с 01.01.2022 по 01.01.2022
Нукус, Узбекистан
В статье рассматриваются организационно-правовые аспекты электронного судопроизводства в Узбекистане в контексте реализации Стратегии «Цифровой Узбекистан -30» и Комплексной программы развития национальной информационно-коммуникационной системы Республики Узбекистан. На основе анализа нынешнего состояния электронного судопроизводства в Узбекистане автором выделен ряд проблем, без решения которых оно не может эффективно развиваться.
электронное судопроизводство, цифровизация, телекоммуникационная инфраструктура, цифровая грамотность, органы судебной власти, интерактивные услуги
Введение
В своем самом простом толковании термин «цифровизация общества» подразумевает широкое внедрение результатов инновационного, научно-технического развития во все сферы жизнедеятельности общества. В современных условиях перемещения значительного большинства видов коммуникации в цифровую среду (киберпространство) отрасль права, несмотря на консервативность своей сути, также цифровизируется путем правового регулирования общественных отношений, применяя самые современные достижения научно-технического прогресса.
Объявляя 2020 год «Годом развития науки, просвещения и цифровой экономики», Президент Шавкат Мирзиёев сделал особый акцент на важности научного и технологического развития. Он отметил, что «для устойчивого развития мы должны глубоко освоить цифровые знания и информационные технологии, это даст нам возможность идти по самому короткому пути к достижению прогресса».
На протяжении первой четверти 21-го в. Узбекистан успешно идет по пути информатизации и цифровой трансформации общества, осуществляя реализацию наукоёмких и высокоперспективных проектов по внедрению современных информационно-коммуникационных технологий, инновационных методов во все сферы жизни, в том числе и в правовой отрасли. В условиях стремительного инновационного и технологического развития отрасль права не может оставаться в стороне от процессов цифровизации общества. В последние годы в стране реализуются мероприятия по широкому внедрению современных технологий в деятельность судов, правоохранительных органов, правозащитных организаций, благодаря которым появилась возможность либерализации института обращения граждан в суды и соответствующие органы по защите своих прав и интересов, способствующей повышению уровня достижения правосудия, а также обеспечению открытости и прозрачности деятельности судов в целом.
Нынешнее состояние электронного судопроизводства Узбекистана
Согласно Индексу верховенства права WJP (WJP Rule of Law Index®) за 2021 г. [1], несмотря на ослабление верховенства права по всему миру, Узбекистан, улучшив свои позиции на 14 ступеней, заняв 85-е место из 139 стран и 10-е место из 14 в регионе Восточной Европы и Центральной Азии.
Рейтинг в соответствии с Индексом верховенства права WJP [1]
Фактор |
Позиция в мировом рейтинге |
Место в региональном рейтинге |
Рейтинг по доходу |
Ограничения полномочий правительства |
121/139 |
10/14 |
25/35 |
Отсутствие коррупции |
70/139 |
6/14 |
4/35 |
Открытое правление |
122/139 |
13/14 |
27/35 |
Основные права человека |
109/139 |
11/14 |
18/35 |
Правопорядок и безопасность |
16/139 |
1/14 |
1/35 |
Правоприменительная практика |
104/139 |
11/14 |
20/35 |
Гражданское судопроизводство |
78/139 |
7/14 |
8/35 |
Уголовное судопроизводство |
67/139 |
5/14 |
5/35 |
В документе также констатировано, что в 2020 г. Узбекистан стал государством с наибольшим улучшением показателей верховенства права (4,1%). Это даёт основание полагать, что страна прилагает большие усилия к достижению демократизации общества и совершенствованию своей правовой системы. В контексте процессов цифровизации узбекистанского общества, в том числе и правовой отрасли, взаимосвязь и взаимообусловленность этих двух процессов очевидна и бесспорна.
Для правильного представления нынешнего состояния электронного правосудия в Узбекистане следует вкратце охарактеризовать правовую основу процессов информатизации и цифровизации деятельности судебной власти государства.
