регламента трансформации данных; выбор программных средств для автоматизации статистического, бухгалтерского и управленческого учета
бухгалтерский учет, статистический учет, логистические затраты, классификация логистических затрат
Введение. Своевременный и полный бухгалтерский учет логистических затрат позволяет собирать достоверную информацию для их дальнейшего анализа и оптимизации, что обеспечивает повышение эффективности экономической деятельности хозяйствующего субъекта и служит залогом его стабильного развития.
Классификация отраслевой структуры осуществляется по двум сферам деятельности: производственной и непроизводственной. К первой относят материальное производство – промышленность, сельское и лесное хозяйство, строительство, общественное питание, связь, транспорт, торговлю, энергетику и др., ко второй – искусство, культуру, образование, науку, здравоохранение, социальное обеспечение и спорт [1].
Самая распространенная классификация хозяйствующих субъектов по видам экономической деятельности предусматривает использование ОКПД (общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности). Он включает 21 группу видов деятельности в соответствии с действующим классификатором ОК 034-2014.
Группировку видов экономической деятельности проводят по трем секторам. Первичный – это сельское и лесное хозяйство, рыбодобывающие и рыбоводческие отрасли, добыча полезных ископаемых, охота и заготовки. К вторичному сектору относят обрабатывающую промышленность, строительство, электро-, газо- и водоснабжение. Обслуживающие отрасли составляют третичный сектор [2].
Структура экономического пространства Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ), где 60 % валового регионального продукта приходится на промышленное производство, достаточно устойчива и в среднесрочной перспективе будет сохранена, поскольку ни сетевая хозяйственная система, ни центро-периферическая модель в столь специфическом регионе неприменимы. Отраслевая специализация Арктической зоны РФ различается в зависимости от субъекта Федерации, при этом можно выделить и характерный для всех без исключения регионов признак – высокую корпоратизацию, которая, в принципе, свойственна сырьевым отраслям. Так, на добывающие отрасли в Ненецком АО приходится 71 % валового регионального продукта, в Ямало-Ненецком АО – 52 %, в Якутии – 42,9 %, в Чукотском АО – 35,2 % (табл. 1). В целом, до 80 % промышленного сектора всей АЗРФ сосредоточено в крупных вертикально- интегрированных холдингах и бизнес структурах [3, 4].
Цель исследования – разработка системы учета логистических затрат и алгоритма интеграции различных видов учета для оптимизации затрат и повышения эффективности экономической деятельности предприятий, на примере нефтедобывающей отрасли.
Условия, материалы и методы. В процессе исследования использовали системный подход, сравнение, метод систематизации и обобщения данных. Информационной базой для научной работы послужили законодательные и нормативно-правовые акты, публикации отечественных и зарубежных авторов в области учета логистических затрат, материалы научно-практических конференций и научных журналов.
Проблемы учета логистических затрат в интегрированной структуре бизнеса широко освещаются в научных трудах российских и зарубежных авторов. В частности, изучены, существующая система учета логистических затрат, принципы интеграции различных систем учета, в том числе бухгалтерского, управленческого и статистического. Особое внимание уделяется проблемам раздельного учета логистических затрат [6, 7, 8].
Объект исследования – показатели логистических затрат предприятий нефтедобывающей отрасли, значительная часть которых сосредоточена в Арктической зоне РФ.
Результаты и обсуждение. В силу природных особенностей для интегрированных бизнес-структур, функционирующих в Арктической зоне РФ, характерна значительная доля логистических затрат в их общей структуре. При этом на сегодняшний день единообразие в структурировании логистических затрат как на уровне хозяйствующих субъектов, так и в национальном масштабе отсутствует. Для заполнения этого пробела была разработана классификация логистических затрат для предприятий, функционирующих в АЗ РФ (рис. 1), которая предполагает их разделение на группы по степени создания добавленной стоимости:
продуктивные, связанные с созданием добавленной стоимости (производственные, на оплату труда, на реализацию готовой продукции);
на поддержку и развитие логистики (на транспортировку, на оформление заказов, ведение учета и др.);
убыточные, связанные с различного рода потерями, в том числе с простоем оборудования;
на осуществление контроля, связанные с предотвращением негативных явлений.
