Россия
В статье рассматривается вопрос о готовности преподавательских кадров к проведению цифровизации образовательного процесса. Цифровое обучение является необходимым условием для подготовки специалистов, отвечающих требованиям цифровой экономики XXI века. Существует ряд проблем внедрения цифрового обучения, в том числе в инженерном образовании. Цифровизация предметной области технической направленности – очень затратный процесс, который имеет свою специфику и требует от разработчиков обладания не только профессиональными компетенциями, относящимися к конкретной дисциплине, но и быть продвинутыми в области информационно-коммуникационных технологий. Помимо современной учебно-лабораторной базы и компьютерных систем различного целевого назначения важным условием продвижения цифровизации предметного обучения является готовность преподавательских кадров к повышению преподавательского мастерства наряду со свободным владением современными цифровыми технологиями. В качестве примера предметного обучения в статье рассматривается информатизация и цифровизация базовой геометро-графической подготовки студентов технических вузов. Анализ проводится с точки зрения подготовки профессорско-преподавательского состава к созданию и реализации образовательной среды, отвечающей требованиям динамично развивающегося проектирования как вида инженерной деятельности. Приведена схема реализации смешанного обучения, внедрение которого обусловливается реализацией управляемой самостоятельной работой студентов, а также описан процесс проведения геометро-графической подготовки онлайн при самоизоляции в целях предупреждения короновирусной инфекции. Проведен анализ увеличения трудоемкости работы преподавателя в режиме полного онлайн обучения. Представлен комплекс практических мер, способствующих повышению квалификации преподавательского состава кафедры и обеспечивающих готовность к решению актуальных проблем обучения студентов посредством цифровой образовательной среды. В качестве вывода проведенного исследования констатируется: в условиях цифровизации наиболее удачной формой реализации базовой геометро-графической подготовки является форма смешанного обучения.
цифровая образовательная среда; предметное обучение; базовая геометро-графическая подготовка; повышение квалификации преподавательских кадров
1. Абросимов С.Н. Проектно-конструкторское обучение инженерной графике: вчера, сегодня, завтра [Текст] / С.Н. Абросимов, Д.Е. Тихонов-Бугров // Геометрия и графика. - 2015. - Т. 3. № 3. - C. 47-57. - DOI:https://doi.org/10.12737/14419.
2. Амирджанова И.Ю. Современное состояние развития геометро-графической культуры и компетентности будущих специалистов [Текст] / И.Ю. Амирджанова, В.Г. Виткалов // Вектор науки ТГУ. - 2015. - № 2 (32-2). - С. 26-31.
3. Андреева Г.Н Кадры и образование как ключевые факторы развития цифровой экономики [Текст] / Г.Н. Андреева [и др.]. // Развитие цифровой экономики в России как ключевой фактор экономического роста и повышения качества жизни населения. - Нижний Новгород: Изд-во «Профессиональная наука», 2018. - Гл. 3. - С.50-80.
4. Богословский В.И. Концептуальные основы высшего образования в условиях цифровой экономики [Текст] / В.И. Богословский, А.Л. Бусыгина, В.Н. Аниськин // Самарский научный вестник. - 2019. - Т. 8 - № 1 (26). - С. 223-230. - DOI:https://doi.org/10.24411/2309-4370-2019-11301.
5. Бояшова Е.П. Особенности дистанционного обучения геометро-графическим дисциплинам с использованием методов конструктивного геометрического моделирования [Текст] / Е.П. Бояшова // Геометрия и графика. - 2021. - Т. 9. - № 3. - С. 46-56. - DOI:https://doi.org/10.12737/2308-4898-2021-9-3-46-56.
6. Вербицкий А.А. Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы [Электронный ресурс] / А.А. Вербицкий // Электронный научно-публицистический журнал "Homo Cyberus". - 2019. №1(6). - URL: http://journal.homocyberus.ru/Verbitskiy_AA_1_2019.
7. Данилов А.Н. Оценка качества подготовки инженерных кадров к инновационной деятельности [Текст] / А.Н. Данилов, Е.К. Гитман, И.Д. Столбова // Стандарты и качество. - 2012. - № 8. - С. 74-78.
