В статье рассматривается влияние изучения иностранного языка на формирование интеллектуальных умений младших школьников. Характеризуются теоретические основания исследования, раскрывается потенциал учебных заданий по английскому языку для формирования интеллектуальных умений.
иностранный язык, обучение, учебная деятельность, интеллектуальные умения, учебные задания.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ В КОНТЕКСТЕ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Современные цели образования, заявленные в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО), включают общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся на основе сформированных умений учиться и способностей к организации собственной деятельности. Анализ роли и места иностранного языка в начальном общем образовании позволяет заключить, что этот учебный предмет во многом способствует достижению указанных целей. Изучение иностранного языка, в частности, стимулирует:
- освоение правил речевого и неречевого поведения;
- расширение лингвистического кругозора;
- формирование дружелюбного отношения к носителям другого языка.
Новая государственная политика в области общего начального образования, зафиксированная в ФГОС НОО второго поколения, требует расстановки новых акцентов в целях образования в начальной школе. Приоритетным признается нравственное воспитание младшего школьника и развитие его личностных, речевых и интеллектуальных способностей [4].
Поскольку универсальные учебные действия (УУД) являются фундаментом образовательных достижений младшего школьника, следует конкретизировать пути их формирования средствами обучения иностранному языку на ступени начального общего образования. Это тем более актуально, что в образовательной программе начальной школы обязательным разделом выступает программа формирования у обучающихся универсальных учебных действий, а процесс их развития зависит от содержания учебных предметов. В этой связи перспективным направлением является изучение вклада конкретных учебных предметов не только в формирование предметных результатов обучения, но и в достижение метапредметных и личностных результатов.
1. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. - М.: Логос, 1999.
2. Никитенко З.Н. Развивающее иноязычное образование в начальной школе. - М.: Глосса-Пресс, 2010.
3. Ромашина С.Я., Майер А.А., Межина А.В. Фасилитация развития субъекта образования: учебно-метод. пособие. - М.: Изд-во МГПУ, 2010.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373 (с изменениями от 26.11.2010). - М.: Просвещение, 2011.
5. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. - М.: Сентябрь, 1996.