МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАДЕЖНОСТИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Основная цель, стоящая перед современным специалистом – надлежащим образом исполнять возложенные на него обязанности, иметь высокий уровень ответственности, быть надежным, поэтому разработка и построение оптимального психологического сопровождения при формировании ответственности является стратегической задачей в психологии труда. Целью данного исследования является оценка эффективности социально-психологического тренинга, являющегося частью программы психологического сопровождения при формировании ответственности в структуре профессиональной надежности. Гипотезой исследования является проверка утверждения о том, что тренинг, как часть психологического сопровождения, может быть эффективным средством при формировании профессионально важных качеств начинающего специалиста. В статье раскрывается актуальная проблема психологического формирования надежности, как профессионально-важного качества студентов – начинающих специалистов МЧС России. Авторы раскрывают содержание понятий «ответственность» и «профессиональная надежность» как необходимых компонентов входящих в состав профессионально-важных качеств сотрудника ГПС МЧС России. Представлены исследования по проблеме надежности и ответственности в трудах отечественных и зарубежных ученых. Раскрывается тесная связь, между успешностью будущего специалиста и его ответственностью. Отмечается, что качественное решение проблемы психологического сопровождения при формировании ответственности, позволяет осуществлять эффективное управление персоналом, проводить необходимые мероприятия по оценке и обучению.

Ключевые слова:
ответственность, надежность, студенты, психологическое сопровождение, исследование, тренинг
Текст

Введение

Российское общество достигает все более высоких достижений в сферах техники, информации, производства и т.д., которые обеспечивают эффективность и упрощают жизнь граждан. Однако, вместе с тем, повышается вероятность развития рисков, связанных, в первую очередь, с так называемым «человеческим фактором».  В этих условиях, когда возрастает потребность общества в надежных специалистах, проблема формирования ответственности сохраняет свою высокую актуальность.

От аварий и катастроф вызванных нарушением норм и правил за последние году пострадало около 12 млн. человек. Такие данные свидетельствуют о необходимости повышенного внимания к проблеме надежности специалиста, с целью предотвращения техногенных катастроф, повышения качества работы специалиста. В отечественной психологии данная проблема тесно связана с инженерной психологией и психологией труда.

В современной науке надежность понимается как «безусловное соответствие установленным требованиям, с которых начинается оценка базовых свойств личности сотрудника» [1; 6; 12].

Формирование ответственности как профессионально-важного качества будущих специалистов МЧС является важным этапом на пути их становления как профессионалов, проявляющих необходимую активность, способных эффективно применять свои знания и навыки в профессии, а также повышать уровень профессиональных, социальных и других компетенций. Таким образом становится очевидной взаимосвязь между ответственностью и надежностью профессионала.

Профессиональная деятельность пожарных и спасателей МЧС связана с экстремальными условиями труда. Им приходится иметь дело не только с высоким физическим, но и с психоэмоциональным напряжением. Избыток стресса, негативное влияние которого оказывают негативно сказывается на здоровье специалиста, вызывает нервно-психическое напряжение. В таких условиях сотруднику необходимо поддерживать высокий уровень внимания, сохранять бдительность и быть готовым принять ответственное решение, от которого зависит жизнь и здоровье человека. Как показывают многочисленные исследования, уровень надежности сотрудников, работающих при таких высоких нагрузках, неизбежно снижается, это приводит к высокой текучести кадров, снижению эффективности выполнения профессиональных задач, разрушению позитивного образа сотрудников МЧС в глазах общества [17].

Специалистами отмечается, что к направлениям деятельности по снижению уровня физических и психологических потерь среди сотрудников МЧС относятся развитие у сотрудников эмоциональной и психологической устойчивости, формирование психологической готовности к действиям в экстремальных и опасных условиях, а также организация профессионально-психологической подготовки. Однако практическое внедрение этих направлений на сегодняшний день остается недостаточным [19].

В этой связи необходимо отметить значение ответственности и его формирование как личностного и профессионально-важного качества в структуре профессиональной надежности у студентов – будущих сотрудников МЧС.