8. Дамчаасурэн Х. Внедрение электронной технологии в образование / Х. Дамчаасурэн // Геометрия и графика. - 2021. - Т. 9. - № 3. - С. 39-45. - DOI:https://doi.org/10.12737/2308-4898-2021-9-3-39-45.
9. Захаров А.А. Содержание курса «геометрическое моделирование» для направления подготовки «математика и компьютерные науки» [Текст] / А.А. Захаров, Ю.В. Захарова // Геометрия и графика. - 2021. - Т. 9. - № 4. - С. 35-45. - DOI:https://doi.org/10.12737/2308-4898-2022-9-4-35-45.
10. Игнатьев С.А. Визуализация задач начертательной геометрии посредством Wolfram Mathematica [Текст] / С.А. Игнатьев, А.И. Фоломкин, Э.Х. Муратбакеев // Геометрия и графика. - 2020. - Т. 8. - № 4. - С. 74-84. - DOI:https://doi.org/10.12737/2308-4898-2021-8-4-74-84.
11. Игнатьев С. А. Технологии дополненной реальности в проектной деятельности студентов [Текст] / С.А. Игнатьев, З.О. Третьякова, М.В. Воронина // Геометрия и графика. - 2020. - Т. 8. - № 2. - С. 51-57. - DOIhttps://doi.org/10.12737/2308-4898-2020-51-57.
12. Инновационные подходы в обучении: по страницам интернет-конференций [Текст] / И.Д. Столбова, О.В. Столбов, Е.П. Александрова, Л.В. Кочурова // Высшее образование сегодня. - 2015. - № 9. - С. 24-29.
13. Кудинов И.В. Информационные технологии в профессиональном педагогическом образовании [Текст] / И.В. Кудинов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. Серия: Педагогические науки. - 2018. - № 3. - С. 89-101. - DOIhttps://doi.org/10.25588/CSPU.2018.03.10.
14. Лалетин В.А. Актуализация информационно-коммуникационной компетентности преподавателей в среде интернет-конференции [Текст] / В.А. Лалетин, И.Д. Столбова, О.В. Столбов // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2011. - № 1. - С. 54-59.
15. Логинова С.Л. Роль преподавателя вуза в условиях цифровизации высшего образования [Текст] / С.Л. Логинова // В сборнике: Акмеология профессионального образования Материалы 15-й Международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 173-177.
16. Мусаева Т. В. Дополненная реальность в проведении занятий по инженерным техническим дисциплинам проектирования [Текст] / Т.В. Мусаева, А.А. Ураго // Геометрия и графика. - 2021. - Т. 9. - № 2. - С. 46-55. - DOIhttps://doi.org/10.12737/2308-4898-2021-9-2-46-55.
17. Никулина Т.В. Информатизация и цифровизация образования [Текст] / Т.В. Никулина, Е.Б. Стариченко // Педагогическое образование в России. - 2018. - № 8. - С. 107-113. - DOIhttps://doi.org/10.26170/po18-08-15.
18. О концепции разработки новых федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования [Текст] / Е.К. Гитман, М.Б. Гитман, В.Ю. Столбов, И.Д. Столбова // Высшее образование в России. - 2014. - № 5. - С. 46-54.
19. Приходько В.М. Инженерная педагогика как основа кадрового обеспечения высшего технического образования [Текст] / В.М. Приходько, А.Н. Соловьев // Высшее образование в России. - 2014. - №3. - С.5-11.
20. Разработка и использование ФОС в компетентностном формате для проведения промежуточной аттестации по учебной дисциплине [Текст] / Е.К. Гитман, М.Б. Гитман, В.Ю. Столбов, И.Д. Столбова // Высшее образование в России. - 2016. - № 8-9. - С. 74-83.
21. Сальков Н. А. Качество геометрического образования при различных подходах к методике обучения [Текст] / Н. А. Сальков // Геометрия и графика. - 2020. - Т. 8. - № 4. - С. 47-60. - DOI:https://doi.org/10.12737/2308-4898-2021-8-4-47-60.
