аспирант
В статье представлена проблематика, касающаяся знаний и образовательного капитала молодых людей, которые, несмотря на качественное образование и навыки, часто сталкиваются с трудностями при выходе на рынок труда. В статье раскрывается сущность и виды знаний, проводится различие между информацией, знанием и мудростью. Предложена схема образовательной траектории развития, учитывающая двойную модель обучения. Изложены итоги эмпирического исследования, проведенного среди студентов, в фокусе которого позиционирован процесс создания образовательного капитала. Авторами разработан методический подход программы повышения интеллектуального потенциала студентов, построенная как целостная система концептуально-целевого, содержательного и аналитико-результативного компонентов, направленная на личностное преобразование и новые образовательные результаты, содержание которой обусловлено поставкой целей, смыслов, ценностей, приоритетов, образа мышления современного студента.
образование, интеллектуальный потенциал, образовательный капитал, знание, информация, данные, информационное общество
1. Абатурова В.В. О государственной информационной системе «Современная цифровая образовательная среда» // Профильная школа. - 2020. - № 6. - С. 3-10.
2. Баишева М.И. Этнопедагогические воззрения как духовная мудрость народа в наследии классиков педагогики // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 5.
3. Баранников А.В. Организационно-обучающий контент как фактор непрерывного образования в условиях цифровой действительности // Конференциум АСОУ: Сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. - 2021. - № 4. - С. 6-31.
4. Brooking A. (2010), Intellectual Capital, Core Asset for the Third Millennium Enterprise, CENGAGE Learning EMEA, Hampshire.
5. Вильгельм Е.В., Марабаева Л.В. Эволюция категории «знание» в экономике и менеджменте // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 12 (часть 6). - С. 1189-1193.
6. Данюшенков В.С., Коршунова О.В. Методологические подходы к обучению в сельской школе // Педагогика. - 2018. - № 8. - С. 69-78.
7. Друкер П. Менеджмент. Вызовы XXI века.: Пер. с англ. - М.: ООО “И.Д. Вильямс», 2012. - 256 с.
8. Иванова Н.Г. Теоретический аспект понятия «образовательный капитал // Социология. - 2018. - № 2. - С. 28-32.
9. Карякин Ю.В. О формах знания в образовании // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 4 (часть 5). - С. 1275-1279.
10. Как простроить компанию, ориентированную на знания [Электронный ресурс] // HR-Portal. 2019. 3 фев. - URL: https://hr-portal.ru/article/kak-prostroit-kompaniyu-orientirovannuyu-na-znaniya4 (дата обращения: 09.04.2022).
11. Лызь Н.А. Виды и формы педагогического знания // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2014. - № 6. - С. 40-45.
12. Lundvall B., Johnson B., 1994, The Learning Economy, Journal of Industry Studies, Vol. 1, No. 2.
13. Nonaka I., Takeuchi H., 1995, The Knowledge - Creating Company. How Japanese Companies Create the dynamic of Innovation, New York, Oxford University Press.
14. Платон. - М: Мысль, 1975. - 220 с. - (Мыслители прошлого).
15. Пирамида DIKF [Электронный ресурс] // Глава 3. Теоретические аспекты инженерии знаний. Пирамида знаний. - URL: https://scask.ru/m_book_bki.php?id=22 (дата обращения: 10.04.2022).
16. Попова И. Карьерный капитал: концептуальные подходы// Вестник РГГУ: Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». - 2021. - № 1. - С. 78-88
17. Рыжаков М.В., Шишов С.Е. Уроки и опыт разработки государственных образовательных стандартов в Российской Федерации // Педагогика. - 2019. - № 2. - С. 3-13.
18. Сорокин П.С., Фрумин И.К. Образование как источник действия, совершенствующего структуры: теоретические подходы и практические задачи// Вопросы образования. - 2022. - № 1. - С. 116-137
19. Томашевский Т. Знание как репродуктивная и негативная система. - Польша, Валгус, 1976. - 489 с.
20. Turska E., 2014, Kapitał kariery ludzi młodych. Uwarunkowania i konsekwencje, Wydawnictwo Uniwersytetu Śląskiego, Katowice, p. 48.
21. Ушанков В.А. К вопросу о предмете теоретического знания в структуре экономической науки // Проблемы современной экономики. - 2013. - № 3 (47). - С. 78-84.
22. Шайденко Н.А. Современное звучание и использование гуманистически ориентированных педагогических технологий 20-х годов XXвека // Вестник ГОУ ДПО ТО «ИПК И ППРО ТО». Тульское образовательное пространство. - 2022. - № 1. - С. 19-22.
23. Ярашева А.В. Образовательный капитал как основа построения трудовых стратегий // Народонаселение. - 2020. - Т. 23. - № 4. - С. 115-124.