ТЕХНОЛОГИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ ФИЛЬМОВ В ОБУЧЕНИИ БУРЯТСКОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Введение. Бурятский язык находится под угрозой исчезновения. Витальность языка определяется владением им детьми. В настоящее время в республике отмечается острая необходимость в разработке и применении в процессе обучения бурятскому языку таких технологий, которые будут интересны, востребованы детьми дошкольного возраста. Цель исследования — показать возможности использования мультфильмов в процессе обучения бурятскому языку как второму детей дошкольного возраста. В ходе исследования были применены следующие методы: обобщение опыта обучения детей дошкольного возраста бурятскому языку как второму, анализ научной литературы по методике раннего обучения иностранным языкам, развития речи детей дошкольного возраста, использования мультфильмов на языковых занятиях, наблюдение за процессом формирования языковых навыков у детей дошкольного возраста, опытно-педагогическая работа, беседа с учителями бурятского языка дошкольных образовательных организаций Республики Бурятия. В результате исследования было выявлено, что мультфильмы, созданные на бурятском языке, имеют большой дидактический потенциал. Для использования их с целью обучения бурятскому языку осуществлен отбор серий мультфильмов, разработан комплекс заданий к ним. Этот комплекс заданий реализует методы обучения второму языку и алгоритм работы на уроках с видеоматериалами. Научная новизна исследования состоит в анализе обучающего потенциала мультфильмов на бурятском языке, изучении языкового и речевого содержания текстов мультфильмов и возможности использования их в формировании языковых навыков и разработке технологии использования этих мультфильмов в обучении бурятскому языку детей дошкольного возраста. Практическая значимость исследования заключается в описании комплекса заданий для работы над мультфильмами, что дает возможность использования результатов исследования в разработке новых технологий обучения бурятскому языку и другим языкам с применением мультфильмов, в частности в разработке комплекса заданий и упражнений по разным видам языковых и речевых навыков, в создании обучающих мультфильмов.

Ключевые слова:
мультипликационные фильмы; обучение бурятскому языку; комплекс заданий.
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Карпова С.И., Муродходжаева Н. С., Цаплина О.В., Каитов А. П. Педагогический потенциал мультипликации в образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2020. Вып. 6 (212). С. 46-56.

2. Дареева О. А. Мультфильмы как средство обучения бурятскому языку// Проблемы функционирования языков в полиэтническом пространстве: материалы международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию Бурятского государственного университета имени Доржи Банзарова (Улан-Удэ, 20-21 апреля 2022 г.) / научный редактор Л. Б. Будажапова, ответственный редактор Б. Д. Цырендоржиева. - Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2022. C. 81-89

3. Гринько, Е.Н. Использование мультипликационных фильмов при обучении РКИ детей младшего школьного возраста. / Международная научно-практическая интернетконференция “Актуальные вопросы описания и преподавания русского языка как иностранного/неродного” // Сборник материалов. Под общ. ред. Н.В.Кулибиной. - М.: Издательство: Государственный институт русского языка им. А.С.Пушкина, 2018. с. 361-365 https://www.elibrary.ru/download/elibrary_36567086_66517465.pdf (дата обращения:17.11.2023)

4. Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника / И.Л. Бим. - М.: Русский язык. - 1977. - 288 с.

5. Дареева О.А. Методические рекомендации по реализации программы начального курса бурятского языка для детей старшего дошкольного возраста «Амар мэндэ-э!». Улан-Удэ : «Бэлиг», 2017. 44 с.

6. Казакова Е.А. Мультфильмы как средство развития коммуникативной компетенции учащихся начальной и средней ступеней / Е.А. Казакова // Проблемы романо-германской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков. - 2009. - С. 102 - 105.

7. Яшина В. И. Теория и методика развития речи детей : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В. И. Яшина, М. М. Алексеева ; под общ. ред. В. И. Яшиной. 4-е изд., перераб. и доп. М. : Издательский центр «Академия», 2013. 448 с.

8. Мильруд Р.П. Обучение английскому языку в дошкольном образовании: эксперимент продолжается // Просвещение. Иностранные языки. 2014. (Электронный ресурс] Режим доступа: «Просвещение. Иностранные языки» Обучение английскому языку в дошкольном образовании: эксперимент продолжается (prosv.ru) (дата обращения:17.11.2023)

9. Цыренова Ц.Ц. К проблеме разработки учебного пособия для раннего обучения бурятскому языку (от 3 до 5 лет) // Азиатско-Тихоокеанский регион: история и современность - XV. Материалы научно-практической (заочной) конференции молодых ученых, посвященной 90-летию Бурятского государственного университета имени Доржи Банзарова и 30-летию Восточного института. Науч. редактор С.Г. Ошоров. Улан-Удэ, 2022. С. 231-234.

10. Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника [Текст] / И.Л. Бим. — М.: Русский язык, 1977. — 288 с.

11. Бурятский язык в регионах России, Монголии и Китая: состояние, проблемы, факторы сохранения и развития: монография / отв.ред. Д.Д. Бадараев. — Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2020. — 256 с.

12. Гринько Е.Н. Использование мультипликационных фильмов при обучении РКИ детей младшего школьного возраста [Текст] / Е.Н. Гринько // Международная научно-практическая интернет-конференция «Актуальные вопросы описания и преподавания русского языка как иностранного/ неродного» // Сборник материалов / Под общ. ред. Н.В. Кулибиной. — М.: Изд-во Гос. института русского языка им. А.С. Пушкина, 2018. — С. 361–365. — URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_36567086_66517465.pdf (дата обращения: 17.11.2023).

13. Дареева О.А. Мультфильмы как средство обучения бурятскому языку [Текст] / О.А. Дареева // Проблемы функционирования языков в полиэтническом пространстве: материалы международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию Бурятского государственного университета имени Доржи Банзарова (Улан-Удэ, 20–21 апреля 2022 г.) / научный редактор Л.Б. Будажапова, ответственный редактор Б.Д. Цырендоржиева. — Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2022. — C. 81–89.

14. Дареева О.А. Методические рекомендации по реализации программы начального курса бурятского языка для детей старшего дошкольного возраста «Амар мэндэ-э!» [Текст] / О.А. Дареева . — Улан-Удэ: Бэлиг, 2017. — 44 с.

15. Казакова Е.А. Мультфильмы как средство развития коммуникативной компетенции учащихся начальной и средней ступеней [Текст] / Е.А. Казакова // Проблемы романо-германской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков. — 2009. — С. 102–105.

16. Карпова С.И. Педагогический потенциал мультипликации в образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / С.И. Карпова, Н.С. Муродходжаева, О.В. Цаплина, А.П. Каитов // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2020. — Вып. 6. — С. 46–56.

17. Мильруд Р.П. Обучение английскому языку в дошкольном образовании: эксперимент продолжается [Текст] / Р.П. Мильруд // Просвещение. Иностранные языки. 2014. (Электронный ресурс]. URL: «Просвещение. Иностранные языки» Обучение английскому языку в дошкольном образовании: эксперимент продолжается (prosv.ru) (дата обращения: 17.11.2023).

18. Негневицкая Е.И. Иностранный язык для самых маленьких: вчера, сегодня, завтра [Текст] / Е.И. Негневицкая // Иностранные языки в школе. — 1987. — № 6. — С. 20–26.

19. Некрылова Н.Н. Мультфильмы в обучении иностранному языку дошкольников [Текст] / Н.Н. Некрылова. — URL: https://www.rgph.vsu.ru/ru/science/sss/reports/11/nekrylova.pdf

20. Рогова Г.В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательном учреждении [Текст]: пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Г.В. Рогова, И.Н. Верещагина. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2000. — 232 с.

21. Содномов С.Ц. Развитие родной бурятской речи детей дошкольного возраста как основа формирования глобальных компетенций [Текст] / С.Ц. Содномов // Поиск. — 2020. — № 5. — С. 21–24. — URL: www.elibrary.ru/contents.asp?id=46235248

22. Цыренова Ц.Ц. К проблеме разработки учебного пособия для раннего обучения бурятскому языку (от 3 до 5 лет) [Текст] / Ц.Ц. Цыренова // Азиатско-Тихоокеанский регион: история и современность — XV. Материалы научно-практической (заочной) конференции молодых ученых, посвященной 90-летию Бурятского государственного университета имени Доржи Банзарова и 30-летию Восточного института / Науч. ред. С.Г. Ошоров. — Улан-Удэ, 2022. — С. 231–234.

23. Чудочина Т.П. Игра в обучении дошкольников иностранному языку [Текст] / Т.П. Чудочина // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). — Т. 0. — Уфа: Лето, 2013. — С. 76–78. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/68/3604 (дата обращения: 16.03.2024).

24. Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей [Текст]: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В.И. Яшина, М.М. Алексеева; под общ. ред. В.И. Яшиной. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Академия, 2013. — 448 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?