г. Москва и Московская область, Россия
сотрудник
Россия
сотрудник
Россия
Цифровизация стала неизбежным процессом, сопровождающим развитие общества. Спрос на цифровые услуги со стороны потребителей возрастает в силу преимуществ цифровых технологий. Цель статьи – изучить динамику развития цифрового сегмента российского предпринимательства во время и после пандемии, а также обосновать вектор его перспективного развития. Задачи исследования: анализ динамики развития российского малого и среднего предпринимательства на современном этапе развития; оценка влияния на предпринимательские структуры пандемии как фактора внешней среды; выявление особенностей цифрового развития малых и средних предпринимательских структур; разработка рекомендаций по развитию цифрового сегмента российского предпринимательства. Доказывается авторское предположение о существовании дуализма, заключающегося в том, что, с одной стороны, пандемия способствовала появлению новых ограничений в развитии предпринимательской деятельности, что привело к сокращению количества хозяйствующих субъектов, численности занятых и снижению их активности. С другой стороны, изменение потребительского спроса и высокая адаптивность бизнес-структур к изменяющимся условиям позволила расширить цифровой сегмент российского малого и среднего предпринимательства за счет интенсивной цифровизации, открытия новых направлений деятельности и применения новых цифровых инструментов продвижения. В исследовании авторами были использованы методы систематизации, сравнения, экономического анализа, графический метод и системный подход. Проанализировано развитие российского сектора цифрового предпринимательства в разрезе цифровизации внутренних бизнес-процессов, процессов коммуникаций с потребителем, внешних связей. Используя результаты, полученные при проведении исследования, сделан вывод о высоком потенциале цифровых технологий для развития российского малого и среднего предпринимательства. Предложены рекомендации по реализации мер государственной политики, направленной на оптимизацию развития цифрового предпринимательства в России: институциональное регулирование перехода взаимодействия предпринимательских структур с контрагентами, потребителями, органами власти; организационные меры противодействия киберопасности, такие как ужесточение требований к организации торговли на цифровых площадках и установление ответственности сторон за совершаемые действия; повышение цифровой грамотности всех участников в рамках реализуемых программ развития цифровой экономики; применение организационно-экономических механизмов государственного стимулирования цифровых преобразований бизнеса и трансформации операционных моделей, применяемых предпринимательскими структурами.
предпринимательство, цифровизация, цифровые технологии, Интернет, электронная коммерция, кибербезопасность, цифровые платформы, цифровая грамотность
1. Khanagha S., Volberda H., Oshri I. Customer co-creation and exploration of emerging technologies: the mediating role of managerial attention and initiatives. Long Range Planning, 2017, 50(2): 221-242. https://doi.org/10.1016/j.lrp.2015.12.019
2. Gukasyan Z. O., Tavbulatova Z. K., Aksenova Zh. A., Gasanova N. M., Karpunina E. K. Strategies for adapting companies to the turbulence caused by the COVID-19 pandemic. Business 4.0 as a Subject of the Digital Economy, ed. Popkova E. G. Springer, Cham, 2022, 639-645. https://doi.org/10.1007/978-3-030-90324-4_102
3. Иванова Н. М., Орлов М. А. Инновационное развитие российского бизнеса в условиях пандемии COVID 19. Вопросы инновационной экономики. 2022. Т. 12. № 2. С. 771-784. https://doi.org/10.18334/vinec.12.2.114559
4. Heinonen K., Strandvik T. Reframing service innovation: COVID-19 as a catalyst for imposed service innovation. Journal of Service Management, 2020, 32(1): 101-112. https://doi.org/10.1108/JOSM-05-2020-0161
5. Прохорова В. В., Схаплок Р. Б., Власов М. И. Адаптация организаций к неблагоприятной экономической ситуации, сложившейся в результате пандемии COVID-19. Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2021. № 3. С. 92-97. https://doi.org/10.47581/2021/FA-09/IE/53/03.016
6. Полянин А. В., Соболева Ю. П., Тарновский В. В. Цифровизация процессов малого и среднего предпринимательства. Управленческое консультирование. 2020. № 4. С. 80-96. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2020-4-80-96
7. Устинова Н. Г. Цифровая экономика и предпринимательство: вопросы взаимодействия. Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2019. № 3. С. 32-37. https://www.elibrary.ru/jggpcc
8. Molchan A. S., Karpunina E. K., Kochyan G. A., Petrov I. V., Velikanova L. I. Effects of digitalization: new challenges for economic security systems. Vision 2025: Education Excellence and Management of Innovations through Sustainable Economic Competitive Advantage: Proc. 34th Intern. Business Information Management Association Conf., Madrid, 13-14 Nov 2019. International Business Information Management Association, 2019, 6631-6639. https://www.elibrary.ru/ymgyoh
