Курск, Россия
сотрудник
Курск, Россия
сотрудник
Курск, Россия
УДК 34 Право. Юридические науки
Федеральным законом от 01.07.2021 № 292-ФЗ были внесены изменения в ст. 284.1 УК РФ, приведшие к расширению так называемого специального соучастия в нормах Особенной части УК РФ, нацеленные на раннюю профилактику уголовно-правовыми средствами преступлений, направленных на защиту конституционных основ и безопасности российского общества, в том числе предотвращение формирования деструктивных тенденций среди населения под влиянием иностранных организаций. Цель – определение пределов ответственности за участие в деятельности иностранной или международной организации, признанной на территории России нежелательной (ч. 1 ст. 284.1 УК РФ), за пособничество путем финансирования подобной организации по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 284.1 УК РФ; за организацию деятельности подобной организации на территории нашей страны (ч. 3 ст. 284.1 УК РФ). Используя логический метод, выделены критерии отграничения нежелательных международных или иностранных организаций, функционирующих под эгидой проповедования какой-либо религии, от признанных на территории России экстремистскими. В результате исследования представлено авторское видение всех трех форм специального соучастия, определенного ст. 284.1 УК РФ. Аргументируются отдельные технико-юридические погрешности исследуемой статьи уголовного закона и предлагается авторская редакция.
нежелательная организация, экстремистская организация, исполнитель, подстрекатель, пособник, организатор
1. Сергун Е. П. Осуществление деятельности на территории Российской Федерации «нежелательной» иностранной или международной неправительственной организации (статья 284.1 Уголовного кодекса Российской Федерации) // Вестник Российской правовой академии. 2017. № 3. С. 33-38.
2. Артеменко И. К. Организации, выполняющие функцию иностранного агента, и «нежелательные организации»: сравнительный анализ // Актуальные проблемы современного права и политики: сб. науч. тр. по мат-лам Всерос. студенческой науч. конф. (Рязань, 28 апреля 2016 г.) Рязань: Концепция, 2016. Вып. 17. С. 89-92.
3. Князькина А. К. Уголовно-правовая оценка деятельности нежелательных организаций // Уголовное право: стратегия развития в XXI веке: мат-лы XIII Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 28-29 января 2016 г.) М.: Проспект, 2016. С. 425-427.
4. Хуторная Е. С., Севастьянова О. В. Способы нейтрализации нежелательного влияния неформальных лидеров в организации // Современные технологии управления персоналом / науч. ред. О. С. Резникова. Симферополь: Аэтерна, 2016. С. 357-360.
5. Обухова Т. В. Противодействие осуществлению деятельности на территории Российской Федерации иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2019. № 1. С. 121-127.
6. Хлебушкин А. Г. Осуществление деятельности организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности: вопросы квалификации и совершенствования законодательства // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2018. № 4. С. 114-119.
7. Васильев Д. В. О необходимости совершенствования уголовного законодательства России, относительно «нежелательных организаций» // Технико-криминалистическое обеспечение раскрытия и расследования преступлений: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. (Волгоград, 30 октября 2015 г.) Волгоград: ИП Головченко Е. А., 2015. С. 31-34.
8. Князькина А. К. Осуществление на территории РФ деятельности нежелательных организаций: уголовно-правовой анализ // Современные проблемы уголовной политики: мат-лы VI Междунар. науч.-практ. конф. Краснодар, 25 сентября 2015 г.) Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2015. Т. II. С. 95-98.
9. Дворецкий М. Ю. Генезис уголовной ответственности за осуществление деятельности на территории Российской Федерации иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности // Управление и общество: развитие человеческого капитала региона: мат-лы XV Всерос. науч.-практ. конф. (Тамбов, 25 ноября 2020 г.) Тамбов: ИП Чеснокова, 2021. С. 260-263.
10. Кулев А. Г. Осуществление деятельности на территории Российской Федерации иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности: уголовно-правовые аспекты регламентации состава // Уголовное право: стратегия развития в XXI веке: мат-лы XIII Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 28-29 января 2016 г.) М.: Проспект, 2016. С. 428-431.
11. Цыганов В. В., Бочкарева Ю. Г. Адаптивные механизмы общественной безопасности при информационной агрессии // Информационные войны. 2013. № 2. С. 77-85.
12. Гошаев И. М. Нежелательная деятельность неправительственной организации: административная преюдиция как основание уголовной ответственности // Проблемы правоохранительной деятельности. 2017. № 2. С. 139-143.
13. Козаев Н. Ш., Рясов Д. А. Уголовно-правовая политика России в сфере ограничения нежелательной деятельности иностранных или международных неправительственных организаций // Философия права. 2019. № 4. С. 85-91.
14. Аленькин И. В. Конституционно-правовое и политическое воздействие государства на общественные объединения: методы кнута и пряника // Конституционное и муниципальное право. 2018. № 3. С. 26-31.
15. Власенко В. В. Уголовная ответственность за осуществление деятельности на территории РФ иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории РФ ее деятельности (ст. 2841 УК РФ) // Уголовное право. 2016. № 2. С. 23-27.
16. Гимазова Ю. В. Результаты регулирования гражданского сектора в России: взгляд правозащитников // Среднерусский вестник общественных наук. 2019. Т. 14. № 5. С. 35-51. https://doi.org/10.22394/2071-2367-2019-14-5-35-51