Россия
В статье рассматриваются доктринальные подходы зарубежной и отечественной науки международного права к понятию суверенитета государства в киберпространстве. Выделены три основных подхода в международно-правовой доктрине к определению роли суверенитета государства в регулировании отношений между государствами в киберпространстве. Первый подход нигилистический, представители которого отрицают возможность признания суверенитета государства в киберпространстве, основывая свои доводы на идее киберисключительности и предлагая признать киберпространство полностью свободным от суверенитета государства. В статье приводится обоснованная критика теоретических положений данной концепции. Сторонники второго подхода признают значение государственного суверенитета для международно-правового регулирования статуса киберпространства, склоняясь при этом к утверждению невозможности его применения к регулированию отношений в киберпространстве. Опираясь на прагматические соображения, они считают реальным использование в киберпространстве не принципа суверенитета, а понятия юрисдикции государства. Данный паллиативный юрисдикционно ориентированный подход к понятию роли государственного суверенитета опирается на ряд теоретических заключений, обосновывающих способы преодоления вызовов международно-правовому регулированию деятельности государств в киберпространстве. Автор статьи признает необходимость использования понятия юрисдикции государства как средства борьбы с киберпреступностью, однако отмечается недостаточность его потенциала для поддержания международной информационной безопасности. Представители третьего доктринального подхода, признавая растущую заинтересованность государств в укреплении суверенитета в киберпространстве, обосновывают признание суверенитета как необходимой основы для достижения удовлетворительного международно-правового урегулирования взаимоотношений государств в киберпространстве. В статье приведены теоретические и практические соображения использования данной концепции суверенитета в киберпространстве для обеспечения международной информационной безопасности. Вывод: формирование новой среды взаимодействия государств, к которой относится сфера информационно-коммуникационных технологий, само по себе не может рассматриваться определяющим фактором для ограничения или тем более отмены суверенитета государства.
суверенитет, юрисдикция, государство, государственная власть, киберпространство, доктрина международного права, цифровой суверенитет
No data
1. No data