СУЩНОСТЬ, ЗНАЧИМОСТЬ, АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ РАСПОЗНАВАНИЯ В ЭКОНОМИКЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Рассмотрена сущность распознавания объектов, явлений, ситуаций, состояний, процессов и тому подобных предметов. Приведен перечень областей эффективного использования методов и систем распознавания. Раскрыты преимущества и перечислены перспективные направления возможного эффективного применения методов и систем распознавания в экономике, в организационных, социально-экономических системах.

Ключевые слова:
распознавание; система распознавания; управление; инновации; реальный масштаб времени.
Текст

Распознавание как средство (инструмент) определения, установления, анализа, опознавания образов, объектов, явлений, ситуаций, состояний, процессов и тому подобных предметов постоянно востребовано (используется) в природе, в процессе жизнедеятельности человека. Реакция организмов на внешние и внутренние раздражители, интеллектуальная деятельность человека и многое другое, осуществляемое в природе и в обществе, непосредственно связаны с распознаванием. Сущность распознавания состоит в установлении принадлежности исследуемого неизвестного предмета (физической природы, данных, знаний и пр.) к известным (эталонным) классам предметов, т.е. в узнаваемости предмета.

Распознавание можно использовать в различных областях (системы управления, техника, медицина, наука, экономика, политика, экология и др.) как для имитации органов чувств человека, так и в качестве вспомогательного средства. Результаты распознавания следует использовать, например, для принятия решений, установления сущности исследуемых предметов, для анализа сложных структур данных, в частности, с целью получения новых знаний и т. п. На языке кибернетики распознавание можно рассматривать как способ преобразования входной информации о характерных признаках, свойствах неизвестного исследуемого предмета в выходную информацию о его принадлежности к определенному эталонному классу предметов, т.е. о том, что собой представляет этот предмет. При этом отсутствует необходимость использования модели исследуемого предмета в процессе распознавания, что существенно раздвигает границы его практического применения в сравнении с моделированием. Достаточно лишь информации о характеризуемых его значимых признаках, позволяющей однозначно соотнести его с эталонным классом априорно разработанного алфавита эталонных классов исследуемых предметов или образовать новый класс предметов, опираясь на априорно сформулированные правила классификации. Идентификация, классификация являются частными случаями задачи распознавания.

Список литературы

1. Волочиенко В.А. Организация управления производственным процессом машиностроительного предприятия на основе распознавания проблемных ситуаций (Теория, методология, методы реализации): Монография. М.: ГОУ ВПО МГУЛ, 2007. 216 с.

2. Волочиенко В.А. Управление современным промышленным производством на основе распознавания проблемных ситуаций. Дисс. … д-ра экон. наук / Центр. экон.-матем. ин-т РАН. М., 2008.

3. Горелик А.Л., Скрипин В.А. Общая постановка задачи распознавания объектов и явлений // Кибернетика. 1980. № 6. С. 72-75.

4. Горелик А.Л. Методы распознавания: Учеб. пособие для вузов. 4-е изд., испр. М.: Высшая школа, 2004. 261 с.

5. Харкевич А.А. Опознавание образов // Радиотехника. 1959. Т. 14, 15.

6. Rosenblatt F. Perceptron simulation experiments. Proc. I.R.E. 1960. Vol. 48, № 3, рр. 301-309.

Войти или Создать
* Забыли пароль?