Красноярск, Россия
Рассматривается проблема внедрения сетевых коммуникаций в процесс обучения в области профессионального образования. Цель – показать, как использование и изучение текстов электронного делового эпистолярия может применяться в формировании УК-4 «Коммуникация». Материалом выступила научная литература по предлагаемой тематике исследования, в качестве методов применялись анализ литературы и систематизация. Раскрываются возможные перспективы применения интернет-платформ для формирования общепрофессиональных и профессиональных компетенций коммуникативной направленности, предусматривающих умение вести корректно общение в различных ситуациях устной, письменной и виртуальной коммуникации для осуществления профессиональной деятельности. Исследование текстов из социальных сетей, блогов, анализ переписки по электронной почте позволит студентам получить и интегрировать определенный коммуникативный опыт, наблюдая за интернет-взаимодействием в специфичных ситуациях, научиться быстро ориентироваться в условиях постоянно изменяющейся интернет-среды; сформировать навык критического мышления; развить способность составлять эпистолярные тексты разных жанров; эффективно вести переписку с любыми типами коммуникантов на различных интернет-платформах; понимать стилистические и этикетные отличия коммуникации в социальных сетях, на форумах, в чатах, блогах, интернет-комментариях, в переписке по электронной почте.
коммуникация, интернет-коммуникация, деловая коммуникация, электронный эпистолярий, профессиональное образование, социальная сеть, электронная почта
1. Архипова Т. Л., Осипова Н. В., Львов М. С. Социальные сети как средство организации учебного процесса. Інформаційні технології в освіті. 2015. № 22. С. 7-18. https://elibrary.ru/vkazmv
2. Бекоева М. И., Амбалова С. А., Тахохов Б. А. Универсальные гуманитарные компетенции как основа профессиональной компетентности современного педагога. Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2018. Т. 8. № 6. С. 59-72. https://doi.org/10.15293/2226-3365.1806.04
3. Бем Н. А. Использование социальных сетей в педагогическом образовании. Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2010. Т. 2. № 16. С. 31-33. https://elibrary.ru/muetjp
4. Булаева М. Н., Лапшова А. В., Федосеева Л. А. Сетевые коммуникации в современном профессиональном образовании. Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-1. С. 31-34. https://elibrary.ru/rziyuj
5. Вишнякова Е. А. Функциональные особенности семиотического потенциала электронного сообщения в процессе передачи информации. Вестник Самарского государственного университета. 2013. № 5. С. 44-49. https://elibrary.ru/rituyl
6. Горячев М. Д., Горячев М. М., Иванушкина Н. В., Мантуленко В. В. Применение сетевых ресурсов в современном образовании. Вестник Самарского государственного университета. 2014. № 5. С. 220-227. https://elibrary.ru/siqzhf
7. Дьячкова М. А., Томюк О. Н. Социальные сети как образовательный ресурс. Педагогическое образование в России. 2017. № 12. С. 141-146. https://doi.org/10.26170/po17-12-22
8. Евсеева И. В., Кожеко А. В. Интернет-коммуникация и жанры русского электронного эпистолярия. Красноярск: СФУ, 2022. 184 с. https://elibrary.ru/mdztox
9. Кожеко А. В. Эпистолярные жанры интернет-коммуникации: лингвопрагматический и лингвостилистический аспекты (на материале русскоязычных текстов): дис. … канд. филол. наук. Красноярск, 2020. 328 с. https://elibrary.ru/gsinwo
10. Колокольникова З. У., Захарова Т. В., Яковлева Е. Н., Лобанова О. Б., Коршунова В. В., Фархутдинова Т. Г. Формирование универсальных компетенций у будущего учителя в учебной и внеучебной деятельности. Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-3. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=23811 (дата обращения: 09.12.2022). https://elibrary.ru/vbrfkp
11. Корнеева М. Г. Особенность реализации некоторых категорий текста на материале электронного делового письма. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2015. № 5. С. 130-135. https://elibrary.ru/umndvp
12. Круподерова К. Р., Земкова А. В., Харитонова В. П. Формирование универсальных компетенций будущих бакалавров педагогического образования с помощью сетевой активности. Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 68-2. С. 182-185. https://elibrary.ru/ushdux
13. Курьянович А. В. Полипарадигмальность жанра в зеркале предпочтений современной лингвистики (из опыта анализа online-петиций как особой разновидности эпистолярных текстов). Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2016. № 2. С. 150-159. https://doi.org/10.15293/2226-3365.1602.13
14. Курьянович А. В. Современный эпистолярный дискурс: взгляд сквозь призму законов текстовой коммуникации. Сибирский филологический журнал. 2011. № 3. С. 204-213. https://elibrary.ru/oimqln
15. Лямин А. В., Хоботова А. Р., Чежин М. С. Использование социальных сетей в образовании. СПб.: Университет ИТМО, 2015. 67 с. https://elibrary.ru/zuymux
16. Ляукина Г. А., Завада Г. В., Матушанский Г. У. Использование потенциала социальных сетей в формировании универсальных компетенций. Управление устойчивым развитием. 2022. № 1. С. 85-90. https://doi.org/10.55421/2499992X_2022_1_85
17. Можаева Г. В., Фещенко А. В. Использование виртуальных социальных сетей в обучении студентов-гуманитариев. Информационный бюллетень ассоциации История и компьютер. 2010. № 36. С. 174-175. https://elibrary.ru/qmfpgf
18. Нечаева В. С. Когнитивная гибкость как способ управления когнитивным конфликтом в немецкоязычной электронной деловой переписке. Ученые записки Национального общества прикладной лингвистики. 2017. № 3. С. 82-86. https://elibrary.ru/ymzecq
19. Павличева Е. Н. Социальные сети как инструмент модернизации образования. Народное образование. 2012. № 1. С. 42-47. https://elibrary.ru/opejrz
20. Рабенко Т. Г. Жанры естественной письменной русской речи в вариантологическом аспекте: дис. ... д-ра филол. наук. Кемерово, 2018. 356 с. https://elibrary.ru/vnauhg
21. Сайганова Е. В., Лепнева А. М. Использование социальных сетей в образовательном процессе. Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2020. № 2. С. 133-135. https://elibrary.ru/istkuz
22. Ткаченко И. С., Богатырева Ю. И. Использование возможностей социальных сетей в образовательном процессе. Научный результат. Педагогика и психология образования. 2017. Т. 3. № 3. С. 44-50. https://doi.org/10.18413/2313-8971-2017-3-3-44-50
23. Чванова М. С., Храмова М. В., Лыскова В. Ю., Вебер К. С., Михайлова Д. И., Моргунова А. Ю., Молчанов А. А. Развитие социальных сетей и их интеграция в систему образования России. Образовательные технологии и общество. 2014. Т. 17. № 3. С. 472-493. https://elibrary.ru/smzlmb
24. Якунина М. Л., Пекарская И. В. "Открытые письма" как эпистолярный жанр интернет-коммуникации (на материале сайта "Письма Президенту"). Язык и культура. 2016. № 1. С. 111-128. https://doi.org/10.17223/19996195/33/9
25. Yakunina M. L., Pekarskaya I. V. "Open letter" as an epistolary genre of internet communication (based on the website "Letters to the President"). Language and Culture, 2016, (1): 111-128. (In Russ.) https://doi.org/10.17223/19996195/33/9