Электронное правосудие в Узбекистане осуществляется во исполнение Указа Президента Республики Узбекистан от 21 февраля 2017 г. № УП-4966 «О мерах по коренному совершенствованию структуры и повышению эффективности деятельности судебной системы Республики Узбекистан»; Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017- 2021 гг.; Указа Президента РУ от 24 июля 2020 года № УП-6034 «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности судов и повышению эффективности правосудия» и др. правительственных документов, реализация и исполнение которых осуществляется в рамках Стратегии «Цифровой Узбекистан-30», Комплексной программы развития национальной информационно-коммуникационной системы Республики Узбекистан. Основные задачи и направления реализации программы нашли свое отражение в нижеследующей сводной табл. 1.
Таблица 1
Основные задачи и направления реализации Э-судопроизводства в рамках Комплексной программы развития Национальной информационно-коммуникационной системы Республики Узбекистан
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН |
||
Программа по внедрению в деятельность судов современных информационно-коммуникационных технологий на 2017- 2020 гг. (ПП-3250 от 30.08.2017) [2] |
||
Основные задачи |
Основные направления реализации |
|
6. Обеспечение информационной безопасности и безопасного электронного документооборота в системе судов. |
|
|
Программа цифровизации деятельности органов судебной власти в 2020-2023 гг. (ПП-4818 от 03.09.2020) [3]
|
||
Основные задачи |
Основные направления реализации |
|
|
|
|
Разработана автором.
В 2014 г. в рамках совместного проекта Верховного суда Республики Узбекистан, Агентства США по международному развитию (USAID) и Программы Развития ООН «Партнерство в сфере верховенства закона в Узбекистане» была разработана система E-SUD, основными задачами которой являлись: а) совершенствование порядка рассмотрения поступающих в суды исков, заявлений, жалоб и ходатайств; б) обеспечение открытости и прозрачности судебной системы; в) искоренение бюрократических заслонов, повышение доступности правосудия; г) создание более комфортных и удобных условий для граждан [4]. Структура системы, принципы оказания интерактивных услуг населению в процессе судопроизводства, на которых основывается система E-SUD, изображена в нижеследующей сводной табл. (табл. 2).
Таблица 2
Структура Портала интерактивных услуг Верховного суда (my.sud.uz)
«Обраще-ние» (exsud.sud.uz) |
1. Всемирный пресс-релиз WJP (WJP Rule of Law Index®) за 2021 год: Электронный ресурс: file:///C:/Users/User/Desktop/Uzbekistan_2021%20WJP%20Rule%20of%20Law%20Index%20Country%20Press%20Release_Russian.pdf
2. https://lex.uz/docs/3327996
3. https://lex.uz/ru/docs/4979899
4. Система электронного судопроизводства Узбекистана E-SUD в числе финалистов всемирного форума правосудия https://sud.uz/ru/sistema-elektronnogo-sudoproizvodstvo/#:~:text=%D0%A1%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0%20E%2DSUD%20%D1%80%.
5. В.Ли Цифровизация деятельности органов судебной власти - веление времени https://sud.uz/wp-content/uploads/2021/odilsudlov/10_ru.pdf; Саидов М.Х., Кенжабаев А.Т. Роль информационно-коммуникационных технологий в развитии Республики Узбекистан file:///C:/Users/User/Downloads/rol-informatsionno-kommunikatsionnyh-tehnologiy-v-razvitii-respubliki-uzbekistan.pdf и др.
6. «Исследование ООН: Электронное правительство 2020’. Организация Объединенных Наций, 2020. https://publicadministration.un.org/egovkb/Portals/egovkb/Documents/un/2020-Survey/2020%20UN%20E-Government%20Survey%20-%20Russian.pdf
7. https://mitc.uz/ru/news/2167
8. https://talenttech.ru/blog/hr-research/digital-skills-2020/