В зависимости от объема производства логистические затраты можно разделить на две основные группы:
затраты на формирование конечного продукта (включают затраты, связанные с производством);
трансакционные затраты, связанные с налаживанием взаимодействия с контрагентами.
Логистические затраты входят в себестоимость готовой продукции и составляют значительную ее часть. Так, для предприятий нефтедобывающей отрасли логистические затраты составляют до 24,4 %. На сегодняшний день в отечественной практике не осуществляют раздельный учет логистических затрат, отсутствует системный подход к их анализу и оптимизации. На наш взгляд, логистические затраты необходимо учитывать по статьям калькуляции и распределять между конкретными видами продукции, работ, услуг, формируя себестоимость конечного продукта.
Классификация дает возможность осуществлять планирование, учет и анализ логистических затрат, что позволяет совершенствовать их структуру и определять направления снижения. Логистические затраты должны быть идентифицированы на всех стадиях как взаимодействия предприятия с внешней средой, так и внутри компании. То есть целесообразно разделять их на категории по процессам (рис. 2) [9].
Раздельный учет логистических затрат, на наш взгляд, целесообразно вести на отдельном счете 27 «Логистические затраты» с выделением субсчетов 27.1 «Продуктивные затраты» и 27.2 «Трансакционные затраты» (табл. 2). Необходимость раздельного учета и контроля трансакционных затрат обусловлена тем, что на их долю приходится до 50 % логистических затрат.
Для систематизации логистических затрат по видам их аналитический учет необходимо вести в разрезе соответствующих статей, а также по структурным подразделениям.
Важную роль в механизме управления экономическими процессами играет статистика. Она генерирует цифровую информацию, которая необходима для регионального управления. Качество и достоверность этой информации определяет эффективность использования статистики на всех уровнях управления. Посредством статистики микроданные, которые обеспечивает бухгалтерская финансовая отчетность, составляющие коммерческую тайну, объединяются в макроданные, которые должны быть доступны всем потребителям информации. Данные бухгалтерского учета затрат служат информационной основой для статистического учета и анализа показателей финансово-хозяйственной деятельности организаций.
В Росстат данные по затратам на производство представляют только в Пояснениях к бухгалтерской финансовой отчетности в разрезе следующих статей [10]: материальные затраты; расходы на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизация; прочие затраты; изменение остатков (прирост [-] или уменьшение [+]) незавершенного производства, готовой продукции и др. В формах федерального статистического наблюдения эта информация не отражается.
В современных условиях необходимо расширение сведений, предоставляемых в Росстат, по затратам хозяйствующих субъектов, с выделением сумм логистических затрат, согласно следующим категориям: логистические затраты (всего), в том числе связанные с системой снабжения; связанные с системой производства; связанные с системой реализации. Для этого следует разработать соответствующую форму статистической отчетности.
Кроме того, необходима общепринятая классификация логистических затрат по местам их возникновения и функционирования в логистической цепи, а также учет логистических затрат на уровне как отдельных хозяйствующих субъектов, так и государства. Для решения такой задачи следует разработать систему учета, основанную на интеграции различных его видов, в том числе бухгалтерского, статистического и управленческого, позволяющую оптимизировать логистические затраты. При этом необходимо определить круг пользователей информацией для различных видов учета, цели создания системы управленческого учета, разработать управленческую учетную политику, сформировать информационную базу для интеграции, разработать регламент трансформации данных, который свяжет показатели различных систем учета, выявить перекрестные информационные потоки (рис. 3).
Для интеграции статистического, бухгалтерского и управленческого учета в первую очередь следует разработать методологические подходы к интегрированному учету, которые лягут в основу соответствующего программного продукта. При этом необходимо принимать во внимание различие пользователей статистической, бухгалтерской и управленческой информации.
На предприятиях нефтедобывающего сектора учет затрат основан на принципах финансового учета. На основании этих данных формируется информация о текущей ситуации и разрабатываются мероприятия по минимизации затрат в будущем. В условиях высокого уровня конкуренции постоянно осуществляется контроль затрат в целях формирования наиболее конкурентоспособной цены на продукцию. В рамках управленческого учета, а также бюджетирования, составляют планы материальных затрат; затрат на оплату труда; бюджет расходов.
Основу эффективной интеграции различных видов учета будет составлять единство методологических, технических и организационных подсистем интеграционного процесса (рис. 4).
