В условиях модернизации современной системы образования особое значение приобретает решение проблем привлечения и удержания талантливой молодежи. В этой связи следует уделять внимание исследованию качества трудовой жизни молодых преподавателей организаций высшего образования как одному из инструментов повышения удовлетворенности трудом данной группы работников. В статье предлагается определение качества трудовой жизни молодых преподавателей организаций высшего образования, выделяются основные показатели, необходимые для диагностики качества трудовой жизни молодых преподавателей в подобного рода организациях. Автором представлены основные результаты проведенного эмпирического исследования качества трудовой жизни молодых преподавателей. Статья также содержит анализ полученных данных, в том числе дана оценка уровня развития качества трудовой жизни молодых преподавателей в данных организациях, выявлены основные проблемные зоны. На основании проведенного исследования делаются выводы по направлениям дальнейшего развития качества трудовой жизни молодых преподавателей.
качество трудовой жизни, молодые преподаватели, организация высшего образования, вознаграждение за труд, организация и условия труда, социально-бытовые условия.
В условиях перехода к новому технологическому укладу все большую роль приобретает система высшего профессионального образования, от эффективности которой во многом зависит не только состояние экономики, но и качество жизни каждого отдельного человека. В связи с этим следует обратить особое внимание на формирование и воспроизводство конкурентоспособных на мировом уровне научно-педагогических кадров в рамках высшего профессионального образования. В рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2014–2020 годы» планируется провести ряд мероприятий, направленных на создание условий для улучшения качественного состава научных и научнопедагогических кадров, эффективной системы мотивации научного труда, создание системы привлечения молодежи в сферу науки и образования. Следовательно, на первый план выходят проблемы исследования качества трудовой жизни молодых преподавателей, их основных потребностей и мотивов к труду. В рамках существующих тенденций в развитие науки и образования Российской Федерации данная тема имеет большое теоретическое и практическое значение, поскольку позволит при более детальном изучении и разработке создать единую государственную политику в области поддержки молодых преподавателей организаций высшего образования.
Под качеством трудовой жизни молодых преподавателей организаций высшего образования понимается совокупность условий, обеспечивающих удовлетворение социально-трудовых потребностей и реализацию трудового и творческого потенциала работников учреждений высшего профессионального образования в возрасте до 40 лет включительно, находящихся на стадии профессионального развития и осуществляющих научно-исследовательскую и педагогическую деятельность [2, c. 95].
В качестве основных показателей для исследования качества трудовой жизни (далее — КТЖ) молодых преподавателей организаций высшего профессионального образования были выбраны следующие показатели: вознаграждение за труд; организация и условия труда; социально-психологический климат в организации; профессиональный рост; обучение и развитие; самореализация и самовыражение работников; руководство организацией; участие работников в принятии решения; социальные гарантии и блага; социально-бытовые условия; общественная полезность и значимость результатов труда; гарантии занятости и правовая защищенность [1, с. 304–306].
1. Егоршин А.П. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: Учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2013. 378 с.
2. Зонова О.В. Качество трудовой жизни: определение и критерии оценки // Проблемы современной экономики. 2010. № 3 (35). С. 79-81.
3. Ильина Л.А. Программа развития молодых специалистов ОАО «Верхнечонскнефтегаз»/ Л.А. Ильина // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2009. № 4. С. 51-55.
4. Кибанов А.Я., Ловчева М.В., Лукьянова Т.В. Реализация молодежной политики в Российской Федерации: Монография / А.Я. Кибанов, М.В. Ловчева, Т.В. Лукьянова. М.: ИНФРА-М, 2013. 150 с.
5. Потуданская В.Ф., Цыганкова И.В., Кипервар Е.А., Новикова Т.В. Качество трудовой жизни работников промышленных предприятий в условиях функционирования социотехнологических и социоорганизационных систем: Монография / В.Ф. Потуданская., И.В. Цыганкова, Е.А. Кипервар, Т.В. Новикова. М.: Экономика, 2012. 156 с.
6. Соболь О.В. Оценка качества трудовой жизни молодых специалистов научно-образовательной сферы // Кадровик. 2014. № 3. С. 95-103.
7. Цыганкова И.В. Качество трудовой жизни молодежи в современной России / И.В. Цыганкова. М.: Экономика, 2009. 388 с.
8. Щегулина О.В. Качество трудовой жизни молодых специалистов в научно-образовательной сфере // Управление. 2013. № 1(1). С. 44-47.
9. Постановление Правительства РФ от 21 мая 2013 г. № 424 «О федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2014-2020 годы». [Электронный доступ]. Режим доступа: http://fcpkru.164.com1.ru/upload/iblock/f96/ftspk-2014_2020.pdf / (дата обращения: 01.09.2014).
10. Kattenbach R.; O’Reilly J. Introduction: New Perspectives on the Quality of Working Life. Management Revue, 2011. Vol. 22. Iss: 2, pp. 107-113.
11. Martel J.-P., Dupuis G. Quality of Work Life: Theoretical and Methodological Problems, and Presentation of a New Model and Measuring Instrument. Social Indicators Research, 2006. Vol. 77, no. 2, pp. 333-368.