Воронеж, Воронежская область, Россия
В статье обращается внимание на тенденции развития научно-исследовательской работы в молодежных кругах вне зависимости от влияния кризисных условий. Обосновано влияние экономического кризиса, военных событий на необходимость переосмысления фундаментальных категорий различных сфер общественной жизни.
наука; научно-исследовательская работа; научно-технический прогресс; День науки; юридическая наука; Журнал юридических исследований
Уважаемые авторы и читатели! Настоящий выпуск выходит по следам недавнего Дня науки, а точнее, «Всемирного дня науки за мир и развитие World Science Day for Peace and Development» или, как этот день кратко называется, – «Всемирный день науки». Всемирный день науки значится 10 ноября. И день науки в эту дату неспроста назван «всемирным». Не потому что он отмечается в России, Украине, Беларуси и других странах мира, из какого-то краткого перечня «присоединившихся» к празднику, поддержавших праздник стран. Нет, не поэтому. А потому, что наука, научная деятельность не должна носить локальный характер, т.е. осуществляться в одной какой-либо стране отдельно взятой. Наука должна быть всемирной – охватить научную деятельность ученых из разных стран мира для достижения общих результатов, тем самым эти результаты станут более масштабными, интеллектуально емкими, скоординированными, а, значит, вескими, значимыми для всего мира в целом. Тем самым научное сообщество в целом будет более сплоченным, общительным, ученые – дружественны, дружелюбны друг другу. И это особенно необходимо в нынешних условиях, когда, к сожалению, ведутся вынужденные военные действия во всем известной стране ближнего зарубежья, пришедшие на смену недавней пандемии ковид-19 и заставившие забыть про нее, послужившие одной из предпосылок политических, идеологических и финансовых кризисов.
Так вот, по следам недавнего, 10 ноября, праздника ученых – Всемирного дня науки за мир и развитие – хочу всех причастных к научно-исследовательской деятельности вне зависимости от сфер приложения усилий, сфер науки, поздравить с этим праздником, пожелать новых творческих успехов и достижений, энтузиазма в повседневной творческой и научно-поисковой работе. И, не забываем, 8 февраля в российском календаре профессиональных праздников и знаковых дат значится как «День российской науки». Он был учрежден Указом президента Российской Федерации Бориса Николаевича Ельцина 7 июня 1999 г. Праздник впервые стал отмечаться во время празднования двухсот семидесяти пятилетия Российской академии наук в 1999 г.
В ноябре проводился и еще один не менее значимый для ученых праздник – День преподавателя высшей школы, 19 ноября. И для ученых, совмещающих научно-исследовательскую деятельность с преподавательской, этот день значим – как свидетельство внимания к их труду, связанному с подготовкой молодых кадров. «Учитель», «ученый» – два неразрывно связанных между собой качества современного преподавателя высшей школы.
«Дни науки», учрежденные в России и в мировом сообществе в целом, «День преподавателя высшей школы» проводятся, чтобы на уровне каждого конкретного государства, населения, граждан повысить осознание значимости, пользы науки, напомнить международному сообществу о необходимости использования научно-технических достижений в интересах мира и развития на благо человеческой цивилизации. Поэтому в числе целей дней науки называется повысить уровень информированности общественности о важности науки и ликвидации разрыва между наукой и обществом. Считается, что «научные достижения позволяют улучшить благополучие и качество жизни граждан» [1]. И данные цели науки должны учитывать преподаватели в своей повседневной деятельности и работе со студентами вузов.
Наука в современном обществе играет важную роль практически во всех отраслях и сферах жизнедеятельности. Научные достижения признаны, чтобы сделать жизнь легче и удобнее. Поэтому кризисные условия, продиктованные политикой, экономикой, общественно значимыми событиями разного рода ни в коем случае не должны быть факторами, снижающими авторитет науки перед обществом и государством. Наоборот, факторы обновления сфер жизнедеятельности должны ставить перед наукой новые вопросы и проблемы, которые необходимо разрешить, а, значит роль и значение науки повышается.
Заявленный нами девиз – «Моложеная наука вне кризиса». В связи с этим следует констатировать, что одной из поистине острых в нынешних условиях, причем во всем мире, проблем является влияние кризисных условий пандемии, современных военных событий на науку, влияние кризисных условий на научные устремления в кругах молодежи. И я, будучи доктором наук в области права, финансового права, занимаясь исследованиями правовой проблематики юридического регулирования в экономической сфере государства и общества, не могу не обратить ваше внимание на эту тему. Повод тому – распространение в связи с нагрянувшей пандемией экономического кризиса, не могущего не оказать негативного влияния на все сферы, и на науку также. Ведь сбои в материальном обеспечении и иных финансовых процессах, в конечном счете, сказываются на всех направлениях общественной деятельности, к которым относится и научная деятельность. В данном ключе все чаще размышляют как представители юридической и экономической науки, авторы, изложившие свое видение проблемы в средствах массовой информации. И, как показывает обращение к общедоступным материалам, таких публикаций становится все больше и больше [3; 5].
