СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ЛИЧНОСТНЫХ И ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ФОРМИРОВАНИЮ ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье приведен анализ личностных и характерологических особенностей подростков, склонных к формированию аддикций, описаны типичные для данной возрастной группы стереотипы поведения, сопоставлены результаты диагностического инструментария по выявлению зависимых черт личности. Также в ходе исследования составлен личностный профиль и выделены структурные компоненты, типичные для данной группы испытуемых, определены акцентуации их характера, указаны возможные причины формирования у них аддикций и механизмы их провоцирующие, описаны теоретические конструкты отечественных и зарубежных авторов, составившие основу исследования. Полученные нами, в результате исследования практические результаты могут использоваться не только для диагностики зависимого поведения, но и стать основой программ первичной и вторичной профилактики аддиктивного поведения, а также коррекционных и терапевтических мероприятии. Их реализация возможна в рамках групповых и индивидуальных занятий, тренинговых программ, а также консультаций и тематических бесед с подростками и их родителями по вопросу организации способов и форм повседневной жизнедеятельности подростка, укрепляющих и совершенствующих адаптационные и резервные возможности организма, для обеспечения успешного выполнение социальных и учебных функций.

Ключевые слова:
зависимое поведение, подросток, личностные особенности.
Текст

Введение. Специалисты многих направлений и школ в России и за рубежом занимаются изучением вопросов зависимого поведения, факторов риска склонности к аддикциям, выделяя среди них биологические, социальные и психологические факторы. Среди личностно-характерологических особенностей выделяют: незрелости личности, обсессивный или компульсивный характер, низкая стрессоустойчи-вость, заниженная самооценка, сниженная переносимость трудностей, скрытый комплекс неполноценности, стремление говорить неправду, стереотипность, тревожность, импульсивность, внушаемость, некритичность, и т.п. [2].

 

Цель исследования - диагностика личностно-характерологических особенностей лиц подросткового возраста, склонных к зависимым формам поведения.

 

Объекты и методы исследования. Объектом исследования стали подростки школ города Калуги. Возрастные границы соответствуют периоду от 13 до 17 лет. [1] Общий объем выборки составляет 75 человек. Методами исследования стали тестирование (компьютерная интерактивная психодиагностическая система по выявлению факторов риска аддиктивного поведения В.Л. Малыгина и И.В.Ежова [3], стандартизованный много факторный метод исследования личности [4], характерологический опросник К. Леонгарда [5]), стороннее выборочное наблюдение.

 

Результаты и их обсуждение. В результате исследования с применением компьютерной интерактивной психодиагностической системы по выявлению факторов риска аддиктивного поведения выявлено, что подростки, склонные к формированию

Войти или Создать
* Забыли пароль?