22. Сафуанов Р.М. Цифровизация системы образования [Текст] / Р.М. Сафуанов, М.Ю. Лехмус, Е.А. Колганов // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия «Экономика». - 2019. - №2 (28). - С.116-121. - DO:Ihttps://doi.org/10.17122/2541-8904-2019-2-28-108-113.
23. Соболев А. Б. Меняйся или уходи. Цифровое образование бросает вызов преподавателям вуза [Электронный ресурс] / А.Б. Соболев // Электронная газета «Поиск». - 2018. - № 1-2. - URL: http://www.poisknews.ru/theme/edu/31969/.
24. Столбова И.Д. К вопросу о качестве преподавательского состава [Текст] / И.Д. Столбова, А.Б. Шахова // В сборнике: Инновационные технологии в инженерной графике: проблемы и перспективы. Сборник трудов Международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 135-138.
25. Столбова И.Д. Логика инноваций графического образования [Текст] / И.Д. Столбова, Е.П. Александрова, Л.В. Кочурова // Открытое и дистанционное образование. - 2019. - № 2 (74). - С. 26-34. - DOI:https://doi.org/10.17223/16095944/2/4.
26. Столбова И.Д. Метод проектов в организации графической подготовки [Текст] / И.Д. Столбова, Е.П. Александрова, К.Г. Носов // Высшее образование в России. - 2015. - № 8-9. - С. 22-31.
27. Столбова И.Д. Организация управления графическим образованием в условиях цифровизации [Текст] / И.Д. Столбова, Е.П. Александрова, Л.В. Кочурова // Информатика и образование. - 2019. - № 9 (308). - С. 47-55. - DOI:https://doi.org/10.32517/0234-0453-2019-34-9-47-55.
28. Сысоева Е.Ю. Личностно-ориентированные технологии обучения в системе повышения квалификации преподавателей вуза [Текст] / Е.Ю. Сысоева // Высшее образование в России. - 2014. - № 12. - С. 42-47.
29. Тихонов-Бугров Д.Е. Дистанционная любовь или обучение графическим дисциплинам в условиях пандемии [Текст] / Д.Е. Тихонов-Бугров, С.Н. Абросимов // Геометрия и графика. - 2020. - Т. 8. - № 3. - С. 44-51. - DOI:https://doi.org/10.12737/2308-4898-2020-44-51.
30. Шахова А.Б. Опыт проведения интернет-конференций по проблемам качества графической подготовки как пример межвузовской кооперации [Текст] / А.Б. Шахова, И.Д. Столбова, О.В. Столбов // Геометрия и графика. - 2014. - Т. 2. - № 3. - С. 17-24. - DOI:https://doi.org/10.12737/6521.
31. Электронная обучающая среда Moodle как эффективное средство организации обучения начертательной геометрии в условиях пандемии COVID-19 [Текст] / С.А. Игнатьев, А.И. Фоломкин, З.О. Третьякова, К.О. Глазунов // Геометрия и графика. - 2020. - Т. 8. - № 3. - С. 52-66. - DOI:https://doi.org/10.12737/2308-4898-2020-52-66.
32. Digital Economy: Innovation, Growth and Social Prosperity. OECD Ministerial Meeting. Cancun, Mexico 21-23 June 2016. Available at: http://www.oecd.org/internet/ministeri-al/STI-Cancun-2016-ENG.pdf .
33. Stolbova I.D., Shakhova A.B., Shirinkina M.A. Information Technologies Used for Geometro-graphic Training of Engineering Staff. Information Technologies in Engineering Education - INFORINO. 2018, pp. 53-56.
34. Laletin V.A., Stolbov O.V., Stolbova I.D. Upgrading of the information and communication competence of instructors in the environment of an internet conference // Russian Education and Society. 2012. V. 54. I. 5. pp. 65-76.
35. Stolbova I., Nosov K. About innovation practice within geometric-graphic training. CEUR Workshop Proceedings: 30, Saint Petersburg, 22-25 сентября 2020 года. Saint Petersburg, 2020.
36. Stolbova I. D., Aleksandrova E. P., Kochurova L. V., Nosov K. G. Profile aspects of graphic education at polytechnic university. Vysshee Obrazovanie v Rossii [Electronic resource]. 2019, V. 28, I. 3, pp. 155-166.