НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА УЗБЕКИСТАНА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются организационно-правовые аспекты электронного судопроизводства в Узбекистане в контексте реализации Стратегии «Цифровой Узбекистан -30» и Комплексной программы развития национальной информационно-коммуникационной системы Республики Узбекистан. На основе анализа нынешнего состояния электронного судопроизводства в Узбекистане автором выделен ряд проблем, без решения которых оно не может эффективно развиваться.

Ключевые слова:
электронное судопроизводство, цифровизация, телекоммуникационная инфраструктура, цифровая грамотность, органы судебной власти, интерактивные услуги
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Введение

В своем самом простом толковании термин «цифровизация общества» подразумевает широкое внедрение результатов инновационного, научно-технического развития во все сферы жизнедеятельности общества. В современных условиях перемещения значительного большинства видов коммуникации в цифровую среду (киберпространство) отрасль права, несмотря на консервативность своей сути, также цифровизируется путем правового регулирования общественных отношений, применяя самые современные достижения научно-технического прогресса.

Объявляя 2020 год «Годом развития науки, просвещения и цифровой экономики», Президент Шавкат Мирзиёев сделал особый акцент на важности научного и технологического развития. Он отметил, что «для устойчивого развития мы должны глубоко освоить цифровые знания и информационные технологии, это даст нам возможность идти по самому короткому пути к достижению прогресса».

На протяжении первой четверти 21-го в. Узбекистан успешно идет по пути  информатизации и цифровой трансформации общества, осуществляя реализацию наукоёмких и высокоперспективных проектов по внедрению современных информационно-коммуникационных технологий, инновационных методов во все сферы жизни, в том числе и в правовой отрасли. В условиях стремительного инновационного и технологического развития отрасль права не может оставаться в стороне от процессов цифровизации общества. В последние годы в стране реализуются мероприятия по широкому внедрению современных технологий в деятельность судов, правоохранительных органов, правозащитных организаций, благодаря которым появилась возможность либерализации института обращения граждан в суды и соответствующие органы по защите своих прав и интересов, способствующей повышению уровня достижения правосудия, а также обеспечению открытости и прозрачности деятельности судов в целом.

Нынешнее состояние электронного судопроизводства Узбекистана

Согласно Индексу верховенства права WJP (WJP Rule of Law Index®) за 2021 г. [1], несмотря на ослабление верховенства права по всему миру, Узбекистан, улучшив свои позиции на 14 ступеней, заняв 85-е место из 139 стран и 10-е место из 14 в регионе Восточной Европы и Центральной Азии.

 

Рейтинг в соответствии с Индексом верховенства права WJP [1]

 

Фактор

Позиция в мировом рейтинге

Место в региональном рейтинге

 

Рейтинг по доходу

Ограничения полномочий правительства

121/139

10/14

25/35

Отсутствие коррупции

70/139

6/14

4/35

Открытое правление

122/139

13/14

27/35

Основные права человека

109/139

11/14

18/35

Правопорядок и безопасность

16/139

1/14

1/35

Правоприменительная практика

104/139

11/14

20/35

Гражданское судопроизводство

78/139

7/14

8/35

Уголовное судопроизводство

67/139

5/14

5/35

В документе также констатировано, что в 2020 г. Узбекистан стал государством с наибольшим улучшением показателей верховенства права (4,1%). Это даёт основание полагать, что страна прилагает большие усилия к достижению демократизации общества и совершенствованию своей правовой системы. В контексте процессов цифровизации узбекистанского общества, в том числе и правовой отрасли, взаимосвязь и взаимообусловленность этих двух процессов очевидна и бесспорна.

Для правильного представления нынешнего состояния электронного правосудия в Узбекистане следует вкратце охарактеризовать правовую основу процессов информатизации и цифровизации деятельности судебной власти государства.

Электронное правосудие в Узбекистане осуществляется во исполнение Указа Президента Республики Узбекистан от 21 февраля 2017 г. № УП-4966 «О мерах по коренному совершенствованию структуры и повышению эффективности деятельности судебной системы Республики Узбекистан»; Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017- 2021 гг.; Указа Президента РУ от 24 июля 2020 года № УП-6034 «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности судов и повышению эффективности правосудия» и др. правительственных документов, реализация и исполнение которых осуществляется в рамках Стратегии «Цифровой Узбекистан-30», Комплексной программы развития национальной информационно-коммуникационной системы Республики Узбекистан. Основные задачи и направления реализации программы нашли свое отражение в нижеследующей сводной табл. 1.

Таблица 1

Основные задачи и направления реализации Э-судопроизводства в рамках Комплексной программы развития Национальной информационно-коммуникационной системы Республики Узбекистан

КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Программа по внедрению в деятельность судов современных информационно-коммуникационных технологий на 2017- 2020 гг. (ПП-3250 от 30.08.2017) [2]

Основные задачи

Основные направления реализации

  1. Обеспечение открытости, прозрачности и оперативности деятельности судов, повышение качества судопроизводства и уровня доступа населения к правосудию.
  2. Автоматизация работы судов и систематизация информации об их деятельности.
  3. Обеспечение эффективного взаимодействия судов с органами дознания, предварительного следствия и принудительного исполнения при отправлении правосудия и обеспечении исполнения решений судов.
  4. Совершенствование информационных систем и ресурсов, обеспечивающих повышение эффективности делопроизводства в судах, доступности информации о деятельности судов, а также расширение перечня и улучшение качества интерактивных услуг, оказываемых населению и субъектам предпринимательства.
  5. Повышение уровня компьютерной грамотности, практических навыков судей и работников судов по использованию в работе современной компьютерной техники и информационно-коммуникационных технологий.

