Юргинский технологический институт (филиал) Национального исследовательского Томского политехнического университета (доцент)
Новосибирск, Новосибирская область, Россия
Состояние отечественной экономики, политическая и социально-экономическая ситуация диктуют необходимость новой индустриализации. В статье обосновывается необходимость реиндустриализации в России, фундаментом которой должно стать непрерывное технологическое образование на всех уровнях: детский сад - общеобразовательная школа – учреждения среднего профессионального образования (СПО) – учреждения высшего образования (ВО). Показана необходимость: систематического, активного использования профессионально-ориентированных технологий обучения, основанных на деятельностном подходе, контекстном, проблемном и проектном обучении с установлением и осуществлением систематических межпредметных взаимосвязей между учебными дисциплинами и соответствующем формировании учебной деятельности обучающихся; создания регулярно пополняющегося банка контекстных заданий и задач (приведены примеры таких заданий и задач), творческих заданий связанных с будущей профессиональной деятельностью, практико-ориентированных учебных проектов. Учебная деятельность должна осуществляться при регулярном взаимодействии специалистов-практиков (техников, технологов, инженеров), учителей и преподавателей общеобразовательных, общепрофессиональных и специальных дисциплин, что должно стать основой для подготовки кадров с широким спектром технологических компетенций, способных эффективно решать задачи по новой индустриализации страны.
технологическое образование, индустриализация, контекстные задания и задачи, творческие инженерные задачи, профессионально-ориентированное обучение
1. Атутов П.Р. // Педагогика. 1996. №2. С.11 - 14.
2. В России реально работают лишь 15 миллионов человек: [электронный ресурс]: - URL: https://pikabu.ru/story/v_rossii_realno_rabotayut_lish_15_millionov_chelovek_5113073 (дата обращения 5.05.2022).
3. Дроздов Б. В. Концепция новой индустриализации России. Предложения к обсуждению [электронный ресурс] - URL: https://rusrand.ru/ideas/koncepciya-novoy-industrializacii-rossii-osnovnye-polojeniya (дата обращения 5.05.2022).
4. Заседание Научно-экспертного совета при Председателе Совета Федерации на тему «Реиндустриализация России: возможности и ограничения» 28.03.2013.
5. Пичугина Г. В. Обновление целей технологического образования школьников США // Школа и производство. - М., 2010, № 2. - С. 10 -13.
6. Полицинский Е.В. Актуальные проблемы отечественного технического образования и возможные пути их решения / Е.В. Полицинский, О.Ю. Похоруков, В.Я. Синенко // Сибирский учитель - №6 (139) 2021. - С. 5 - 12.
7. Полицинский Е.В. Реализация технологии подготовки студентов и школьников по физике на основе опережающей самостоятельной работы средствами многоуровневого физико-технологического учебно-методического комплекса / Е.В. Полицинский // Наука и школа №1, 2020. - С. 154 - 167.
8. Похолков Ю.П. Национальная доктрина опережающего инженерного образования России в условиях новой индустриализации: подходы к формированию, цель, принципы / Ю.П. Похолков // Инженерное образование №10, 2012. - С. 50 - 65.
9. Татаркин А.И. Новая индустриализация экономики России / А.И. Татаркин, Н.Ю. Бухвалов // Вестник УРФУ. Серия экономика и управление. №3 2014, С. 13 - 21.
10. Хотунцев Ю.Л. Технологическое образование школьников в Российской Федерации и ряде зарубежных стран. - М.: МГТУ им. Н.Э.Баумана - 2012. - 199 с.