ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ПРАКТИКИ И НАСТРОЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ НЕСТАБИЛЬНОСТИ 2020–2022 ГГ. (РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Кризисы различной природы являются неотъемлемой частью общественного развития. На уровне отдельных домохозяйств и населения кризисы в первую очередь проявляются в изменении доходов и потребления, что актуализирует необходимость изучения потребительского поведения и настроений населения в нестабильных социально-экономических условиях. Цель исследования – про­анализировать тенденции потребительских практик и настроений жителей Вологодской области в период изменений социально-­экономической ситуации 2020–2022 гг., обусловленных действием внешних объективных факторов. Исследование основывается на данных мониторинга общественного мнения, проводимого Вологодским научным центром РАН. Определено, что потребительские практики населения региона практически не изменяются в количественном и качественном плане, потребительские настроения также стабильны. Сохраняется нейтральная оценка благоприятности и своевременности крупных покупок, приобретения автомобиля, жилья, формирования сбережений. Однако стабильно умеренный уровень потребительских практик и настроений указывает на то, что жители региона не ожидают положительных изменений в экономической жизни своей семьи и страны в ближайшем будущем.

Ключевые слова:
потребление, продовольственные товары, непродовольственные товары, мониторинг, трансформация, потребительские настроения, потребительские практики, доход
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Мау В. А. Кризисы и уроки. Экономика России в эпоху турбулентности. М.: Институт Гайдара, 2016. 488 с.

2. Белехова Г. В. Потребление vs сбережения: выбор россиян в условиях экономической нестабильности 2015-2017 гг. ЭКО. 2020. № 6. С. 26-47. https://doi.org/10.30680/ECO0131-7652-2020-6-26-47

3. Сидоров А. А. Общественный запрос в периоды социальной турбулентности (по материалам социологического исследования в г. Томск). Социодинамика. 2021. № 11. С. 22-42. https://doi.org/10.25136/2409-7144.2021.11.36950

4. Горшков М. К., Тюрина И. О. Состояние и динамика массового сознания и поведенческих практик россиян в условиях пандемии COVID-19. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2021. Т. 21. № 4. С. 739-754. https://doi.org/10.22363/2313-2272-2021-21-4-739-754

5. Svajdova L. Consumer behaviour during pandemic of COVID-19. Journal of International Business Research and Marketing, 2021, 6(3): 34-37. https://doi.org/10.18775/jibrm.1849-8558.2015.63.3005

6. Masood A. COVID-19 impact on consumer behaviour, demand and consumption. International Journal for Innovative Research in Multidisciplinary Field, 2021, 7(1): 63-67. http://dx.doi.org/10.2015/IJIRMF.2455.0620/202101012

7. Hesham F., Riadh H., Sihem N. K. What have we learned about the effects of the COVID-19 pandemic on consumer behavior? Sustainability, 2021, 13(8). https://doi.org/10.3390/su13084304

8. Смирнов С. Н. Влияние пандемии COVID-19 на потребительский рынок России: статистический анализ. Социальные новации и социальные науки. 2020. № 2. С. 149-159. https://doi.org/10.31249/snsn/2020.02.09

9. Леонидова Е. Г. Анализ динамики и структуры конечного потребления в регионе. Социальное пространство. 2020. Т. 6. № 3. https://doi.org/10.15838/sa.2020.3.25.4

10. Dementieva I. N., Shakleina M. V. Applying the index method in the research on consumer sentiment. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast, 2019, 12(1): 153-173. https://doi.org/10.15838/esc.2019.1.61.9

11. Ускова Т. В., Селименков Р. Ю., Анищенко А. Н., Чекавинский А. Н. Продовольственная безопасность региона. Вологда: ИСЭРТ РАН, 2014. 102 c.

12. Аликперова Н. В. Поведение потребителей: современные реалии и глобальные тренды. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2019. Т. 9. № 4. С. 46-51. https://doi.org/10.26794/2226-7867-2019-9-4-46-51

13. Макар С. В., Ярашева А. В. Потребительское поведение россиян: возможности и приоритеты. Народонаселение. 2022. Т. 25. № 4. С. 68-78. https://doi.org/10.19181/population.2022.25.4.6

14. Ярашева А. В., Бурдастова Ю. В., Дохолян А. С. Особенности потребительского поведения россиян в разрезе макрорегионов и социально-доходных групп. Региональные проблемы преобразования экономики. 2014. № 7. С. 27-34. https://elibrary.ru/swmflv

15. Лакман И. А., Тимирьянова В. М., Попов Д. В. Пространственный анализ взаимосвязи доходов и потребления населения на основе панельных данных. Вопросы статистики. 2021. Т. 28. № 2. С. 128-139. https://doi.org/10.34023/2313-6383-2021-28-2-128-139

16. Зубаревич Н. В., Сафронов С. Г. Люди и деньги: доходы, потребление и финансовое поведение населения российских регионов. Известия Российской академии наук. Серия географическая. 2019. № 5. С. 3-17. https://doi.org/10.31857/S2587-5566201953-17

17. Дементьева И. Н. Потребительское поведение населения региона и особенности его адаптации к экономическим условиям кризиса 2014-2015 гг. Вопросы территориального развития. 2018. № 3. https://doi.org/10.15838/tdi.2018.3.43.3

18. Балацкий Е. В., Екимова Н. А. Экономические детерминанты психологического состояния общества. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2008. № 2. С. 18-25. https://elibrary.ru/nrbhoh

19. Горшков М. К. «Русская мечта»: опыт социологического измерения. Социологические исследования. 2012. № 12. С. 3-11. https://www.elibrary.ru/phczpz

20. Ilyin V. A., Morev M. V. Nationwide poverty - "a threat to steady development and our demographic future". Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast, 2022, 15(1): 9-33. https://doi.org/10.15838/esc.2022.1.79.1

21. Дементьева И. Н. Потребительские настроения как индикатор социально-экономических перемен. Современная социокультурная среда города и региона: мат-лы Междунар. российско-армянской конф. (Череповец, 16 ноября 2017 г.) Череповец: ЧГУ, 2018. С. 55-66. https://www.elibrary.ru/xyphwh

22. Белехова Г. В., Морев М. В. Влияние уровня жизни на отношение к социальной реальности в региональном сообществе. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2016. № 2. С. 120-137. https://doi.org/10.14515/monitoring.2016.2.0

23. Балясова А. А. К вопросу о трансформации потребительского поведения в условиях перехода к цифровой экономике. Экономика и управление: проблемы, решения. 2019. Т. 16. № 3. С. 14-18. https://www.elibrary.ru/zzjmmx

24. Дементьева И. Н. Потребление жителями региона товаров и услуг: долгосрочные тренды и новые практики. Журнал экономических исследований. 2022. Т. 8. № 3. С. 28-40. https://www.elibrary.ru/kfxepa


Войти или Создать
* Забыли пароль?