Россия
сотрудник
Рязань, Рязанская область, Россия
в статье представлены результаты разработки организационно-экономического механизма обеспечения энергетической безопасности на основе развития рынка газомоторного топлива. Обоснован перечень инструментов повышения энергетической безопасности. Систематизированы мероприятия по развития российского рынка газомоторного топлива. Определены предпосылки стабильного развития внутреннего рынка газомоторного топлива, как условия обеспечения достаточности и надежности снабжения энергоносителями.
энергетическая безопасность, газомоторное топливо, развитие, внутренний рынок
В современных реалиях существенное значение приобретает расширение внутреннего рынка, перспективным сегментом которого является природный газ, используемый в качестве моторного топлива. С учетом прогнозируемого в среднесрочной перспективе сокращения спроса на внешних (экспортных) рынках, российский рынок газомоторного топлива (а в перспективе и рынок стран таможенного союза) – следует определить, как значимый незадействованный резерв перенаправления объемов выпадающего трубопроводного экспорта в недружественные страны.
Проблематика обеспечения энергетической безопасности Российской Федерации и развития внутреннего рынка газомоторного топлива (далее – ГМТ) получила развитие в работах таких ученых, как Багдасаров Л.Н. [1], Башаратьян М.М. [2], Бушуев В.В., Воропай Н.И., Мастепанов А.М., Шафраник Ю.К. [3], Литвиненко В.В. [4], Люгай С.В. [5], Сергеев Н.Н. [6].
Для стабильного развития внутреннего рынка ГМТ, как условия обеспечения достаточности и надежности снабжения энергоносителями (то есть создание экономически доступных и конкурентных источников энергии с высокой степенью бесперебойности поставок и обеспечение достаточного уровня энергетической безопасности) в долгосрочной перспективе необходимо обеспечить соблюдение следующих условий:
1. Сохранение паритета цен (с учетом теплотворной способности) метана и дизельного топлива в пропорции от 2:1 до 3:1, т.е. на уровне 30-50% стоимости, что позволит обеспечивать принцип экономичности газомоторного топлива для конечных потребителей.
2. Упрощение процедуры получения разрешения на размещение АГНКС, что ускорит процесс возведения газозаправочной инфраструктуры и сдачи ее в эксплуатацию. Перспективным является льготное кредитование на переоборудование транспортных средств (далее – ТС) или приобретение автотранспортных средств на ГМТ, включая специальные условия для лизинга, что позволит расширить автопарк транспортных средств на метане.
3. Меры стимулирования МСП позволят создать дополнительный драйвер роста для развития газомоторной отрасли и снизят барьеры входа.
4. Предоставление федеральной и/или региональной субсидии на возмещение до 48% затрат на переоборудование транспортных средств физическим лицами.
5. Перевод общественного городского транспорта на природный газ создаст локальные точки роста, обеспечивая стабильный спрос на метан в рамках обеспечения муниципальных контрактов и снижает риски инвесторов по созданию и развитию сети АГНКС.
6. При введении запрета на регистрацию устаревших транспортных средств необходима разработка программы утилизации старых автомобилей, с получением дополнительных льгот для покупки новых авто (за сдачу старого ТС в утилизацию предоставляется скидка на приобретение нового автомобиля), что позволит избежать роста числа свалок и, с учетом экологических стандартов, стимулировать обновление автопарка, обеспечить стабильный спрос на газовые ТС.
7. Внедрение механизмов финансового стимулирования локализации производства автомобилей на метане и компрессорного оборудования, что позволит оказать дополнительную поддержку в рамках диверсификации топливного рынка, обеспечение энергетической безопасности и устойчивости, а также формирования технологического суверенитета Российской Федерации.
8. Выделение ТС высокой грузоподьемности, использующих метан в качестве моторного топлива в отдельную категорию и повышение норм бесплатного провоза груза для них, относительно автомобилей с ДВС на жидком моторном топливе, что позволит оказать дополнительное стимулирование для обновления грузового автопарка ввиду экономической выгоды для коммерческих перевозчиков, что особенно актуально, учитывая протяженность автомобильных дорог и уровень грузооборота в Российской Федерации
9. Введение экологических показателей состояния атмосферного воздуха в муниципальных образованиях в качестве показателя оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления позволит ускорить перевод муниципального транспорта на газомоторное топливо и будет способствовать развитию как газозаправочной инфраструктуры (за счет обеспечения гарантированного муниципальными контрактами спроса), так и формированию полного цикла отраслевых услуг, сопряженных с обслуживанием.
Инструментарий развития внутреннего рынка ГМТ в рамках организационно-экономического механизма позволяет воздействовать на уровень энергетической безопасности, повышая его, путем сокращения степени влияния угроз и рисков, проявляющихся на уровнях внутренней и внешней среды, таких как: санкционное давление, в результате которого возникло ограничение доступа как к зарубежным технологиям, так и к иностранным инвестициям в топливно-энергетический комплекс Российской Федерации (Рисунок 1). Помимо этого, сокращение поставок российских энерогоресурсов на рынок Евросоюза, вызывает необходимость переориентации экспорта на рынки стран Юга и Востока и повышение потребления на внутреннем рынке. Таким образом, развитие рынка ГМТ будет способствовать нейтрализации угроз на энергетическую безопасность, а также окажет положительный эффект в виде:
1. Сокращения затрат на топливо в рамках производственного цикла предприятий различных отраслей российской экономики.
2. Сокращение выбросов в атмосферу в процессе производства отечественных технологий за счет замещения традиционного топлива на ГМТ.
3. Сокращение затрат на природоохранную деятельность.
