МИССИЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В СИСТЕМЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается миссия классного руководителя по реализации патриотического воспитания младших школьников во внеклассной работе. В статье приведен анализ взглядов исследователей по проблеме патриотизма и патриотического воспитания младших школьников. Авторами статьи отмечается роль классного руководителя в процессе становления личности ребенка.

Ключевые слова:
классный руководитель, патриотизм, патриотическое воспитание, младший школьник, начальная школа
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

В современных условиях одной из главных задач образовательной организации становится патриотическое воспитание подрастающего поколения, привитие чувства любви к своей стране, малой родине. Идея необходимости формирования у подрастающего поколения чувства патриотизма и гражданственности закреплена в нормативных правовых документах.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» уделяет внимание «разработке и реализации региональных программ развития образования с учетом региональных социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей субъектов Российской Федерации», в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. примерной программе воспитания [8], [4]. Указанные нормативно-правовые документы направлены на переосмысление ценностей – гражданская идентичность, патриотизм, ответственная жизненная позиция. Также уделяется особое внимание формированию у детей целостного мировоззрения, российской идентичности, уважения к своей семье, обществу, государству, принятым в семье и обществе духовно-нравственным и социокультурным ценностям.

Любопытным представляется, что исследователь И.Ф. Харламов рассматривает патриотизм как о взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения, в том числе  любовь к Отчизне, заботливое отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны, труд на благо Родины, соблюдение и приумножение традиций народа, стремление и способность защищать Родину, воинскую храбрость, мужество и самоотверженность, любовь к малой родине, уважение обычаев и культуры других стран и народов, желание к сотрудничеству с ними [7]. 

Исследовательский поиск показал, что процесс воспитания направлен на усвоение накопленных обществом знаний и норм, а также овладение определенными трудовыми умениями. Т.М. Маслова считает, что патриотическое воспитание младших школьников представляет собой целенаправленный, педагогически организованный процесс воспитания, направленный на освоение позитивного, эмоционального и ценностного отношения к окружающей среде и ближайшему окружению, стремления к его сохранению и развитию [3, с. 147].

Широкое распространение получило представление о том, что в процессе патриотического воспитания необходимо учитывать региональный компонент, особенно при работе с младшими школьниками, которые познают окружающий мир путем освоения того, с чем они сталкиваются и взаимодействуют лично [1, с. 122]. Приобщение к богатствам национальной культуры происходит во время знакомства ребенка с родным краем, городом, его достопримечательностями и культурой.

Результаты проведенного научного поиска позволяют утверждать, что процесс патриотического воспитания включает в себя образовательную составляющую: определенную систему знаний о стране, государстве, народностях и их многообразии, культурологический аспект предполагает формирование знаний о культуре своей страны, ее специфических особенностях, традициях, о культуре народностей, которые проживают на территории нашей страны, знание их особенностей и традиций. Такая система работы воспитывает подлинное уважение к своим корням, к своей культуре, к своему народу, к культуре, традициям других народов и, с другой стороны, толерантное отношение к окружающим его культурам, народам и историческому опыту [2].

В теории и практике отечественной педагогики представлена позиция, согласно которой в системе патриотического воспитания младших школьников, особая миссия отведена классному руководителю. Период детства считается наиболее благоприятным для воспитания и привития чувства любви к Родине. В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, формируется общая направленность личности. В связи с этим именно в начальной школе должна проводиться систематическая работа по патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Следовательно, встает вопрос о роли классного руководителя в процессе патриотического воспитания младших школьников.

В начальной школе классный руководитель, в первую очередь, создает условия для адаптации ребенка к совершенно новым условиям школы и ее требованиям, а также условия для успешного взаимодействия с одноклассниками [6, с. 63]. Классный руководитель помогает детям освоить нормы и правила общения, в том числе создавая различные ситуации, при которых учащиеся общаются с каждым одноклассником, независимо от того, взаимодействуют они между собой вне учебных занятий или нет. Отметим, что на протяжении всего обучения в школе классный руководитель должен осуществлять систематическую воспитательную работу с классом.

 П.В. Степанов подчеркивает, в условиях реализации нового стандарта необходима организация внеурочной воспитывающей деятельности детей, которая должна обязательно дополняться воспитанием на уроке [5, с. 41].

