МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
На медицинское образование и профессиональную деятельность будущего врача и медицинского работника существенное влияние оказывают преобразования, происходящие в социуме. Процесс реформирования направлен на формирование новых подходов к методам обучения, контроля, оценки результатов образовательной деятельности и разработке корректирующих мероприятий. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС 3+ ВПО) требует реализации компетентностного подхода в подготовке будущего специалиста здравоохранения, что требует регулярного мониторинга учебного процесса. В высшем медицинском образовании мониторингу учебного процесса отводится значительная роль. Мониторинг качества образования включает в себя комплексность мероприятий: организацию, сбор данных, обработку и информацию о результатах о деятельности учебного процесса, обеспечивающие непрерывное слежение за состоянием и прогнозированием его развития. В статье представлен анализ результатов исследования удовлетворенности качеством учебного процесса кафедры психологии и педагогики в рамках системы менеджмента качества в медицинском вузе, раскрываются понятия «качество», «удовлетворенность качеством», «удовлетворенность потребителя», «педагогический мониторинг», описаны психолого-педагогические условия образовательной деятельности, влияющие на качество обучения.

Ключевые слова:
система менеджмента качеством, психолого-педагогические условия, управление качеством учебного процесса.
Текст

Современные образовательные тенденции, актуализирующие проблемы качества образования, направлены на личностно-ориентированное обучение. В образовательных практиках внедрение инноваций связано с определенными сложностями, что предполагает усиление внимания к личности студента и отношение к обучающемуся как к высшей социальной ценности. Преобразования, происходящие в социуме, оказывают существенное влияние на медицинское образование и профессиональную деятельность будущего врача. Следует отметить постепенный процесс перехода образования с позиций передачи знаний на формирование различных навыков, общекультурных и профессиональных компетенций. В связи с переменами увеличивается роль студенчества в образовательной среде, в том числе в сфере оценки качества образования.

Оперируя терминами системы менеджмента качества (СМК), обучающиеся являются потребителями образовательных услуг, предоставляемых вузом. «Удовлетворенность потребителя» ранее не учитывалась при инспектировании качества образовательной деятельности вуза. В настоящее время обучающиеся — активные и равноправные участники образовательного процесса. Сегодня категория «удовлетворенность потребителя» используется при мониторинге качества образования и является важным признаком оценки качества образовательного учреждения, ключевым элементом в международных стандартах качества (International Standard Organization — ISO), а также в системе всеобщего управления качеством (Total Quality Management — TQM). При этом процедура мониторинга качества обучения находится в процессе совершенствования.

Список литературы

1. Носкова М.В., Шихова Е.П. Развитие коммуникативной культуры будущего врача посредством самостоятельной работы: психолого-педагогические аспекты // Alma-mater. 2014. № 12. С. 66-71.

2. Новые модели образования для экономики XXI века / Деловой завтрак Сбербанка РФ, 23 мая 2014 г. Петербургский международный экономический форум, Санкт-Петербург, 22-24 мая 2014 г. URL: http://www.vestifinance.ru/videos

3. Закон об образовании РФ от 21.12.2012 г. URL: http://минобрнауки.рф

4. Селезнева Н.А. Качество высшего профессионального образования как объект системного исследования: Лекция-доклад. М., 2001. С. 11.

5. Данюшенков В.С. Мониторинг как необходимое условие достижения образовательных результатов в сельской школе / В.С. Данюшенков, О.В. Коршунова // Стандарты и мониторинг в образовании. 2014. T. 2. № 4. C. 8-17. DOI:https://doi.org/10.12737/5868

Войти или Создать
* Забыли пароль?