4. Увеличение сроков полезного использования парка газовых ТС и длительности их межсервисных интервалов.
Рисунок 1 – Организационно-экономический механизм обеспечения энергетической безопасности на основе развития рынка газомоторного топлива
Созданию вышеуказанного эффекта способствуют текущие тенденции и возможности, проявляющиеся на различных уровнях влияния факторов среды – внешней и внутренней. Так, общемировые тенденции по переходу к «зеленой» экономике, обусловленные сокращением выбросов в атмосферу загрязняющих веществ и необходимостью формирования системы устойчивого экологического развития с целью сохранения окружающей среды на уровне, приемлемом для безопасной жизнедеятельности будущих поколений. Данный тренд формирует переход на альтернативные источники топливной энергии в целом, и развитие международного рынка СПГ, в частности.
Общемировые тенденции изменения структуры топливного баланса обусловлены, в первую очередь, истощением запасов нефти и снижением доступности энергоресурсов, вызываемым ростом цен на нефть и нефтепродукты.
С учетом наличия санкционных ограничений, рационально рассматривать модель диверсификации, при которой развитие внутреннего рынка альтернативного топлива будет выступать как один из факторов, снижающих угрозы внешней среды. Помимо этого, существуют риски и на внутрироссийском топливном рынке: начиная от локальных дефицитов нефтепродуктов в Дальневосточной и Арктической зонах и завершая укреплением «теневого» рынка контрафактного топлива, возникновение которого, обусловлено в т.ч. ростом цен.
Система развития рынка газомоторного топлива состоит из следующих системообразующих элементов: субъекты управления, к которым относятся органы федеральной, региональной и муниципальной власти, некоммерческие организации, а также экономические агенты крупного, среднего и малого бизнеса; принципов, методов и инструментов развития рынка ГМТ, а также инфраструктурного блока, включающего в себя институты развития (федерального и регионального уровня), финансово-кредитные учреждения и научно-исследовательские институты и центры, учреждения высшего образования.
Органы государственной власти, в лице Министерства энергетики РФ, Министерства транспорта РФ, Министерства промышленности и торговли РФ, Министерства природных ресурсов и экологии РФ, а также Министерства экономического развития РФ, в рамках реализации организационно-экономического механизма выступают не только в качестве субъектов институциональной среды, инициируя и стимулируя развитие рынка, путем применения организационных и экономических методов, и иных инструментов, но и входят в число конечных потребителей. Взаимодействуя с некоммерческими организациями, оказывающими информационное сопровождение для представителей предпринимательства, институты государственной власти обеспечивают исполнение целевых показателей развития путем выстраивания диалога через НКО с коммерческими структурами. Министерство энергетики, Министерство транспорта и Минэкологии обеспечивают достижение целевых показателей государственных программ в области развития рынка газомоторного топлива, Минпромторг, в свою очередь курируя развитие промышленности в Российской Федерации, публикует отраслевые перечни импортозамещения, инициирует меры поддержки для развития отраслей промышленности и торговли, а также обеспечивает механизм компенсации разницы стоимости транспорта на газовом и жидком моторном топливе с целью уравнивания цены для конечного потребителя, что обеспечит укрепление технологического суверенитета российской автомобильной промышленности, т.к. текущий размер субсидии перестал покрывать разницу цены между дизельной и газовой техникой.
Инфраструктурную поддержку в рамках реализации предложенного механизма оказывают институты развития: Фонд развития промышленности и его региональные подразделения, Корпорация МСП и центры поддержки бизнеса – предоставляя целевое финансирование, поручительства и гарантии на льготных условиях. А институты сферы науки и образования формируют профессиональную среду высококвалифицированных кадров, оказывают поддержку в формировании инновационного потенциала.
Методы и инструменты развития рынка газомоторного топлива с целью снижения рисков и нейтрализации угроз энергетической безопасности ранжируются по уровням экономических систем и включают в себя следующие инструменты: координационные, административные и нормативно-правовые, информационные, фискальные, стимулирующие и инструменты территориально-пространственного развития.
1. Багдасаров Л.Н. Преимущества природного газа в качестве моторного топлива [Текст] / Л.Н. Багдасаров // Газовая промышленность. - 2017. - №10 (759). - С. 12-18.
2. Башаратьян М.М. Энергетическая безопасность компаний ТЭК в контексте формирования национальной экономической безопасности [Текст] / М.М. Башаратьян // Проблемы рыночной экономики. - 2021. - № 4. - С. 133-139.
3. Бушуев В.В., Воропай Н.И., Мастепанов А.М., Шафраник Ю.К. Энергетическая безопасность России [Текст] / Под ред. В.В. Бушуева, Н.И. Воропай, А.М. Мастепанова, Ю.К. Шафраник - Новосибирск: «Наука». Сиб. издательская фирма РАН, 1999. - 439 с.
4. Литвиненко В.В. Предпосылки развития внутреннего рынка сжиженного природного газа (СПГ) в качестве газомоторного топлива в Российской Федерации [Текст] / В.В. Литвиненко // Ученые записки Международного банковского института. - 2016. - №16. - С. 149-158
5. Люгай С.В. Научно-технические задачи в области использования природного газа в качестве моторного топлива [Текст] / С.В. Люгай // Газовая промышленность. - 2018. - №1(766) - С. 14-23
6. Сергеев Н.Н. Основные проблемы устойчивого развития регионального рынка газомоторного топлива [Текст] / Н.Н. Сергеев // Вестник ИжГТУ имени М.Т. Калашникова. - 2016. - №4 (72). - С. 60-62