УДК 33 Экономика. Народное хозяйство. Экономические науки
С учетом сложившейся геополитической ситуации одним из основных вызовов, стоящих перед Российской Федерацией, является обеспечение технологического суверенитета и импортозамещения, а также ускоренное развитие всех отраслей и рост экономики. Развитие инновационной деятельности играет ключевую роль в обеспечении способности страны эффективно отвечать на данные вызовы. На современном этапе динамичное развитие инновационной деятельности в стране невозможно без модернизации государственного механизма по поддержке и стимулированию указанной деятельности с учетом проведения актуального анализа и оценки, определения приоритетных направлений, целей и задач развития. В настоящее время государственная поддержка инновационного развития, в том числе отдельных секторов экономики, осуществляется на национальном или региональном уровнях согласно нормативно-правовым актам и основным документам стратегического планирования страны в области развития инновационной деятельности, требующих внесения изменений с учетом актуальных вызовов, с которыми столкнулась страна, и актуальной экономической ситуации. В статье рассмотрены текущие направления развития инновационной политики страны, проведен анализ государственной поддержки инновационной деятельности региона на примере Ставропольского края, выявлены его сильные и слабые стороны, сформулированы предложения по инновационному развитию региона.
развитие инновационной деятельности, научно-технологическое развитие, государственная поддержка, региональное развитие, Ставропольский край
Введение
В 2022 г. Российская Федерация столкнулась с беспрецедентным и нарастающим долгосрочным санкционным давлением. Введен запрет на экспорт в Россию широкого круга товаров и технологий, на приобретение товаров третьих стран, созданных при помощи западных технологий. Ограничены поставки и обслуживание программного обеспечения.
Инновационное развитие Российской Федерации в ближайшей перспективе находится
с одной стороны под влиянием растущих угроз, включающих как внешние, так и сформированные за предыдущие годы внутренние недостатки.
Наиболее актуальным является вопрос стабилизации состояния научно-технологического и инновационного развития на мировой арене. Ключевую роль в этом играет государство, которое должно формулировать актуальную повестку развития инновационной деятельности, а также разрабатывать и реализовывать меры стимулирования развития инновационной активности.
Развитие инновационных процессов в экономике России определяется характером их протекания в регионах как самостоятельных субъектах управления в рамках единого национального хозяйства. В этой связи вызвана необходимость оценки особенностей развития и государственной поддержки инновационной деятельности регионов, поскольку они определяют дальнейшие перспективы развития страны.
Анализ современной научной литературы по исследованию возможностей
и механизмов государственной поддержки инновационной деятельности показал, что
данная проблема связана с обеспечением ее устойчивого развития, недостаточной научной проработки. Это обуславливает необходимость осуществления дальнейших теоретических
и практических исследований в данной области.
В соответствии с федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ государственная поддержка инновационной деятельности определена как совокупность мер, принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях создания необходимых правовых, экономических и организационных условий, а также стимулов
для юридических и физических лиц, осуществляющих инновационную деятельность [1].
Существует множество методов государственной поддержки инновационной деятельности. На основании анализа Кировой Е.А. [2] обобщенно их можно разделить
на прямые и косвенные. К прямым методам государственной поддержки инновационной деятельности относятся: правовое регулирование инновационной деятельности, финансирование НИОКР из бюджетных средств, создание государственной инновационной инфраструктуры, формирование спроса на инновационную продукцию, подготовка кадрового потенциала и другое. Косвенные методы государственной поддержки инноваций характеризуются предоставлением различных льгот (льготные кредиты, льготы по уплате налогов, сборов, таможенных платежей и пр.), созданием эффективной системы страхования рисков инновационной деятельности.
Авторы Карасев О.И., Муканина Е.И, Тростынский С.С. и Белошицкий А.В. [3]
в своей работе разделяют меры государственной поддержки инновационной деятельности на три группы: нормативно-правовое регулирование, финансирование и создание институциональной среды.
Харламовым А.В. [4] справедливо отмечается, что государство должно анализировать
и решать проблемы, которые тормозят инновационное развитие, в том числе увеличивать финансирование в инновационную деятельность, инвестировать в крупные национальные проекты, направленные на развитие инновационной деятельности, и в кадровый потенциал, модернизировать нормативно-правовую базу, совершенствовать налоговую и денежно-кредитную структуру, бороться с коррупцией.
1. Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.1996 г. № 127-ФЗ (действующая редакция) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11507/ (дата обращения: 19.12.2022).
2. Кирова Е.А. Государственная поддержка инновационной деятельности и модернизации // Интернет журнал «Науковедение». - 2012. - №1 [Электронный ресурс] URL: http://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya-podderzhkainnovatsionnoy-deyatelnosti-i-modernizatsii (дата обращения: 19.12.2022).
3. Карасев О.И., Муканина Е.И., Тростьянский С.С., Белошицкий А.В. Национальная инновационная система: институты и меры поддержки // Инновации и инвестиции. - 2019. - №2. - С.10-15.
4. Харламов А.В. Инструменты стимулирования инновационного развития экономики в условиях кризиса / А.В. Харламов // Экономика и управление. - 2009. - № 10(48). - С. 26-29.
5. Кузнецов Б.Т., Лукманов А.Р., Политаев В.И. Развитие инноваций в России: сложности процесса и способы их преодоления // Теория и практика общественного развития. - 2014. - №14. - С. 73-77.
6. Симаева, К. И. Инновационная деятельность региона: цели и задачи / К. И. Симаева // Science Time. - 2015. - № 12(24). - С. 725-728.
7. Артеева М.В., Сенникова И.Л. Особенности инновационного развития Кировской области [Текст] / М.В. Артеева, И.Л. Сенникова // Материалы 4-й международной научно - практической конференции «Тренды развития современного общества: управленческие, правовые, экономические и социальные аспекты», Юго-Зап. гос. ун-т: Курск. - 2014. - С. 22-27.
8. Мокроусов А.С. Развитие механизма государственной поддержки территориальных инновационных экосистем: Дис. канд. экон. Наук: 08.00.05 - Нижний Новгород, 2022. - 150 с.
9. Постановление Губернатора Ставропольского края от 9.07.2008 г. № 541 «Об утверждении Положения о министерстве экономического развития Ставропольского края» (действующая редакция) [Электронный ресурс]. - URL: https://docs.cntd.ru/document/461504860 (дата обращения: 19.12.2022).
10. Постановление Правительства Ставропольского края от 25.08.2021 № 427-п «Об утверждении Порядка субсидирования за счет средств бюджета Ставропольского края части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства на финансовое обеспечение затрат, связанных с обеспечением деятельности центров молодежного инновационного творчества, ориентированных на создание благоприятных условий для детей, молодежи и субъектов малого и среднего предпринимательства в целях их развития в научно- технической, инновационной и производственной сферах, путем создания материально-технической, экономической, информационной базы» (действующая редакция) [Электронный ресурс]. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/2600202108270006?index=1&rangeSize=1 (дата обращения: 19.12.2022).
11. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ (действующая редакция) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11507/ (дата обращения: 19.12.2022).
12. Приказ Росстата «Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере образования, науки, инноваций и информационных технологий» от 29.07.2022 №538 (действующая редакция) [Электронный ресурс]. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_426500/ (дата обращения: 19.12.2022).