Серия статей «Историке-герменевтический очерк философии Фальсафа» посвящена изучению труда Абу Хамида Мухаммада аль-Газали ал-Туси «Насихат аль Мулюк». Персидский философXIв. Абу Хамид аль-Газали вошел в историю науки как один из самых ярких представителей мусульманской апологетики средневековья. Изучение его работ позволяет обратиться к разным аспектам жизни мусульманского Востока средневековья. Один из самых известных его трудов, «Насихат аль Мулюк», который входит в состав фундаментального теологического изыскания аль-Газали «Эликсир счастья», принадлежит к жанру средневековой арабо-мусульманской письменности - так называемым, «княжьим зерцалам», который представляет собой упрощенное переложение основополагающих философских взглядов мыслителя о государстве и политике - на язык, понятный простому человеку, и помогающий через серию аллегорий и повествовательных историй постигнуть на практике сущность управления страной. Проведенный в статье герменевтический анализ «Насихат аль Мулюк» вскрывает уникальный подход выдающегося персидского философа к определению сложных морально-этических понятий, лежащих в основе искусства управления государством. В качестве основы анализа берется методологический подход французского философа и литературного критика Ролана Барта. В первой и второй части очерка приводятся история возникновения и развития философии Фальсафа, а также изложение основ герменевтического учения Ролана Барта, которое легло в основу инструменталистики анализа.
герменевтика, философия Фальсафа, Газали, Ролан Барт, семантика, Ислам, семиотика, восточная культура, ихйя.
Краткое введение
Опираясь на систему герменевтического анализа Ролана Барта, мы выявили круг базовых и опорных понятий аргументации аль-Газали, на которых он выстраивает Наставление и дает свое определение системы власти.
Анализируемые семантические концепты аль-Газали многосложны и определяются через призму нескольких понятий. Смысл «Насихат аль Мулюк» раскрывается через анализ системы кодов: семного, проайретического, герменевтического. Труд аль-Газали состоит из двух элементов — «наставление» (насихат), «правители» (мулюк). В книге представлено три смысловых ряда — то, что объясняет наставления, то, что объясняет правителей, а так же то, что объясняет связь между ними.
Неизменными, корневыми в его системе являются семы «правления» и то, что связано с этикой. Через различные примеры и сопоставления аль-Газали определяет первое и второе как необходимую логическую связь, где сема «справедливость» является необходимой составляю-
1. Абу Наср Аль-Фараби. Политика// Восточная филология. Душанбе, 1973. Вып.2. С. 102-178
2. Аверинцев С.С. Филология //Лингвистический энциклопедический словарь М: «Сов. Энциклопедия», 1990. С. 544-545.
3. Ал-Фараби Абу Наср Мухаммад. Трактат о жителей добродетельного города / Пер. с араб. И.О. Мухаммеда, А.В. Сагдеева//Ал-Фараби. Философские трактаты. Алма-Ата: Наука, 1971. С. 191-377.
4. Аристотель. Этика / Пер. Брагинская Н. М.: ACT, 2010.
5. БарановХ.К. Большой арабско-русский словарь. М.: Живой Язык, 2006. 456 с.
6. Барт P. S/Z / Пер. с фр. Г.К. Косикова и В.П. Мурат; Под ред. Г.К. Косикова. 3-е изд. М.: Академический Проект, 2009. 373 с.
7. Бациева СМ. Историко-социологический трактат Ибн Халдуна "Мукаддима.": «Наука»; Глав. ред. восточной лит-ры, 1965, 221 с.
8. Белкин М.В., Плахотская О. Словарь «Античные писатели». СПб.: Лань, 1998.
9. Большая Советская Энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1969-1978.
10. Габитова P.M. «Универсальная» герменевтика Фридриха Шлейермахера» // Герменевтика: история и современность. М.: «Мысль», 1985. С. 61-97.
11. Игнатенко А. А. Познать Непознаваемое (аль-Газали о рациональном познании / Средневековая арабская философия. Проблемы и решения. М.: Восточная литература, 1998. С. 175-210.
12. Игнатенко А.А. В поисках счастья: (Общественно-политические воззрения арабо-исламских философов средневековья). М.: «Мысль», 1989. 254 с.
13. Игнатенко А.А. Как жить и властвовать. М.: Прогресс, 1994. 348 с.
14. Игнатенко АА Обман в контексте арабо-исламской культуры средневековья (по материалам «княжьих зерцал»). // Одиссей. Человек в истории. 1993. Образ «другого» в культуре. М.: «Наука», 1994.
15. Игнатенко А.А. Проблемы этики в «княжьих зерцалах» // Бог-человек-общество в традиционных культурах Востока. М.: Восточная литература, 1993. С. 178-199.
