Исследуются философские смыслы и психологические толкования процесса личностного саморазвития подростка, выявление психологических и педагогических оснований его активизации.
развитие личности, личностное саморазвитие, образовательный процесс.
Главное требование к современному образованию состоит в его гуманистической направленности. Оно должно рассматривать человека как основную ценность, быть ориентированным на развитие личности. При таком подходе любые формы, методы, технологии образования являются не самоцелью, а рассматриваются в контексте одной из задач образования – обеспечить максимально благоприятные условия для саморазвития личности.
На современном этапе развития общества образование является той ключевой сферой, от которой зависит главное – формирование личности свободного человека, живущего в свободном демократическом обществе, способного самостоятельно и сознательно строить свою собственную жизнь. В последнее время стало совершенно ясно, что традиционная система воспитания в школе не решает эту проблему. Поворот от массового валового обучения и воспитания к индивидуальному, развитие творческих способностей с опорой на активность самой личности, признание самоценности самой личности, ее активности в собственном саморазвитии – таковы основные акценты в перестройке общеобразовательной школы. Однако индивидуализировать обучение, развить творческий потенциал каждого обучающегося оказалось для средней школы непосильной практической задачей.
1. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990.
2. Бердяев Н.А. Самопознание: Опыт филос. автобиогр. М.: Мысль, 1991.
3. Бернс Э. Развитие Я-концепции и воспитание / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986.
4. Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1965.
5. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1978. № 4.
6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991.
7. Газман О.С., Иванов А.В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя (воспитателя). М., 1992.
8. Куликова Л.Н. Воспитать себя. М.: Просвещение, 1991.
9. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.
10. Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М., 1992.
11. Слободчиков В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Вопросы психологии. 1996. № 6.
12. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе // НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР. М.: Педагогика, 1989.
13. Цукерман Г.А. Психология саморазвития. М.: Интерпракс, 1994.
14. Шаронин Ю.В. Психолого-педагогические основы формирования качеств творческой личности в системе непрерывного образования (синергетический подход). М.: МГИУ, 1998.