Надежность – является многоаспектным и системным качеством подготовленного специалиста, которое позволяет ему сохранять устойчивость в чрезвычайных ситуациях, оперативно осуществлять свою профессиональную деятельность, эффективно работать в коллективе, поддерживая при этом как личные, так и деловые отношения [11]. Таким образом, современная психологическая наука имеет все необходимые условия и возможности для системного и комплексного изучения психологического сопровождения формирования ответственности начинающего специалиста, для актуальных нужд практики.

Психологическое изучение надежности как профессионально-важного качества берет свое начало еще в ранних трудах психологов занимавшихся исследованием различных аспектов профессиональной деятельности.

В работах российского и американского социолога П. Сорокина отмечается, что «люди, занимающиеся не соответствующим делом, не способны создать ничего достойного и ценного для общества» [15]. Силы и время, потраченные впустую способствуют усилению негативных психоэмоциональных процессов, приводящих к относительно быстрому «выгоранию» специалиста.

Таким образом, своевременное начало проведения психологического сопровождения при формировании ответственности будущего специалиста, позволяет превентивно воздействовать на негативные факторы труда, улучшать психологическое состояние специалиста, сохранять его работоспособность и даже повышать уровень надежности.

В работах А.Ю. Федотова отмечается, что «надежность предполагает наличие определенного резерва, «запаса прочности», наличия способности сохранять наиболее важные параметры профессиональных алгоритмов, в том числе при сложных и даже экстремальных ситуациях» [18].

Зарубежные психологи Купер Д., А. Робертсон изучая эффективность персонала, отмечают, что экономическая эффективность от надежных сотрудников составляет 20-70% от общего дохода организации, а ненадежные сотрудники увеличивают расходы в среднем на 1 млн. долларов в год [7].

В США проведенные исследования показывают, что своевременный профессионально-психологический отбор, а также грамотное сопровождение персонала позволяет снизить затраты организаций, а повышение эффективности и надежности работников дает возможность получить дополнительный доход в размере 30-40% от общей прибыли.

В последние десятилетия, зарубежные исследователи, уделяют все больше внимание проблеме профессионально-важных качеств сотрудников МЧС, однако в понимании данной проблемы акценты делаются на готовность работника, его успешность, копинг-стратегии и устойчивость при возникновении нагрузок.

В работах, посвященных профессиональной успешности, предлагается рассматривать данное понятие именно как «интегральную характеристику, объединяющую в себе внешнюю и внешнюю оценку профессиональной деятельности специалиста» [3; 4].

При изучении различных профессионально-важных качеств можно выделить те, которые можно отнести к любому виду труда. К таким относят: самоконтроль, профессиональную самооценку, эмоциональную устойчивость, адекватную тревожность, отношение к риску и ответственность [16].

В Федеральном законе №141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определена степень ответственности сотрудников противопожарной службы, которая распространяется на их действия и поведение, вплоть до уголовной: за совершение административного правонарушения, за нарушения служебной дисциплины, за вред причиненный гражданам и организациям, за ущерб, причиненный федеральному органу исполнительной власти [20].

Анализ научной литературы показал, что проблема ответственности сотрудников ГПС МЧС рассматривается сугубо в юридическом и правовом аспекте. В то же время, являясь необходимым личностным и профессионально-важным качеством, ответственность входит в структуру профессиональной надежности, без которого вся структура этой надежности рушится. По нашему мнению, необходимо более тщательное изучение процесса формирования ответственности у студентов – будущих сотрудников МЧС, для полного понимания данного феномена, а также возможности вести разработки программ развития личностных качеств специалистов силовых структур. 

Психологическое сопровождение обучения начинающих специалистов как научная парадигма и практическая сфера деятельности психолога в работе с субъектами образовательной деятельности традиционно применяется для формирования необходимых профессиональных и личностных качеств в образовательном процессе [8]. Необходимость проведения данной работы с начинающими специалистами подтверждается множеством научных исследований в психологии труда проведенных как отечественными, так и зарубежными авторами Э. Ф. Зеер, А. К. Маркова, М.Р. Битянова, Н.С. Пряжников, Л.М. Митиной, Н. С. Глуханюк, И. В. Аркусова, Г. В. Безюлева, D.A. Crighton, G.J. Towl, A. Connolly, D.A. Andrews, J. Bonta.

