В статье обсуждается проблема школьного буллинга как вида девиантного поведения детей. Анализируются материалы, которые позволяют судить о современном состоянии этой проблемы и ее актуальности для массовой школьной практики, семейного воспитания и самих школьников. Поднимаются вопросы профилактики буллинга, разработки антибуллинговых программ. Приведенные автором примеры создания и опыта реализации антибуллинговых программ за рубежом окажется полезен отечественным практикующим педагогам, психологам, специалистам в области образования.
девиантное поведение; школьный буллинг; профилактика буллинга; антибуллинговые программы и опыт их реализации
1. Актуальные характеристики школьной образовательной экосистемы: информационный бюллетень // Мониторинг экономики образования.-2021.- № 7. - 44 с.
2. Басюк В.С., Виноградова Н.Ф., Лазебникова А.Ю. Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного образования: характер изменений и проблемы внедрения // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2021. - Т. 1. - № 4 (77). - С. 7-29.
3. Бутовская М.Л., Луценков Е.Л., Ткачук К.Е. Буллинг как социокультурный феномен и его связь с чертами личности у младших школьников // Этнографический журнал. - 2012. - № 5. - С. 139-150.
4. Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведение как причина школьной дезадаптации у детей младшего школьного возраста: девиантное поведение личности и группы. - СПб.: Питер, 2019. - 352 с.
5. Молчанова Д.В., Новикова М.А. Противодействие школьному буллингу: анализ международного опыта. - М.: Изд-во Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», 2020. - 72 с.
6. Шалагинова К.С., Куликова Т.И., Залыгаева С.А. Гендерные особенности буллинга в младшем и подростковом возрасте // Психологическая наука и образование. - 2019. - Т. 24. - № 4. - С. 62-71.
7. Limber S.P. et al. Evaluation of the Olweus Bullying Prevention Program: a large scale study of US students in grades 3-11 // Journal of School Psychology. 2018. Vol. 69. Р. 56-72.
8. Olweus D., Solberg M.E., Breivik K. Long-term school-level effects of the Olweus Bullying Prevention Program (OBPP) // Scandinavian journal of psychology. 2018.Р. 24-36.
9. Persson M.et al. The cost-effectiveness of the KiVaAntibullying Program: results from a decision-analytic model // Prevention science. 2018. Р. 1-10.