УДК 371.263 Проверка успехов учащихся. Комбинированные методы оценки знаний
В статье обсуждается одна из самых актуальных проблем современной системы образования – контрольно-оценочная деятельность в начальной школе. Обосновывается идея о необходимости изменять аксиологические подходы к контролю планируемых результатов обучения младших школьников: особое внимание уделять развитию регулятивных умений обучающихся – самоконтролю и самооценке как важнейшим качествам субъекта учебной деятельности, обеспечивающих ее успешность. Дается характеристика традиционных видов контроля, а также нового вида, каким является стартовый (диагностический) контроль.
контрольно-оценочная деятельность, виды контроля субъект образовательной деятельности, самоконтроль, самооценка, проблемы и противоречия, формирование регулятивных умений
1. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе // Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.98 № 1561/14-15 [Электронный ресурс]. - URL: https://docs.cntd.ru/document/901758698 (дата обращения: 26.07.2023).
2. Кузнецова М.И. Контроль и оценка учебных достижений младших школьников (на примере предметов «Русский язык» и «Литературное чтение») // Начальное образование. - 2010. - № 3. - С. 18-23.
3. Кузнецова М.И. Концепция современной системы контроля и оценки образовательных достижений // Начальное образование. - 2012. - № 5. - С. 46-51.
4. Липкина А.И. Самооценка школьника. - М.:Знание,1976. - 64 с.
5. Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2009. - 121 с.
6. Федеральная образовательная программа начального общего образования // утв. Приказом Министерства просвещения РФ от 16.11.2022 № 992 [Электронный ресурс]. - URL: https://www.garant.ru/hotlaw/federal/1592653/ (дата обращения: 27.07.2023).
7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (обновлённый вариант) // утв. Приказом Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 № 286 [Электронный ресурс]. - URL: https://fgosreestr.ru/uploads/files/14e6445c39109a753ec3b7d239e46fdb.pdf (дата обращения: 27.07.2023).
8. Цукерман Г.А. Оценочная самостоятельность как цель школьного образования [Электронный ресурс]. - URL: https://sites.google.com/site/kniznaapolkavmk/%D1%86%D1%83%D0%BA%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BD-%D0%B3-%D0%B0-%D0%BE%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C_1 (дата обращения: 27.07.2023).