Особенности понятия сопровождение представлены в работах Э. Ф. Зеера, который под психологическим сопровождением понимает целостный процесс изучения, формирования, развития и коррекции профессионального становления личности [5].

Целью сопровождения, с точки зрения автора, является создание условий, внутри которых будет происходит полноценная реализация профессионально-психологического потенциала личности, который включает в себя личностные и профессиональные задатки и способности. Конечным результатом психологического сопровождения начинающего специалиста является личностная и профессиональная готовность к выполнению трудовых обязательств. 

Саму технологию сопровождения Э.Ф. Зеер рассматривает как комплексное взаимодействие специалиста с будущим субъектом труда, включающую в себя перечень мероприятий начиная от профессиональной диагностики и планирования и заканчивая профессиональным консультированием. В исследованиях автора подробно описывается роль и функция специалиста (психолога, профориентолога), который обеспечивает психологическое сопровождение будущего профессионала.

Н.С Пряжников рассматривает понятие психологическое сопровождение как процесс, который будет способствовать профессиональному самоопределению сопровождаемого [6]. Также он выделяет ряд необходимых направлений
психологического сопровождения обучающегося в процессе профессионального самоопределения:

- развитие личностной и профессиональной адаптивности как качества необходимого для приспособления к условиям постоянно меняющегося мира,

- создание профессионально значимых эмоционально-волевых качеств,

- формирование внутренней готовности к разрешению внутренних барьеров и внешних препятствий, которые могут встать на пути профессиональной деятельности,

- формирование не только личностных, но и профессиональных ценностей, которые в конечном счете будут ядром самоопределяющегося человека.

- формирование внутренней готовности к тому, чтобы достойно справляться с личностными и профессиональными кризисами.

Таким образом психологическое сопровождение можно рассмотреть, как процесс, направленный на трансформацию личностных и профессиональных качеств будущего субъекта труда. В конечном счете постепенное формирование внутренней субьектности является тем критерием, благодаря которому можно говорить об эффективности или неэффективности данного процесса.

Вместе с тем важно отметить и средства, которые определяют содержание психологического сопровождения. Не смотря на то разнообразие инструментов: лекция, семинары, дискуссии, круглые столы, одним из наиболее эффективных, с точки зрения авторов, являются тренинговые формы работы.

Тренинг можно опередить как метод активного социально-психологического обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков в личной или профессиональной сфере [13; 14]. Особенностью тренинговых форм работы является получение не только теоретических знаний, но и формирование практических навыков. Конечным результатом эффективности или неэффективности тренинга является применение полученных изменений в жизненных условиях.

В рамках данной работы было проведено эмпирическое исследование, целью которого явилось формирование ответственности как необходимого профессионально-важного и личностного качества в структуре профессиональной надежности будущего специалиста МЧС.

Средством достижения поставленной цель в данной работе выступали тренинговые методы как часть психологического сопровождения. Объектом данного исследования выступала личностная характеристика ответственность в структуре профессиональной надежности будущего специалиста МЧС. Предметом – тренинг как средство психологического сопровождения при формировании ответственности.

Целью данного эмпирического исследования была оценка эффективности тренинговых методов, являющихся частью программы психологического сопровождения.

Гипотезой исследования является проверка утверждения о том, что тренинговые методы могут быть эффективным средством в структуре психологического сопровождения при формировании профессионально важных качеств начинающего специалиста.

В эмпирическом исследовании приняли участие 25 человек, в возрасте от 18 до 20 лет, студенты IIII курсов Института управления и комплексной безопасности Академии ГПС МЧС России, обучающиеся по специальностям «Техносферная безопасность» и «Пожарная безопасность».

 

Материалы и методы исследования

При проведении данного исследования были использована методика «Многомерно-функциональная диагностика «ответственности» (ОТВ–70, автор В.П. Прядеин), а также психологический тренинг, направленный на формирование ответственности будущих сотрудников ГПС МЧС.