16. Керимов Г.М. Аль-Газали: религиозно-философские взгляды // Керимов Г.М. Аль-Газали и суфизм. Баку, 1969. С. 71-100.
17. Кирабаев Н. С. Философия власти: ал-Маварди и аль-Газали //Сравнительная философия. Моральная философия в контексте многообразия культур. М., 2004.
18. Кирабаев Н.С. Соотношение власти и авторитета в политическом учении аль-Газали // Человек как философская проблема: Восток - Запад. М., 1991.
19. Кирабаев Н.С. Социальная философия мусульманского Востока. М.: УДН, 1987.
20. Кирабаев Н.С. Теория государства в мусульманском правоведении //Классический ислам. Традиционные науки и философия. М.: 1988. С. 9-47.
21. Конурбаев М.Э. Библия Короля Иакова в лингвопоэтическом освещении : Спецкурс (учебно-ме-тод. пособие). М.: Диалог-МГУ, 1998 [Konurbaev М.Е. Biblija Korolja Iakova v lingvopojeticheskom osveshhenii: Speckurs (uchebno-metod. posobie). M.: Dialog-MGU, 1998].
22. Конурбаев М.Э. Библия короля Иакова: литературный плагиат, политический манифест или библиографическое открытие? // Библия короля Иакова: 1611-2011. Культурное и языковое наследие / отв. ред. д-р филол. наук Е.Б.Яковенко.М.: БукиВеди, 2013. С. 75-86 [Konurbaev М.Е. Biblija korolja Iakova: literaturnyj plagiat, politicheskij manifest ili bibliograficheskoe otkrytie? // Biblija korolja Iakova: 1611- 2011. Kul´turnoe i jazykovoe nasledie / otv. red. d-r filol. nauk E.B. Jakovenko. Moskva: BukiVedi, 2013. S. 75-86]
23. Конурбаев М.Э. Стиль и тембр текста. М.: МАКС-ПРЕСС, 2001 [Konurbaev М.Е. Stil´ i tembr teksta. Moskva: MAKS-PRESS, 2001].
24. Конурбаев М.Э. Тембральная организация английской речи (на материале Библии Короля Иакова). Дис.... канд. филол. наук. М., 1993. [Konurbaev М.Е. Tembral´naja organizacija anglijskoj rechi (па materiale Biblii Korolja Iakova). Diss.... kand.filol. nauk. M., 1993].
25. Конурбаев М.Э., Конурбаев СМ. Историко-герменевтический очерк философии «Фальсафа» на примере «княжьихзерцал» («насихат аль мулюк») Абу-Хамида Мухаммада аль-Газали ал-Туси: история и методология. // Сервис Plus, Т. 8, 2014. № 3.
26. Макиавелли Н. Государь. / Пер. Муравьева Г. М.: Планета, 1990.
27. Шлейермахер Ф. Герменевтика. - Перевод с немецкого АЛ. Вольского. Науч. ред. Н.О. Гучинская. СПб.: «Европейски Дом». 2004. 242 с.
28. Binder Г. Al-Ghazzali´s Theory of Islamic Government. Muslim World, 45, 1955, pp. 229-241.
29. Bruce B. rawrence. Ibn Khaldun and Islamic ideology, reiden : E.J. Brill, 1984. 136 p.
30. Crone Patricia. Did al-Ghazali write a Mirror for Princes? On the Authorship of Nasihat al-Muluk // Jerusalem Studies of Arabic and Islam, 10, 1987, pp. 167-197.
31. Fuad Baali. Society, State, and Urbanism: Ibn Khaldun´s Sociological Thought. - USA: SUNY Press, 1988, 175 p.
32. Hillenbrand C. A little-known Mirror for Princes of al-Ghazali // Festschrift fur Gerhard Endress, Leuven, 2004, pp. 591-99.
33. Hillenbrand С Islamic Orthodoxy or Realpolitik? Al-Ghazali´s Views on Government // Journal of Persian Studies, 1988. pp. 81-94.
34. ГатЫоп, Ann К S.. The Theory of Kingship in the Nasihat-ul-Mulukof Ghazali// The Islamic Quarterly, 1, 1954, pp. 47-55.
35. Muhsin S. Mahdi. Alfarabi and the Foundation of Islamic Political Philosophy. Eondon: University of Chicago Press, 2001. 264 p.
36. Peters FE. Aristotle and the Arabs: the Aristotelian Traditions in Islam. N.Y Г.: Euzac, 1968.
37. Sherwani, H. K. El-Ghazali on the Theory and Practice of Politics // Islamic Culture, 9, 1935, pp. 450-74.