Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Россия
г. Москва и Московская область, Россия
В статье рассматриваются наиболее наиболее актуальные проблемы в инклюзивном высшем образовании, наиболее значимой среди которой является трудоустройство выпускников вузов с инвалидностью. Цель исследования — изучить проблему трудоустройства выпускников вузов с инвалидностью с позиций всех заинтересованных сторон: работодателя, самого выпускника и образовательной организации высшего образования. В качестве методов исследования использованы вторичный анализ данных российских и зарубежных исследований, а также методы сбора первичной информации: опрос представителей работодателей, студентов и выпускников вузов с инвалидностью (в форме анкетирования). В результате исследования выявлена реальная готовность российских работодателей к расширению возможностей взаимодействиям по вопросам профессионального обучения и трудоустройства, но при высокой степени опасений по поводу существующих формальных сложностей трудоустройства. Среди основных барьеров для трудоустройства выпускников вузов с инвалидностью отмечены низкая правовая грамотность работодателей и сложившиеся стереотипы об отсутствии у выпускников-инвалидов реальных знаний и навыков.
трудоустройство, вуз, студент, выпускник, лицо с инвалидностью, лицо с ограниченными возможностями здоровья, удовлетворенность качеством образования
1. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
3. Распоряжение Правительства РФ от 23 января 2021 № 122-р (ред. от 25.05.2022) «Об утверждении плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года».
4. Постановление Правительства РФ от 29 марта 2019 г. № 363 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» (с изменениями и дополнениями).
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2015 года №1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» (с изменениями и дополнениями от 18 августа 2016 года).
6. Гришаева С.А., Митрофанова Е.А., Митрофанова А.Е. Профессиональная диагностика и трудоустройство студентов с ограниченными возможностями здоровья // Вестник университета (Государственный университет управления). - 2018. - № 12. - С. 155-162.
7. Доступная среда для инвалидов: современные подходы и решения: методическое пособие / В.А. Ковалёв, О.А. Мирошниченко, В.Б. Осиновская, О.С. Кудря, А.В. Штепа, Я.Д. Курганова; под редакцией О.Н. Владимировой. - СПб.: СПбИУВЭК; ООО «ЦИАЦАН», 2022. - 152 с.
8. Каталог лучших практик по реализации мероприятий социокультурной направленности для студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] - URL: https://xn--80aabdcpejeebhqo2afglbd3b9w.xn--plai/uploads/document/press_reliz/Collection_best_practices_2.pdf (дата обращения: 22.01.2023).
9. Митрофанова Е.А., Митрофанова А.Е. Методические основы управления в сфере инклюзивного высшего образования // Вестник Сургутского государственного университета. - 2018. - № 2 (20). - С. 78-84.
10. Митрофанова Е.А., Митрофанова А.Е. Молодежь на рынке труда // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. - 2021. - Т. 10. - № 6. - С. 72-78.
11. Научно-методические рекомендации, составленные на основе лучших практик по содействию трудоустройству обучающимся из числа инвалидов [Электронный ресурс]. - URL: https://mgupp.ru/obuchayushchimsya/instituty-i-kafedry/social/doc/002.pdf (дата обращения: 22.01.2023).
12. Организация образовательной деятельности и сопровождения лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) : учебное пособие / под ред. Д.Ф. Романенковой, Л.А. Гутерман ; Южный федеральный университет. - Ростов н/Д ; Таганрог : Издательство Южного федерального университета, 2021. - 118 с.
13. Педагогика, психология и технология инклюзивного образования: материалы Второй международной научно-практической конференции (Казань, 20-21 марта 2014 года). - Казань: Изд-во «Познание», ИЭ УП. - 2014. - 576 с.
14. Положение инвалидов [Электронный ресурс]. - URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13964 (дата обращения: 01.05.2023).
15. Сборник лучших практик по применению новых технологий обучения, воспитания и социализации обучающихся с ОВЗ и инвалидов в вузах [Электронный ресурс]. - URL: https://xn--80aabdcpejeebhqo2afglbd3b9w.xn--p1ai/uploads/document/press_reliz/Collection_best_practices.pdf (дата обращения: 22.01.2023).
16. Семаго Н.Я., Семаго М.М., Семенович М.Л., Дмитриева Т.П., Аверина И.Е. Инклюзивное образование: от методологической модели к практике. [Электронный ресурс]. - URL: http://textarchive.ru/c-1420747.html (дата обращения: 22.01.2023).
17. Управление в сфере инклюзивного высшего образования : учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2020. - 200 с. - (Высшее образование: Магистратура). - DOIhttps://doi.org/10.12737/1039243.
18. Ярская-Смирнова Е.Р. Доступность высшего образования для инвалидов / Е.Р. Ярская-Смирнова, П.В. Романов // Университетское управление. - 2005. - № 1(34). - С. 89-99.