Россия
В статье представлен подробный анализ состояния средней общеобразовательной школы в Российской Федерации. Рассмотрены следующие блоки: «Образовательная стратегия», «Обучающиеся», «Образовательный процесс», «Педагогические кадры», «Культурно-образовательная инфраструктура», «Организационно-управленческая деятельность», «Материально-техническое и информационное обеспечение», каждый из которых имеет от 5 до 20 показателей. Каждый показатель был изучен в отдельности на основе анализа новейших статистических данных, современных политико-психологических, социологических, психологических и педагогических исследований и получил условный числовой индекс от 1 до 9. На этом основании была спроектирована модель общеобразовательной организации, главный смысл которой – представление целостного и в то же время детального портрета общеобразовательной организации для обеспечения ее развития, доступности и повышения качества предоставляемых ею услуг. В заключение по каждому блоку сделаны выводы-рекомендации, которые позволят не только повысить уровень и качество образования, но и оптимизировать организационную структуру школы, поднять ее социальный статус. Вместе с этим были выявлены научно-исследовательские лакуны, которые также могут послужить дорожной картой новых исследований в педагогике и сопряженных дисциплинах.
общеобразовательная организация, качество образования, социальное партнерство, формирование социальных компетенций, инновационная активность педагогического коллектива, профессиональное взаимодействие, информационное обеспечение
1. Белкина В.В. Воспитание демократической культуры подростков как целевая функция образовательной организации : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01. - Ярославль, 2021.
2. Горбунова Г.Д. Межсубъектное социальное партнерство как фактор совершенствования местного самоуправления в Российской Федерации : на примере Республики Башкортостан : дис. ... канд. социол. наук : 22.00.08. - Орел, 2018.
3. Емелина Т.В., Касаткина Н.Э. Эстетическое обучение школьников в современных условиях // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. № 4 (24). С. 113116.
4. Индикаторы образования: 2022 : статистический сборник / Н. В. Бондаренко, Л. М. Гохберг, О.А. Зорина и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М. : НИУ ВШЭ, 2022. - 532 с.
5. Коданева Л.Н., Белокринкина В.А. Физическое развитие и состояние здоровья современных школьников. Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2018. № 10 (164).
6. Колокольникова З.У. и др. Общественно-полезный труд школьников: история и современность // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72-3. С. 170173.
7. Комлик Л.Ю., Колосова И.Г. Особенности коммуникативной компетенции старшеклассников // Вестник ТГПУ. 2018. № 3 (192). https://doi.org/10.23951/1609-624X-2018-3-45-49
8. Селезнева А.В., Азарнова А.А. «Рождение гражданина»: политико-психологический анализ гражданственности российских старшеклассников // Полис. Политические исследования. - 2020. - № 5. - С. 101-113. https://doi.org/10.17976/jpps/2020.05.08
9. Социальное партнерство в современном образовании: от проектирования к практике // Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции. 1015 декабря 2018 г. / под ред. доцента, канд. психол. наук Н.В. Кулагиной. - Соликамск: ГБПОУ ССПК им. А.П. Раменского, 2018. - 216 с.
10. Цветкова И.В., Иванова Т.Н. Социальные компетенции старшеклассников с позиций контекстного подхода // Интеграция образования. - 2021. Т. 25. № 2. С. 257269. https://doi.org/10.15507/1991-9468.103.025.202102.257-272
11. Цыбулько И.П., Крайник О.М., Соловьева Т.В. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2021 года по русскому языку. - М., 2021. http://doc.fipi.ru/ege/analiticheskie-i-metodicheskie-materialy/2021/ru_mr_2021.pdf