 

Результаты исследования

Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе проводилась многомерно-функциональная диагностика «ответственности» (ОТВ–70) В.П. Прядеина [10]. Данная методика использовалась для оценки эффективности проведения формирующего эксперимента.  Оценка показателей осуществлялась на первом и третьем этапе.

На втором этапе проводился психологический тренинг, целью которого было формирование более высокого уровня ответственности у испытуемых. Тренинг включал в себя ряд семинарских занятий и практических упражнений, которые испытуемые проходили в процессе реализации данного эксперимента.

На третьем этапе вновь проводилось измерение показателей и их сравнительная характеристика по сравнению с первым этапом эксперимента.

 

Результаты проведения эксперимента приведены ниже в рисунках 1 и 2.

 

Рисунок 1. Результаты оценки уровня ответственности до проведения эксперимента (А).

 

Рисунок 2. Результаты оценки уровня ответственности до проведения эксперимента (Б).

 

Представленные ниже таблицы отражают результат первого диагностического этапа эксперимента по исследованным показателям: динамическая эргичность, социоцентрическая мотивация, когнитивная осмысленность, предметная результативность, стеническая эмоциональность, регуляторная интернальность, трудности (см. табл. 1).

 

Таблица 1

Показатели диагностики.

ДЭ – динамическая эргичность

ДАЭ – динамическая аэргичность

МС – социоцентрическая мотивация

МЭ – эгоцентрическая мотивация

КО – когнитивная осмысленность

КОС – когнитивная осведомленность

РП – предметная результативность

РС – субъектная результативность

ЭС – стеническая эмоциональность

ЭА – астеническая эмоциональность

РИ – регуляторная интернальность

РЭ – регуляторная экстернальность

ТР – трудности

ИС – искренность

 

Из показателей следует, что компоненты ответственности развиты в группе неравномерно. При этом разнонаправленные показатели оказались развиты почти в одинаковой степени. Это говорит о, в целом, дисгармоничной структуре ответственности студентов.

На втором этапе проводились ряд мероприятий, являющиеся неотъемлемой частью психологического сопровождения. Основной целью данного этапа было формирование более высокого уровня ответственности начинающего специалиста МЧС. Тренинг включал в себя групповые форматы работы и был представлен в виде семинарских занятий и упражнений, которые участники группы выполняли в процессе проведения данного исследования. Семинарские занятия состояли из обсуждений по темам:

- ценность профессии сотрудника ГПС МЧС,

- мотивы, определяющие выбор, профессии,

- профессиональное будущее и рост сотрудника ГПС МЧС.

- надежность в структуре характера сотрудника ГПС МЧС,

- самоценность себя как сотрудника ГПС МЧС.

На данном этапе участники эксперимента смогли не только расширить свое представление о будущей профессии (когнитивный компонент), но укрепить ценностно-смысловые аспекты своей профессиональной деятельности (мотивационно-ценностный компонент).

Следующим шагом было проведение тренинговых упражнений. Упражнения были направленные на развитие следующих качеств:

- стрессоустойчивость и эмоциональная стабильность,

- коммандообразование и помощь в режиме Ч.С.,

- развитие коммуникативной компетентности в режиме Ч.С.

По окончании формирующего этапа была поведена оценка эффективности проведения формирующего эксперимента. Результаты исследования представлены ниже (см. рис. 3 и 4).

 

Рисунок 3. Результаты оценки уровня ответственности после проведения эксперимента (А).

Рисунок 4. Результаты оценки уровня ответственности после проведения эксперимента (Б).

 

Сравнительные результаты оценки уровня ответственности студентов – начинающих специалистов ГПС МЧС, полученные до и после проведения эксперимента, представлены в таблице 2.

 

Таблица 2. 