На первоначальном этапе интеграции необходимо определить круг пользователей информации управленческого учета. В основном это внутренние, но в отдельных случаях могут быть и внешние, пользователи. Далее необходимо разработать перечень требований к информативности и оперативности данных, предоставляемых различным пользователям информации.
На втором этапе разрабатывается управленческая учетная политика, которая дает возможность использовать различные варианты оценки хозяйственных фактов в зависимости от времени, подразделения, направления бизнеса и даже экономического смысла отдельной операции, в то время как бухгалтерская учетная политика жестко привязана к юридическому лицу и неизменна для всех его операций. При этом необходимо учитывать, что все виды учета на предприятии отражают одни и те же факты финансово-хозяйственной деятельности.
На третьем этапе интеграция различных систем учета должна связать бухгалтерский и управленческий планы счетов, а также бухгалтерский план счетов с показателями управленческого учета. При этом в процессе трансформации обязательно должны быть учтены различия, закрепленные в учетных политиках систем учета, что достигается с помощью применения различных видов аналитики. Необходимо разработать Положение о порядке трансформации, которое зафиксирует аспекты расхождения между управленческим и бухгалтерским учетом. В ходе его разработки станет понятно, какой информации не хватает в бухгалтерском учете, для устранения этих пробелов потребуется принять решение о способах сбора и фиксации недостающих сведений. Кроме того, следует определить порядок внесения данных в информационную среду: в бухгалтерский контур с трансформацией в управленческий или наоборот. Окончательно решить этот вопрос можно после выбора программного средства обеспечения автоматизации [11].
На четвертом этапе проводится выбор программных средств для автоматизации различных видов учета.
Выводы. Таким образом, разработанная система учета логистических затрат и предложенный алгоритм интеграции различных систем учета позволят сформировать достоверную и полную информацию о затратах, необходимую для анализа и контроля логистических затрат, с целью их оптимизации, и, следовательно, повысит эффективность всей экономической деятельности хозяйствующего субъекта.
1. Гизатуллина О.М., Соловейчик М.С. Анализ природно-климатических и социально-экономических условий Арктической зоны РФ // Экономические науки. 2020. №8 (189). С.130-136.
2. Васильев Ю.С., Диденко Н.И., Черенков В.И. Некоторые проблемы и перспективные драйверы устойчивого развития Арктической зоны Российской Федерации // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2019. № 1 (63). С. 4-26.
3. Петров А.М., Гизатуллина О.М., Мустафаева С.Р. Особенности и проблемы социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации // Экономические науки. 2020. №7 (188). С.120-127.
4. Гизатуллина О.М., Никифорова Е.В., Шнайдер О.В. Анализ и оценка структуры экономики и транспортного обеспечения Арктической зоны РФ // Экономические науки. 2020. №12. С.18-24
5. Регионы России. Социально-экономические показатели. Федеральная служба государственной статистики. Официальное издание. 2019. URL: https://www.gks.ru/storage/mediabank/Region_Pokaz_2019.pdf (Дата обращения: 24.02.2020).
6. Vladisavljević R., Ćuže I., Stević S. Management of logistics costs in the new product development process annals of the oradea university// Fascicle of Management and Technological Engineering. 2013. Vol. 2. Р. 339-342
7. Da Silva R. F., Sampaio R. R. Capacity unbalancing and total logistic cost // Business and Management Review. 2014. Vol. 4. No. 1. P. 22-28.
8. Zhao X., Tang Q. Analysis and Strategy of the Chinese Logistics Cost Reduction // International Journal of Business and Management. 2009. No. 4. P. 188-191.
9. Катышева Е.Г. Особенности калькулирования себестоимости и бухгалтерского учета издержек производства при добыче нефти и газа // Экономика и управление: анализ, тенденции и перспективы развития. 2012. №2-2. С. 38-42.
10. Верещаки В.В. Годовой отчет - 2011. М.: Гарант-Пресс, 2012. 607с.
11. Панова Н. Интеграция управленческого и бухгалтерского учета // Финансовая газета. Региональный выпуск. 2008. №3. https://studentlib.com/statya-72747-integraciya_upravlencheskogo_i_buhgalterskogo_ucheta.html (Дата обращения: 19.06.2021).