Тула, Россия
Реализована методика, основанная на анализе экономического развития регионов России (на примере человеческого капитала и производительности труда в Северо-Кавказском федеральном округе России) с помощью построения эконометрических моделей производительности труда в регионах Северо-Кавказского федерального округа России. Показано, что такой фактор, как уровень образования занятого населения, является значимым в определении производительности труда в регионах рассматриваемого федерального округа России.
коэффициенты эластичности, регионы, регрессионныйанализ, эластичность производительности труда по уровню образования,Северо-Кавказский федеральный округ.
Северо-Кавказский федеральный округ (СКФО) по своему экономико-географическому положению имеет важное стратегическое значение для Российской Федерации. Территория СКФО наряду с территорией Южного федерального округа России служит связующим звеном с государствами Закавказья.
Развитие регионов СКФО осуществляется за счет ресурсно-сырьевой базы. На данной территории наблюдаются снижение природно-ресурсного потенциала, а также сильная неоднородность экономического пространства. Так, по производству валового регионального продукта на душу населения субъекты СКФО различаются в 2,4 раза (табл. 1), по стоимости основных фондов на душу населения — в 2,9 раза (табл. 2) [11].
Для экономического развития экономики СКФО России необходимо решить задачи по модернизации хозяйственной структуры, преимущественно за счет внедрения инноваций и поиска ресурсов для реализации этих целей. Модернизация промышленности СКФО направлена на формирование наукоемкого промышленного потенциала, обеспечивающего высокие конкурентные позиции на внутреннем и внешнем рынках.
1. Becker Gary S. Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis, with Special Reference to Education. 3rd Edition. University Of Chicago Press, 1994.
2. Sheehan John. The Economics of Education. Routledge Chapman & Hall, 2012.
3. Checchi D. The Economics of Education: Human Capital, Family Background. Cambridge University Press, 2008.
4. Economics of Education. Edited by Dominic J. Brewer and Patrick J. McEwan. Elsevier, 2010.
5. Guisan M.-C. Wages, productivity and human capital in the European Union: econometric models and comparison with the USA 1985-2005 // Applied Econometrics and International Development. Vol. 7-1. 2007. URL: http://www.usc.es/~economet/reviews/aeid714.pdf
6. Балыхин Г.А. Управление развитием образования: Организационно-экономический аспект. М.: Экономика, 2003. - 428 с.
7. Басовская Е. Н., Басовский Л.Е. Исследование экономики регионов России: эконометрический подход // Экономика. М.: ИНФРА-М. 2014. V. 2. I. 2. C. 13-17. DOI:https://doi.org/10.12737/3648
8. Комарова А. С. Человеческий капитал и производительность труда в современной России // Экономика. М.: ИНФРА-М. 2013. V. 1. I. 3. C. 19-23. DOI:https://doi.org/10.12737/688
9. Комарова А.С. Роль человеческого капитала в повышении производительности труда в России // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. Вып. 5. Ч. 1. 2013. С. 160-165.
10. Корицкий А.В. Человеческий капитал как фактор экономического развития регионов России. Саарбрюккен: Lambert Academic Publishing, 2011.
11. Регионы России. Социально-экономические показатели. Стат. сб. М.: Росстат, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012.