Сравнительные результаты оценки уровня ответственности до и после проведения эксперимента

Компоненты надежности

До эксперимента

(n=25)

После эксперимента

(n=25)

Значимость (U Манна-Уитни)

ДЭ – динамическая эргичность

16.17***

22.5

0,001

МС – социоцентрическая мотивация

24.21

26.17

0,73

КО – когнитивная осмысленность

22.05

22.31

0,82

РП – предметная результативность

19.3

21.15

0,65

ЭС – стеническая эмоциональность

10.4**

22.3

0,001

РИ – регуляторная интернальность

15.2*

19.2

0,04

ТР – трудности

17.15**

24.2

0,01

ДАЭ – динамическая аэргичность

14.12

12.3

0,69

МЭ – эгоцентрическая мотивация

21.3

20.1

0,94

КОС – когнитивная осведомленность

19.22*

14.4

0,012

РС – субъектная результативность

18.4

17.2

0,12

ЭА – астеническая эмоциональность

14.17

12.15

0,072

РЭ – регуляторная экстернальность

18.32

17.35

0,789

ИС – искренность

24.15

26.2

0,826

Примечание: * - различия значимы на уровне р≤0,05; ** - различия значимы на уровне р≤0,01; *** - различия значимы на уровне р≤0,001.

Рисунок 5.  Сравнительные результаты оценки уровня ответственности до и после проведения эксперимента.

 

Кратко резюмируя полученные результаты, можно отметить следующее. До проведения формирующего эксперимента большинство показателей были на уровне средних значений и немного выше, что говорит о том, что большинство испытуемых были студентами, которые только находятся на пути своего профессионального становления. Отсутствие практического опыта не давало возможности полностью реализовать свои личностные и профессиональные качества. Тем ни менее ряд показателей таких как И.С. (искренность) >20, К.О. (когнитивная осмысленность) >20 были изначально на достаточно высоком уровне, что подчеркивало с одной стороны способность воспринимать объективно свои сильные и слабые стороны как начинающего специалиста (показатель И.С), а с другой стороны схватывать стержневую основу и понимание сути вещей (показатель К.О.).

Также выше средних значений были РП (результативность предметная) >15 что является такой характеристикой личности как трудолюбие и Т.Р. (трудность) >15 включающую в себя мотивацию и навыки преодоления сложных ситуаций. Данная личностная характеристика также является важной личностной и профессиональной характеристикой. Следует отметить высокие значения показателя М.С. (социометрическая мотивация) >20, что говорит о готовности испытуемых выполнять ответственные дела из-за желания быть среди людей, коллектива, общества.

 

Заключение

После проведения эксперимента нами было отмечено увеличение вышеприведенных показателей на значения от 3 до 5, что говорит о положительной динамике влияния психологического сопровождения на испытуемых. Например, изменение показателя Э.С.> 20 (эмоциональная стеничность) можно связать с тем, что в процессе тренинга испытуемые учились овладевать своими рядом эмоциональных состояний, среди которых были такие эмоции как: страх, стресс, тревога. В конечном счете это положительно повлияло на динамику изменения показателя Э.С. Увеличение показателя Р.И (регуляторная интернальность) >18 мы также связываем с тренинговыми упражнениями основной задачей которых было доверять себе при принятии решения в сложных профессиональных ситуациях. Показатель Д.Э. (динамическая эргичность) первоначально был немного выше среднего уровня, однако в процессе эксперимента увеличился на 6 пунктов, что говорит о том, что ролевые упражнения были эффективным средством психологического сопровождения. Несмотря на то, что показатель Т.Р. >17 (трудности) изначально находился в зоне значений выше среднего, в процессе психологического сопровождения он увеличился на 7 пунктов благодаря тому, что в процессе ролевых игр участники учились не только брать на себя ответственность, связанную со сложными профессиональными ситуациями, но и активно действовать, преодолевая трудности. Уменьшение показателя КОС <15, было связано с тем, что полученные знания привели к большей осведомленности испытуемых в области профессиональной деятельности. Также нами была отмечена незначительная динамика изменения показателей ДАЭ, МЭ, КОС, РС, ЭА РЭ. В большинстве своем эта разница составляет от одного до трех балов, что говорит о том, что психологическое сопровождение хоть незначительно, но способствовало изменению по вышеприведенным шкалам.

Подводя итоги экспериментального исследования следует отметить положительные изменения ряда показателей личностных характеристик (показатели ответственности), что подчеркивает эффективность тренинговых методов, являющихся частью программы психологического сопровождения студентов.

