Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье проанализированы основные проблемы крымского туристского сервиса в 1960-80-е гг. Для этого периода были характерны максимальные значения показателей посещений Крыма отечественными и зарубежными туристами, многие из которых негативно оценивали местное качество обслуживания. На основе широкого комплекса архивных и опубликованных исторических источников автор доказывает, что перманентные проблемы туристского сервиса были обусловлены в первую очередь институциональной моделью организации советской индустрии гостеприимства, которой была присуща чрезмерная централизация, монополизация, административно-командный способ принятия решений, низкий уровень мотивации персонала. Причем весь этот комплекс проблем проявлялся как во время обслуживания советских туристов (Крымский областной совет по туризму и экскурсиям) и неорганизованныхрекреантов (т.н. «дикарей»), так и при обслуживании иностранных туристов (предприятия системы «Интурист» в Крыму). Значительное негативное влияние оказывал тот факт, что развитие сферы услуг (в том числе туризма) не являлось приоритетным направлением для руководства СССР. Централизованное выделение средств и материальных фондов для индустрии гостеприимства чаще всего осуществлялось по остаточному принципу. Однако начиная со второй половины 1970-х гг. осуществлялись отдельные мероприятия, направленные на «консервативную модернизацию» советского туристского сервиса, что проявлялось в увеличении хозяйственной самостоятель- ности предприятий индустрии гостеприимства, активизации предоставления туристам дополнительных услуг, повышении материальной мотивации труда у работников сферы обслуживания. Однако вплоть до конца 1980-х гг. эти преобразования внедрялись очень медленно и консервативно, не затрагивая фундаментальных основ советской плановой экономики и административно-командного менеджмента. Несмотря на то, что на современном этапе утвердилась рыночная, конкурентная модель организации сервиса, советское прошлое продолжает опосредованно влиять на качество крымского туристского продукта, но значение этого влияния постепенно ослабевает.

Ключевые слова:
туризм, сервис, индустрия гостеприимства, административно-командное управление, плановая экономика, Крым
Текст

Во многих текстах отзывов об отдыхе и путешествиях, авторами которых являются туристы из постсоветских стран, прилагательное «советский» (и особенно его более негативные вариации — «совковый», «совдеповский») устойчиво ассоциируется с очень низким качеством сервиса. Обычно этими прилагательными «маркируется» описание ситуаций, связанных с неразвитой, устаревшей материально-технической базой предприятий индустрии гостеприимства, равнодушием и грубостью обслуживающего персонала, однообразием и невыразительностью аттрактивной составляющей путешествия. Распространенность данного стереотипного представления о советском сервисе в сфере туризма ставит перед историками ряд вопросов, ответы на которые могут иметь не только познавательный, но и прикладной интерес: 1) насколько оправданной является крайне негативная оценка качества советского туристского сервиса?; 2) какими причинами было вызвано его низкое качество?; 3) устранены ли на современном этапе развития отечественного туризма те причины и условия, которые снижали качество обслуживание туристов в советском прошлом? Это тем более важно, что в последние годы история советского сервиса начинает формироваться в отдельное, хотя пока еще достаточно «экзотическое» направление исторических исследований [1]. В работах современных западных авторов по истории туризма в СССР [2-5] вопрос качества обслуживания также не нашел глубокого отражения: основное внимание уделено политико-идеологическим, отчасти — социальным аспектам темы.

Список литературы

1. Орлов И.Б. Система бытового обслуживания в СССР в контексте советской модели повседневности // Введение в специальность: история сервиса / Д.А. Аманжолова, Б.Э. Багдасарян, В.Н. Горлов и др. М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2007. С. 205-274.

2. Gorsuch A. «There´s No Place like Home»: Soviet Tourism in Late Stalinism // Slavic Review. 2003. Vol.62. №4. P. 760-785.

3. Gorsuch A. All This is Your World: Soviet Tourist at Home and Abroad after Stalin. NY.: Oxford University Press, 2011. 222 p.

4. Koenker D. Whose Right to Rest? Contesting the Family Vacation in the Postwar Soviet Union // Comparative Studies in Society and History. 2009. Vol.51. №2. P. 401-425.

5. Salmons. Marketing Socialism: "Inturist" in the Late 1950s and 1960s//Turizm: The Russian and East European Tourist under Capitalism and Socialism / [eds. A. Gorsuch and D. Koenker]. Ithaca: Cornell University Press, 2006. P. 186-204.

6. Попов А. Блеск и нищета «Всесоюзной Здравницы» // Родина. 2012. №5. С. 117-121.

7. Попов А.Д. Деятельность в Крыму Всесоюзного добровольного общества пролетарского туризма и экскурсий (1930-1936 гг.)//Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Сер.: История. 2003. Т. 16. №2. С. 54-63.

8. Попов А.Д. Край древних развалин и новых санаториев: деятельность «Интуриста» в Крымской АССР (1931-1941 гг.) // Вестник Ассоциации ВУЗов туризма и сервиса. 2007. №2. С. 111-115.

9. Государственный архив Республики Крым (ГА РК). Ф. Р-3512. Оп. 1. Д. 23.

10. Туризм и экскурсии, их влияние на воспроизводство рабочей силы: Справочно-аналитический обзор. Симферополь: Таврида, 1991.160 с.

11. ГА РК. Ф. Р-3512. Оп. 1. Д. 260.

12. ГА РК. Ф. Р-3512. Оп. 1. Д. 25.

13. ГА РК. Ф. Р-3512. Оп. 1. Д. 90.

14. Квартальное В.А., Федорченко В.К. Туризм социальный: история и современность. К.: Вища шк., 1989. 342 с.

15. ГА РК. Ф. Р-3512. Оп. 1. Д. 527. Л. 24.

16. Попов А. «Мы ищем то, чего не теряли»: советские «дикари» в поисках места под солнцем // Ab Imperio. 2012. №2. С. 261-298.

17. Солоухин В. Чем отличается лето от зимы? // Крокодил. 1968. №18. С. 2.

18. ГА РК. Ф. П-8298. Оп. 1. Д. 68.

19. ГА РК. Ф. П-8289. Оп. 1. Д. 28.

20. ГА РК. Ф. Р-3619. Оп. 6. Д. 81.

21. ГА РК. Ф. Р-3287. Оп. 7. Д. 3952.

22. Евдокименко Н. Почему бедны золотые пляжи? // Комсомольская правда. 1968. 22 августа.

23. Селиванова В. Дороги ведут в Крым // Советский Крым. 1977.14 декабря.

24. Комарчук П. Проблемы крымского туризма//Советский Крым. 1985. 21 июня.

25. Попов А. «Марафон гостеприимства»: Олимпиада-80 и попытка модернизации советского сервиса [«Marathon of hospitality»: Olympiad-80 and an attempt of modernization of the soviet service] // Cahiers du monde russe. 2013. Vol. 54. №1-2. P. 265-295. // Cahiers du monde russe. 2013. Vol. 54. №1-2. P. 265-295.

26. Система общественного питания «Общепит». СССР, http://www.ltv.ru/news/social/258334 (дата обращения: 20.12.2014).

27. Кашиц В. Хозрасчет в рамках инструкций // Советский Крым. 1989. 25 октября.

28. Смольговская Р. «Ухабы» на туристских маршрутах// Крымская правда. 1990.14 марта.

29. Развитие иностранного туризма в условиях интенсификации общественного производства в СССР: Сб. науч. трудов. М.: ПО «Авангард», 1987.160 с.

30. Осинский В. Иностранный турист в Крыму. Куда утекает потраченная им валюта? // Известия. 1990.18 июля.

Войти или Создать
* Забыли пароль?