ГЕЛИЮ АЛЕКСАНДРОВИЧУ ЖЕРЕБЦОВУ — 85 ЛЕТ

Академику Г.А. Жеребцову, научному руководителю Института,

главному редактору журнала «Солнечно-земная физика» исполняется 85 лет

Ученый в истинном высоком значении этого слова, лидер — Гелий Александрович Жеребцов прошел большой интересный путь в науке.

Под его руководством и при непосредственном участии развивалась Норильская комплексная магнитно-ионосферная станция, которую он возглавил в 1964 г., создавались и продолжают создаваться уникальные научные установки, проводятся комплексные исследования физических механизмов солнечной активности и ее влияния на процессы в гелиосфере и околоземном космическом пространстве. Важнейшие результаты по динамике атмосферы Земли оказали существенное влияние на исследование влияния эффектов космической погоды на функционирование радиоэлектронного оборудования геостационарных и высокоорбитальных космических аппаратов.

Большое количество научных работ, создание по инициативе Гелия Александровича Центра космического мониторинга ИСЗФ СО РАН, Объединенного Российско-Китайского научного центра по космической погоде, проведение на постоянной основе Международной Байкальской молодежной научной школы по фундаментальной физике, в которой он является ректором, участие в многочисленных национальных и международных проектах — трудно перечислить все направления научной и организационной деятельности Г.А. Жеребцова, отмеченной многими наградами.

Свое 85-летие Гелий Александрович встречает в расцвете творческих сил. Являясь в настоящее время научным руководителем Института солнечно-земной физики СО РАН, он имеет богатый опыт многолетних исследований в области солнечно-земной физики и огромный потенциал для решения новых актуальных задач.

Одна из важнейших — создание и развитие Национального гелиогеофизического комплекса РАН (НГК РАН) на базе обсерваторий Института. Этот проект является одним из приоритетных для российской науки на ближайшее десятилетие. Его целью является переход на качественно новый перспективный уровень развития экспериментальных исследований в области солнечно-земной физики и решения задач по разработке и освоению инновационных космических технологий.

В настоящее время благодаря поистине титаническим усилиям Гелия Александровича успешно завершен первый этап строительства НГК, дающий зеленый свет для начала второго, заключительного этапа.

Желаем Гелию Александровичу здоровья и больших творческих успехов в реализации задуманного.

Редакция журнала «Солнечно-земная физика»