докторант
Тюмень, Тюменская область, Россия
Тюмень, Тюменская область, Россия
УДК 656.135.3 Сезонные перевозки
ББК 395 Воздушный транспорт
На процессы изменения качества автомобилей влияют условия и интенсивность их эксплуатации. В исследованиях принято аппроксимировать изменение интенсивности эксплуатации техники в течение года гармоническими моделями, которые позволяют отразить сезонный характер использования техники. Диапазон варьирования интенсивности эксплуатации оценивается коэффициентом вариации. При этом гармонические модели не всегда способны с высокой точностью описать набор данных по эксплуатации техники, а коэффициент вариации не отражает скорость изменения функции интенсивности эксплуатации по месяцам года, которая может влиять на потоки отказов и восстановления. В связи с этим целью исследования является определение характера изменения интенсивности эксплуатации автомобилей, при котором точность аппроксимации гармоническими моделями уменьшается. Актуальность и новизна исследования заключается в поиске путей повышения точности имитационного моделирования процессов технической эксплуатации автомобилей, что позволит повысить эффективность управления ресурсами автотранспортных предприятий. В работе использованы методы имитационного моделирования, интерполяции и регрессии с использованием языка программирования Python. Результатом работы является определение границ диапазона использования гармонических моделей для описания характера изменения интенсивности эксплуатации автомобилей, а также использование наряду с коэффициентом вариации градиента функции как параметров, характеризующих диапазон варьирования интенсивности эксплуатации по месяцам года.
имитационное моделирование, эксплуатация, автомобили, интенсивность, транспорт, модели
1. Захаров, Н.С. Моделирование процессов изменения качества автомобилей: монография / Н.С. Захаров. ТГНГУ. Тюмень, 2002. 128 с.
2. Ракитин, А.Н. Влияние сезонных изменений условий и интенсивности эксплуатации на поток отказов автомобилей : 05.22.10 : дис. … канд. техн. наук / А.Н. Ракитин. ТГНГУ. Тюмень, 2004. 190 с.
3. Елесин, С.В. Корректирование нормативов ресурса элементов тормозной системы автомобилей с учетом сезонной вариации интенсивности и условий эксплуатации / С.В. Елесин, А.С. Елесин, А.С. Терехов // Инженерный вестник Дона. - 2015. - 2 (37). - С. 169.
4. Макарова, А.Н. Методика оперативного корректирования нормативов периодичности технического обслуживания с учетом фактических условий эксплуатации автомобилей : 05.22.10 : дис. … канд. техн. наук / А.Н. Макарова. ТГНГУ. Тюмень, 2016. 204 с.
5. Бузин, В.А. Организация технического обслуживания с учетом вариации интенсивности эксплуатации автомобилей / В.А. Бузин, Н.С. Захаров, А.Э. Александров // Транспорт Урала. - 2023. 2 (77). С. 60-65.
6. Fred, L.Terry. A modified harmonic oscillator approximation scheme for the electric constants of Alx, Ga1-x, As. / Terry L. Fred // Journal of Applied Physics. 1991. Vol. 70. p. 409-417.
7. Cao, J. Modelling physical systems by effective harmonic oscillators: the optimized quadratic approximation / J. Cao, G. Voth // The journal of chemical physics. 1995. Vol. 102. p. 3338-3348.
8. Taut, M. Generalized gradient correction for exchange: deduction from the oscillator model / M. Taut // A physical review. 1996. Vol. 53. p. 3143.
9. Власов, А.И. Системный анализ технологических процессов производства сложных технических систем с использованием визуальных моделей / А.И. Власов // Международный научно-исследовательский журнал. - 2013. - №. 10-2 (17). - С. 17-26.
10. Брусакова, И.А. Имитационное моделирование бизнес-процессов для цифровых двойников / И.А. Брусакова // Петербургский Экономический Журнал. - 2023. - №.1. - С. 51-61.
11. Kim, B. S. Cooperation of simulation and data model for performance analysis of complex systems / B. S. Kim, T. G. Kim //International Journal of Simulation Modelling. 2019. Т. 18. №. 4. С. 608-619.
12. Lambiotte R. From networks to optimal higher-order models of complex systems / R. Lambiotte, M. Rosvall, I. Scholtes //Nature physics. - 2019. - Vol. 15. №. 4. С. 313-320.