г. Москва и Московская область, Россия
В статье рассматриваются процессы профессиональной адаптации выпускников профильных вузов на рынке труда в сфере обслуживания. На основе проведенного анализа компетент-ностной направленности профильных для сферы обслуживания видов деятельности делается вывод, что более значимыми и эффективными для успешной профессиональной деятельности выпускника в сфере обслуживания являются не разрозненные знания, а обобщенные компетенции, проявляющиеся в умении решать социальные, жизненные и профессиональные задачи. Главная специфика профессиональной деятельности работника сферы обслуживания — это наличие необходимых профессиональных функций, значимость которых заключается в том, что профессиональная деятельность работника сферы обслуживания осуществляется в условиях прямого контакта с потребителем. Это означает необходимость придания формированию знаний, умений, владений при подготовке кадров для сферы обслуживания изначально гуманистической и социально-значимой ориентации. Для решения задачи эффективной профессиональной адаптации выпускников вузов по направлениям подготовки группы «Сфера обслуживания» определяются следующие основные векторы развития профильного образования: интеграция отечественной высшей школы в международное образовательное пространство, обеспечение тесной связи системы образования с рынком труда, создание условий эффективного взаимодействия с работодателями и профессиональными сообществами. В статье определяются сущность и значимость системы компетентностного подхода, позволяющей достаточно объективно оценить пригодность каждого выпускника к будущей деятельности (будь то трудовой или дальнейшего образования), а также выработать четкие критерии качества этой деятельности, позволяющие образовательным организациям осуществлять целенаправленную подготовку выпускников с учетом требований работодателя. В том же контексте компетентностная модель определяется как система требований к профессиональной подготовке выпускника и конкретному уровню образования и профилю образовательной программы.
профессиональная адаптация, высшее образование, рынок труда, сфера обслуживания, работодатели, качество жизни
Введение. Происходящие изменения в области высшего образования в условиях развития сервисного общества и повышения качества жизни вызывают необходимость постановки вопроса обеспечения более полного, личностно и социально интегрированного результата подготовки кадров для сферы обслуживания, профессиональной адаптации их на рынке труда в соответствии с требованиями работодателей. Логика этого процесса
1. Ананьева Т.Н., Кобелева О.В., Сахарчук Е.С. О формировании профессиональных компетенций выпускников бакалавриата по основным образовательным программам укрупненной группы «Сфера обслуживания» (На примере направления подготовки «Туризм») // Сервис plus. 2012. № 3. С. 3-5.
2. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. A.M. Прохоров. 3-е изд. М., 1985. 1600 с.
3. Егоршин А.П. Мотивация трудовой деятельности. Учебное пособие. Н. Новгород: НИМБ, 2003. 320 с.
4. МаслоуА. Мотивация и личность. М.: Республика, 1998. 590 с.
5. Сервис и туризм: словарь-справочник/под ред. Ю.П. Свириденко, О.Я. Гойхмана. М.: Альфа-М. 2008. 242 с.
6. Федулин А.А., Ананьева Т.Н. и др. Совершенствование подготовки кадров высшего профессионального образования для сферы сервиса с учетом потребностей рынка труда (коллективная монография). М.: «ФГОУВПО «РГУТиС», 2009. 188 с.
7. Sakharchuk E.S., Khanbabaeva Z.M., Daitov К К Analysis of practice centered aspects of educational programs in the sphere of tourism and hospitality // World Applied Sciences Journal. 2013. T. 27. № 13 A. C. 305-308.