Россия
В статье рассматриваются вопросы обеспечения инклюзивного образования в начальной школе с точки зрения системно-ресурсного подхода, дано описание групп ресурсов и их значение для организации инклюзивного учебно-воспитательного процесса в начальном общем образовании, а также роль качественной подготовки будущих учителей начальных классов с учётом введения инклюзивного образования.
профессиональная подготовка учителя, начальная школа, инклюзивное образование
1. Бубеева Баирма Нанзатовна Проблема инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник БГУ. 2010. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-inklyuzivnogo-obrazovaniya-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya (дата обращения: 14.12.2020).
2. Долгов, А.П., Сухова, М.В. Проблемы воспроизводства научно-педагогических кадров в ВУЗах России // Проблемы современной экономики. - 2004. - № 4(12) С. 227-232 URL: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=600 (дата обращения: 08.01.2021).
3. Зайцев Д. В. Социальные проблемы образовательной инклюзии детей с ограниченными возможностями // Вестник СГТУ. 2011. №2 (60). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-problemy-obrazovatelnoy-inklyuzii-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami (дата обращения: 14.12.2020).
4. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: учебник. − М.: МГУКИ, 2004. − 539 с.
5. Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования) (учитель)" (подготовлен Минтрудом России 31.01.2022) https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56809182/ (дата обращения: 29.03.2023).
6. Самсонова Е.В., Горбунова В.А. Ресурсное обеспечение образовательных организаций при реализации инклюзивного образования (опыт образовательных организаций «Новой Москвы») [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2017 Том 6 № 3 C. 85-103.
7. Удрас А.Э., Галеева Н.Л. Применение системно-ресурсного подхода при организации инклюзивного обучения в начальной школе XIII Международ. науч.-практич. конф. «Шамовские педагогические чтения научной школы Управления образовательными системами», 23 января - 1 февраля 2021 г.: сб. статей. В 2 ч. Ч. 2. - М.: МАНПО, 5 за знания, 2021. - С. 95-98
8. Удрас А.Э. Системно-ресурсный подход в организации инклюзивного обучения // Бизнес и образование в условиях цифровой экономики: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Грозный: ЧГПУ; Махачкала: АЛЕФ, 2020. - С. 341 - 347.
9. Украинцева И. Д. Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями в Республике Бурятия: состояние, проблемы и перспективы // Baikal Research Journal. 2014. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/inklyuzivnoe-obrazovanie-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-v-respublike-buryatiya-sostoyanie-problemy-i-perspektivy (дата обращения: 14.12.2020).
10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриата по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, утверждённый приказом Минобрнауки России от 22.02.2018 N 121 (ред. от 08.02.2021), зарегистрировано в Минюсте России 15 марта 2018 г. N 50362 https://fgos.ru/fgos/fgos-44-03-01-pedagogicheskoe-obrazovanie-121/ (дата обращения: 29.03.2023).
11. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023) https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 29.03.2023).
12. Феталиева Л. П. Достоинства и недостатки инклюзивного образования и интеграции // Вестник ГУУ. 2015. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dostoinstva-i-nedostatki-inklyuzivnogo-obrazovaniya-i-integratsii (дата обращения: 14.12.2020).
13. Феталиева Л.П. Современный взгляд на инклюзивное образование // МНКО. 2018. №4 (71). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-vzglyad-na-inklyuzivnoe-obrazovanie-1 (дата обращения: 14.12.2020).
14. Фролова И.Ю. Инклюзивное образование в России: проблемы и перспективы // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2017. №3 (76). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/inklyuzivnoe-obrazovanie-v-rossii-problemy-i-perspektivy (дата обращения: 14.12.2020).