В рамках работы по патриотическому воспитанию с младшими школьниками могут проводиться мероприятия, как в стенах школы, так и за ее пределами. Учителем могут быть организованы различные классные часы: мини-лекции с викториной по рассмотренному материалу или групповые выступления с докладами, например, по темам «Россия – наша Родина», «Государственные праздники» и др. Также классный руководитель может к работе привлечь родителей, их помощь потребуется при сборе материалов для тематической выставки, посвященной Великой Отечественной войне. Один из вариантов проведения выставки – подготовка каждой семьей небольшого доклада о родственнике, участвовавшем в Великой Отечественной войне, по возможности, с фотографиями. Кроме того, в классе может состояться конкурс чтецов, на котором дети читают стихотворения о родном крае или стране. В зависимости от возраста обучающихся, учитель может предложить стихотворения на военную тему.

Отметим, что в последнее время распространены общешкольные мероприятия, в том числе военно-патриотические, например игры «Зарница», «А ну-ка, мальчики!», смотр строя и песни, и мн. др. Также проводятся общешкольные линейки, посвященные «Дню героев Отечества», «Дню защитника Отечества», «Дню Великой Победы» и др. Как правило, за подобные мероприятия отвечают педагоги, занимающиеся воспитательной работой. Однако это не означает, что классный руководитель не имеет к ним отношения и не несет ответственности за их проведение. И здесь классный руководитель играет важнейшую роль: ему необходимо создать положительную мотивацию и вызвать интерес у детей, что приведет к их добровольному участию в мероприятии.

Указанная проблематика нашла отражение в нормативных правовых документах, регламентирующих организацию воспитательной работы классным руководителем. «Региональная программа развития воспитательной компоненты в образовательных организациях Оренбургской области», региональная концепция «Воспитание оренбуржца XXI века» ориентированы на организацию и проведение мероприятий по патриотическому воспитанию младших школьников. Классный руководитель организует экскурсии в выставочный комплекс «Салют, Победа!» и Народный музей защитников Отечества, в рамках формирования и накопления знаний о культуре родной страны – культурный комплекс «Национальная деревня» в г. Оренбурге.

Таким образом, особая миссия классного руководителя отведена патриотическому воспитанию младших школьников. Классный руководитель в образовательной организации оказывает влияние на становление личности ребенка. Ведь именно с классным руководителем младший школьник проводит подавляющее большинство времени, находясь в образовательной организации. Если в глазах воспитанников классному руководителю удалось стать значимым взрослым, то личностное развитие ребенка произойдет намного быстрее.

Список литературы

1. Жулева М.И., Шарычева М.Э. Обогащение представлений о малой родине в младшем школьном возрасте // Наука и молодежь - 2021: взгляд в будущее: материалы Междунар. науч.-практ. форума. Оренбург, 22-23 апреля 2021 г.: / ред. кол.: Т.Г. Русакова, В.А. Зебзеева, Г.Н. Мусс, А.К. Мендыгалиева, Н.В. Литвиненко. М.: ТЦ Сфера, 2021. С. 122-125.

2. Крюкова Е.А. Лаптун В.И. Сущность и содержание понятий «патриотизм» и «патриотическое воспитание» // Осовские педагогические чтения «Образование в современном мире: новое время - новые решения»: материалы Междунар. науч.-практ. конф. - XV Осовских педагогических чтений (г. Саранск, 11 ноября 2021 года) / редколлегия: М.В. Антонова, Т.И. Шукшина (отв. ред.), Ж.А. Каско, В.И. Лаптун; Мордовский государственный педагогический университет. Саранск: РИЦ МГПУ, 2021. С. 296-301.

3. Маслова Т.М. Патриотическое воспитание младших школьников в контексте национально-регионального компонента начального общего образования: автореф. дис. … канд. пед. наук. Хабаровск, 2007. 25 с.

4. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»

5. Степанов П.В. Структура и содержание примерной программы воспитания // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 2. № 1 (67). С. 41-47.

6. Степанова И.В., Парфенова И.С. Модуль «Классный руководитель» в школьной программе воспитания // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 2. № 1 (67). С. 62-70.

7. Харламов, И.Ф. Педагогика: учеб. пособие для студентов / И. Ф. Харламов. М.: Гардарики, 2002. 227 с.

8. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=102162745&backlink=1&&nd=602709846 (дата обращения: 21.03.2022).

Войти или Создать
* Забыли пароль?