Всем известная истина, которая всегда работала, когда речь шла о выживании человечества: «Что не убивает меня — делает сильнее». Недавняя пандемия, а теперь и военные события последних месяцев оказали и продолжают оказывать своё влияние на все сферы жизни общества во всех странах мира: политику и экономику, науку и образование, медицину, культуру. Но условия карантина, санкций, как показало время, это не повод падать духом и население и наше государство, как и мир в целом, во многом, как раз наоборот сделалось сильнее – прикладывая усилия для выживания, развития различных областей, значимых для выживания как в медицинском смысле, так и в духовно-культурном, профессиональном, научно-образовательном. Надо заметить, что глобальные кризисы и катастрофы в общемировой практике приносили не только потери, но и приобретения. Например, Второй мировой войне мы «обязаны» распространением антибиотиков, развитием беспроводной связи. Ведь противостояние народов разных стран потребовало тотального напряжения сил — в том числе научно-исследовательских. И в таких условиях как нельзя важны свежие взгляды на многие устоявшиеся вопросы [6; 7] – что и является как раз задачей молодежи.
«Приобретения» науки под влиянием кризисных условий заключаются в общем виде в нескольких моментах:
Во-первых, продиктованные ситуацией условия так называемой «удаленной» работы, не то чтобы подтолкнули, а скорее, заставили ученых – продолжить работать уже в дистанционном режиме – чтобы просто и не останавливаться, но даже и выполнять научно-исследовательские обязательства перед учреждениями и иными организациями, где работают. Ведь возможности удаленной работы – это возможности работы на дому, в уединенном режиме, когда можно организовать себя, сосредоточиться на мыслях, поработать над какой-либо фундаментальной темой, интересующей самого себя, для развития собственного научного потенциала. Ведь постоянное нахождение, например, преподавателя вне рабочего кабинета, в условиях значительной организационной занятости, необходимости оформления множества документов, не всегда созидают творчеству и научным исследованиям. Условия пандемии и удаленной работы, создав дефицит личного, «живого» общения, минимизировав научные мероприятия с поездками из города в город, из вуза в вуз, подтолкнули к общению ученых с применением информационных технологий, и недостаток внимания друг к другу в значительной степени компенсировался результатами научной работы – «на удаленке», но все же «коллективной».
Во-вторых, расширится потенциал так называемых сетевых журналов, о чем свидетельствует их все более внимательное обращение к фундаментальным вопросам различных сфер общественной жизни, применительно к Журналу юридических исследований – фундаментальным вопросам существования государства и права, становления и развития отраслевых юридических наук [2; 4].
В-третьих, необходимость осмыслить многие темы в новом ракурсе подняло значимость исследований именно молодых ученых, имеющих «свежие» взгляды на давно существующие проблемы и вопросы, задействованных в проведении научных конференций, опубликовании результатов научно-исследовательской работы в научных статьях и монографиях, экспериментальных разработках, обеспечивающих реализацию научно-технических программ. И задействованность молодежи в этих различных «участках» науки различна.
Итак, отвечая на поставленный нами вопрос «возможно ли развитие молодежной науки в условиях кризиса» отвечаем – возможно; более того, развитие науки подстегивается кризисными условиями, будучи поставлено перед необходимостью дать ответы на вопросы, диктуемые практикой и необходимостью совершенствовать закон.
1. Всемирный день науки. - URL: http://25.rospotrebnadzor.ru/news/-/asset_publisher/b2yt/content/10-ноября-всемирныи-день-науки-за-мир-и-развитие#:~:text=всемирный%20день%20науки%20за%20мир,развития%20на%20благо%20человеческой%20цивилизации (дата обращения: 30.11.2022). - Текст электронный.
2. Денисенко В.В. Парадигмы в истории юридической науки: трансформация проекта просвещения / В.В. Денисенко // Журнал юридических исследований. - 2021. - № 2. - URL: https://naukaru.ru/ru/nauka/article/45077/view (дата обращения: 30.11.2022). - Текст электронный.
3. Ермолович В.И. Влияние социально-экономических процессов на состояние прав и свобод личности (обзор юридических материалов средневековой Сербии, Беларуси и Русского государства) / В.И. Ермолович // Журнал юридических исследований. - 2022. - № 1. - URL: https://naukaru.ru/ru/nauka/article/49356/view (дата обращения: 30.11.2022). - Текст электронный.
4. Иванников И.А. Значение земельной реформы 1861 г. в истории России / И.А. Иванников. // Журнал юридических исследований. - 2021. - № 1. - URL: https://naukaru.ru/ru/nauka/article/45078/view (дата обращения: 30.11.2022). - Текст электронный.
5. Паршенко В.Н. Право на справедливое судебное разбирательство в период пандемии новой коронавирусной инфекции / В.Н. Паршенко // Журнал юридических исследований. - 2022. - № 2. - URL: https://naukaru.ru/ru/nauka/article/51476/view (дата обращения: 30.11.2022). - Текст электронный.
6. Хуаде М.А. Содержание объективной стороны провокации взятки и коммерческого подкупа и её уголовно-правовая характеристика / М.А. Хуаде. // Журнал юридических исследований. - № 2. - URL: https://naukaru.ru/ru/nauka/article/51483/view (дата обращения: 30.11.2022). - Текст электронный.
7. Хамроев Э.О. Статус столицы республики Узбекистан - города Ташкент как отдельной административно-территориальной единицы / Э.О. Хамроев. // Журнал юридических исследований. - 2021. - № 2. - URL: https://naukaru.ru/ru/nauka/article/45084/view (дата обращения: 01.12.2022). - Текст электронный.