6. Обеспечение информационной безопасности и безопасного электронного документооборота в системе судов.

  1. Развитие инфраструктуры информационно-коммуникационных технологий.
  2. Разработка и внедрение информационных систем и ресурсов для автоматизации деятельности судов и предоставления населению и субъектам предпринимательства возможности электронного взаимодействия с органами судебной власти.
  3. Обеспечение информационной безопасности, безопасного документооборота и надлежащего функционирования информационно-коммуникационных технологий в деятельности судебных органов.
  4. Совершенствование практических навыков работников судебных органов по использованию информационно-коммуникационных технологий.

 

 

 

 

Программа цифровизации деятельности органов судебной власти в 2020-2023 гг. (ПП-4818 от 03.09.2020) [3]

 

Основные задачи

Основные направления реализации

  1. Расширение видов интерактивных электронных услуг, оказываемых гражданам и субъектам предпринимательства, обеспечение наблюдения в режиме онлайн за процессом рассмотрения каждого обращения, создание возможности свободного пользования интерактивными услугами в зданиях судов.
  2. Дальнейшее расширение электронного взаимного обмена данными с министерствами, ведомствами и другими организациями для обеспечения оперативного принятия информации, необходимой для отправления правосудия в судах.
  3. Обеспечение открытости и прозрачности деятельности судейского сообщества путем внедрения специальных информационных программ.
  4. Расширение возможности дистанционного участия в судебных заседаниях, в том числе посредством мобильных устройств и других форм электронного взаимодействия, а также создание условий получения сторонами по делу судебных решений в режиме онлайн.
  5. Усиление мер по обеспечению информационной и кибербезопасности информационных систем, баз данных и других программных продуктов, комплексной защите служебной информации и данных органов судебной власти.
  1. Дальнейшее развитие инфраструктуры информационно-коммуникационных технологий.
  2. Обеспечение электронного взаимодействия граждан и субъектов предпринимательства с органами судебной власти путем дальнейшей цифровизации их деятельности.
  3. Организация электронного обмена данными с государственными органами и организациями, от которых истребуются сведения, необходимые для отправления правосудия.
  4. Интеграция информационных систем судов с информационными системами государственных органов и организаций.
     

Разработана автором.

 

В 2014 г. в рамках совместного проекта Верховного суда Республики Узбекистан, Агентства США по международному развитию (USAID) и Программы Развития ООН «Партнерство в сфере верховенства закона в Узбекистане» была разработана система E-SUD, основными задачами которой являлись: а) совершенствование порядка рассмотрения поступающих в суды исков, заявлений, жалоб и ходатайств; б) обеспечение открытости и прозрачности судебной системы; в) искоренение бюрократических заслонов, повышение доступности правосудия; г) создание более комфортных и удобных условий для граждан [4]. Структура системы, принципы оказания интерактивных услуг населению в процессе судопроизводства, на которых основывается система E-SUD, изображена в нижеследующей сводной табл. (табл. 2).

 

Таблица 2

Структура Портала интерактивных услуг Верховного суда (my.sud.uz)

«Обраще-ние» (exsud.sud.uz)

Список литературы

1. Всемирный пресс-релиз WJP (WJP Rule of Law Index®) за 2021 год: Электронный ресурс: file:///C:/Users/User/Desktop/Uzbekistan_2021%20WJP%20Rule%20of%20Law%20Index%20Country%20Press%20Release_Russian.pdf

2. https://lex.uz/docs/3327996

3. https://lex.uz/ru/docs/4979899

4. Система электронного судопроизводства Узбекистана E-SUD в числе финалистов всемирного форума правосудия https://sud.uz/ru/sistema-elektronnogo-sudoproizvodstvo/#:~:text=%D0%A1%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0%20E%2DSUD%20%D1%80%.

5. В.Ли Цифровизация деятельности органов судебной власти - веление времени https://sud.uz/wp-content/uploads/2021/odilsudlov/10_ru.pdf; Саидов М.Х., Кенжабаев А.Т. Роль информационно-коммуникационных технологий в развитии Республики Узбекистан file:///C:/Users/User/Downloads/rol-informatsionno-kommunikatsionnyh-tehnologiy-v-razvitii-respubliki-uzbekistan.pdf и др.

6. «Исследование ООН: Электронное правительство 2020’. Организация Объединенных Наций, 2020. https://publicadministration.un.org/egovkb/Portals/egovkb/Documents/un/2020-Survey/2020%20UN%20E-Government%20Survey%20-%20Russian.pdf

7. https://mitc.uz/ru/news/2167

8. https://talenttech.ru/blog/hr-research/digital-skills-2020/

Войти или Создать
* Забыли пароль?