9. Karpunina E. K., Ruzhanskaya N. V., Podorova-Anikina O. N., Zubareva N. N., Luchaninov R. S. Transformation of consumer behavior during the COVID-19 pandemic. Geo-Economy of the Future. Sustainable Agriculture and Alternative Energy. Springer, Cham, 2022, 85-96. https://doi.org/10.1007/978-3-030-92303-7_10
10. Земцов С. П., Царева Ю. В. Тенденции развития сектора малых и средних предприятий в условиях пандемии и кризиса. Экономическое развитие России. 2020. Т. 27. № 5. С. 71-82. https://www.elibrary.ru/myxtiv
11. Chesbrough H. To recover faster from Covid-19, open up: managerial implications from an open innovation perspective. Industrial Marketing Management, 2020, 88: 410-413. https://doi.org/10.1016/j.indmarman.2020.04.010
12. Polujanova N. V. Guidelines for the region’s socio-economic policies during the pandemic. Geo-Economy of the Future. Springer, Cham, 2022, 733-743. https://doi.org/10.1007/978-3-030-92303-7_76
13. Shurchkova J. V., Zinovyeva I. S., Polujanova N. V., Galitskaya Y. N., Berlizev R. N. Tools for overcoming the crisis phenomena of the pandemic in the socio-economic development of the countries. Geo-Economy of the Future. Springer, Cham, 2022, 175-187. https://doi.org/10.1007/978-3-030-92303-7_20
14. Зимовец А. В., Сорокина Ю. В., Ханина А. В. Анализ влияния пандемии COVID-19 на развитие предприятий в Российской Федерации. Экономика, предпринимательство и право. 2020. Т. 10. № 5. С. 1337-1350. https://doi.org/10.18334/epp.10.5.110126
15. Moiseev S. S., Bolonina S. E., Petrov I. V., Zanyukov E. V., Konovalenko D. A. Economic security of regions during a pandemic: methods for diagnosing problem areas and ensuring sustainability. Towards an Increased Security: Green Innovations, Intellectual Property Protection and Information Security. ISC 2021. Lecture Notes in Networks and Systems. Springer, Cham, 2022, vol. 372, 583-598. https://doi.org/10.1007/978-3-030-93155-1_64
16. Voronov A. A., Sobolevskaya T. G., Smirnova E. V., Shugaeva O. V., Ponomarev S. V. Managerial problems of enterprise development during the pandemic COVID-19. Towards an Increased Security: Green Innovations, Intellectual Property Protection and Information Security. ISC 2021. Lecture Notes in Networks and Systems. Springer, Cham, 2022, vol 372, 841-851. https://doi.org/10.1007/978-3-030-93155-1_91
17. Антонова М. П., Баринова В. А., Громов В. В., Земцов С. П., Красносельских А. Н., Милогов Н. С., Потапова А. А., Царева Ю. В. Развитие малого и среднего предпринимательства в России в контексте реализации национального проекта. М.: «Дело» РАНХиГС, 2020. 88 с.
18. Юсупова С. М. Роль малого предпринимательства в экономике России. Вектор экономики. 2020. № 8. URL: http://www.vectoreconomy.ru/images/publications/2020/8/worldeconomy/Yusupova.pdf (дата обращения: 12.01.2023).
19. Molchan A. S., Osadchuk L. M., Anichkina O. A., Ponomarev S. V., Kuzmenko N. I. The 'Digitalisation trap' of Russian regions. International Journal of Technology, Policy and Management, 2023, 23(1): 20-41. https://doi.org/10.1504/IJTPM.2023.129468
20. Karpunina E. K., Shurchkova J. V., Kochetkova E. V., Ponomarev S. V., Tretyak V. P. Cybercrime in the system of economic security threats. The 35th IBIMA conference: Proc. Intern. Sci. Conf., Seville, 1-2 Apr 2020, 2679-2690.
21. Strelnikova T. D., Klimentova E. A., Piven I. G., Starodubtceva A. S., Ivinskaya I. V. The impact of the COVID-19 recession on the Russian labor market. Digital Technologies and Institutions for Sustainable Development. Springer, Cham, 2022, 3-9. https://doi.org/10.1007/978-3-031-04289-8_1
22. Podorova-Anikina O. N., Karpunina E. K., Gukasyan Z. O., Nazarchuk N. P., Perekatieva T. A. E-commerce market: intensification of development during the pandemic. Imitation Market Modeling in Digital Economy: Game Theoretic Approaches. ISC 2020. Lecture Notes in Networks and Systems. Springer, Cham, 2022, vol. 368, 363-373. https://doi.org/10.1007/978-3-030-93244-2_40
23. Карпунина Е. К., Губернаторова Н. Н., Соболевская Т. Г. Эффекты пандемии COVID-19: новые паттерны потребительского поведения. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2022. № 1. С. 63-76. https://elibrary.ru/iyhzbo
24. Ревинова С. Ю., Третьякова Д. А. Электронная коммерция в России в условиях пандемических ограничений COVID-19. Вопросы инновационной экономики. 2021. Т. 11. № 4. С. 1319-1338. https://doi.org/10.18334/vinec.11.4.113757
25. Taalbi J. What drives innovation? Evidence from economic history. Research Policy, 2017, 46(8): 1437-1453. https://doi.org/10.1016/j.respol.2017.06.007
26. Савенко Н. Е. Форс-мажор и предпринимательские риски в период пандемии коронавируса. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2020. Т. 20. № 3. С. 50-56. https://doi.org/10.14529/law200307