 

Список литературы

1. Антоновский А.В. О личностно-профессиональной надежности сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний // Психология XXI века: вызовы, поиски, векторы развития: Сборник материалов IV Международного симпозиума психологов, Рязань, 07-08 апреля 2022 года. Том Часть I. - Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2022. - С. 63-67.

2. Душкин А.С., Зуева Е.Г. Зарубежный опыт психологического сопровождения профилактической деятельности сотрудников правоохранительных органов // Прикладная юридическая психология. 2017. № 1. - С. 112-118.

3. Жалагина Т.А. Психолого-социальное сопровождение управления трудовым процессом-залог успешности профессиональной деятельности // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. - 2017. - Т. 2. - № 2. - С. 185-200.

4. Жалагина Т.А., Соколова А.С. Психологические основы успешности профессиональной деятельности // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. - 2013. - № 4. - С. 31-37.

5. Зеер Э.Ф., Психология профессионального развития: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / Э. Ф. Зеер. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2007. - 239 с.

6. Крук В.М., Носс И.Н., Федотов А.Ю. Психодиагностическая оценка надежности сотрудника: учеб. пособие для студентов вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 143 с.

7. Купер Д. Робертсон И., Тинлайн Г. Отбор и найм персонала: технологии тестирования и оценки. - М.: Вершина, 2005. - 332 с.

8. Писаревский К. Л. Современные подходы к педагогическому сопровождению профессионального саморазвития студентов в образовательном процессе вуза // Вестник РМАТ. - 2020. - № 1. - С. 100-107.

9. Пискун В. М. Психологические условия формирования ответственного поведения старшеклассников: автореф. дис. канд. психол. наук. - Киев: КГУ, 1996. - 23 с.

10. Прядеин В. П. Психодиагностика личности: Избранные психологические тесты: Практикум. - Сургут, 2014. - 215 с.

11. Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения: учеб. пособие. - М.: МГППИ, 1999. - 97 с.

12. Савинков С.Н., Коваль Н.А. Психологические детерминанты развития надежности у сотрудников МЧС России // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. - 2022. - № 1. - С. 221 - 246.

13. Савинков С.Н. Социально-психологический тренинг как метод развития личностно-профессиональных качеств сотрудников МЧС России // Новое в психолого-педагогических исследованиях. - 2018. - № 2(50). - С. 51-62.

14. Самойленко, Е. Ю. Психологический тренинг как средство профилактики профессиональной деформации личности у сотрудников МЧС // Психология, образование: актуальные и приоритетные направления исследований: Материалы Международной научно-практической конференции студентов, магистров, аспирантов, молодых ученых и их наставников, 15 мая 2018 года. - Тверь: ТвГУ, 2018. - С. 302-305.

15. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. - М.: Политиздат, 1992. - 424 с.

16. Спичкин М.Ю., Е.Ф. Баскакова, Е.П. Томилина Некоторые особенности профессионально-важных качеств сотрудников государственной противопожарной службы МЧС России // Пожарная безопасность: проблемы и перспективы. - 2012. - № 2. - С. 528-530.

17. Фалеев М.И., Измалков В.И. Социальная миссия и стратегия развития системы МЧС России в современных условиях // Стратегия гражданской защиты: проблемы и исследования. - 2013. - Т. 3. - № 2(5). - С. 27-34.

18. Федотов А.Ю. Проблема содержания профессиональной надежности специалиста в современных психологических исследованиях // Инновации в образовании. - 2019. - № 10. - С. 60-71.

19. Хмыров И.М., Ященко А.А., Чапля Ю.С. Психологические факторы гибели и травмирования личного состава спасательных служб // Пожарная безопасность: проблемы и перспективы. - 2014. - № 1(5). - Т. 2. - С. 159-161.

20. Федеральный закон от 23 мая 2016 г. №141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

21. Царькова Е.Г., Антоновский А.В. Электронное обучение как современный формат образовательной деятельности // Прикладная психология и педагогика. - 2022. - Т. 7. - № 1. - С. 39-50.

Рецензии
1. Методы психологического сопровождения студентов в процессе формирования ответственности в структуре профессиональной надежности Авторы: Чуманов Юрий Викторович


Войти или Создать
* Забыли пароль?